Мы уже сообщали, что Бобруйский кожкомбинат оказался в непростой финансовой ситуации. 5 октября на внеочередном собрании акционеров предприятия обсуждался единственный вопрос – о подаче в экономический суд заявления «О признании ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» экономически несостоятельным (банкротом)». С такой инициативой выступил «Беллегпром», однако акционеры ее не поддержали.
«Мы понимаем, что большая часть акционеров не хочет упускать активы. Но, тем не менее, когда организм болен, его нужно лечить, – так прокомментировала это решение порталу Вobrlife.by председатель «Беллегпрома» Татьяна Лугина. – Бобруйский кожевенный комбинат продолжает работать. Вопрос: каким образом? Обязательства, какие были, такими и остаются... Предприятию будет сложно работать дальше. Может быть, акционеры еще сами придут с этим вопросом. Но из опыта: несвоевременность принятия решения – это еще большее усугубление ситуации».
Мы попросили генерального директора ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» Игоря Сысоя рассказать о том, что сегодня происходит на предприятии.
– Предприятие в настоящее время продолжает производственную деятельность с учетом сложившегося финансово-экономического состояния. Комбинат стабильно финансирует текущую деятельность, – подчеркивает гендиректор. – Мы обеспечены сырьем и материалами, выпускается продукция, которая находит своего покупателя как в Беларуси, так и за ее пределами, выплачивается заработная плата. Конечно, работать в условиях, когда финансовые обязательства перед кредиторами превышают возможности по ее погашению – это непросто, из-за долгов счета предприятия закрыты, и часть выручки через отдел принудительного исполнения сразу идет на выполнение обязательств.
– Игорь Анатольевич, когда на комбинате начались проблемы и с чем они связаны?
– Не хотел бы обсуждать вопрос, с чем связаны проблемы комбината и как давно они начались. В качестве руководителя я здесь работаю очень короткое время (Игорь Сысой был назначен гендиректором 10 марта 2020 года – прим. ред.) и своей задачей, в первую очередь, вижу – не обсуждать проблемы, а находить пути их решения. Предприятие с большой историей, хорошим коллективом, современным оборудованием и необходимо, с учетом текущей ситуации, обеспечить его функционирование, сохранить коллектив и основной вид деятельности.
– На прошедшем 5 октября внеочередном собрании акционеров большинство из них проголосовали против процедуры санации. Почему? Что вы лично об этом думаете?
– Я не являюсь акционером предприятия и не могу комментировать решение собственников. Акционерным обществом управляют акционеры. Большинство из них приняли такое решение, и мы должны его исполнять, то есть, продолжать далее работать в среде финансово-экономических проблем.
Санация, банкротство – это грубые слова, и многих они пугают. Я считаю, что вопрос о санации кожевенного комбината своевременный и очень важный – это даст возможность предприятию финансово оздоровиться и продолжить свою работу. Это мировая практика, целью которой является освобождение предприятия от долгов, которые оно не в состоянии погасить в силу отсутствия необходимых средств. В мире много примеров крупных мировых компаний, которые прошли процедуру санации и успешно работают, и в Беларуси немало таких примеров. Для меня такое предложение акционерам – это непростой шаг, решение нужно принимать своевременно, а затягивание решения еще больше усугубит ситуацию.
– Сколько у комбината кредиторов? Какова сумма долга?
– В абсолютной цифре это ни о чем не скажет стороннему человеку. Количество кредиторов и сумма долга не указывают на то, что предприятие нуждается в финансовом оздоровлении. Для того, чтобы предприятие было признано банкротом, есть экономические показатели и абсолютные цифры, которыми и руководствуется экономический суд. В соответствии с критериями оценки платежеспособности субъектов хозяйствования неплатежеспособность комбината приобретает устойчивый характер.
– Какие меры и на каком уровне предпринимаются для выхода из сложной ситуации?
– Были предложены и реализованы различные варианты финансового оздоровления. Для стабилизации был предложен единственно возможный вариант – процедура санации. В любом случае решение по долгам, которые имеются у предприятия, необходимо принимать, потому что в настоящее время предприятие не в состоянии самостоятельно развязать долговой финансовый узел.
– Сколько человек сегодня работает на кожевенном комбинате? Не планируется ли «оптимизация» коллектива?
– На 1 октября работало 319 человек. Из них 45 – ИТР, что составляет 15 процентов от всего коллектива. Средняя зарплата у нас сегодня – 815 рублей. Конечно, она невысокая, хотелось бы больше. И, прежде всего, она связана не с финансово-экономическими трудностями предприятия, а с кризисной ситуацией в мире, закрытием рынков, падением покупательской способности, снижением объемов производства.
Оптимизации не было и не планируется. Мы прекрасно понимаем, что экономическая пандемия рано или поздно закончится, и нужны будут люди для того, чтобы продолжать выпускать продукцию. А кадры, работающие на предприятии – это высококвалифицированные работники, со специальными навыками. Не думаю, что надо кого-то сокращать. Возможно, в случае возвращения рынков сбыта нужно будет еще и набирать людей. Да, под те объемы, которые мы сейчас выпускаем, численность работников лишняя. Но уволить проще, чем потом найти специалистов в кожевенной отрасли.