Людмила Госпирович – Заслуженный учитель Республики Беларусь, «Отличник народного образования», в 2001 году была внесена в Книгу славы Могилевщины.
Окончив Могилевский пединститут, Людмила Владимировна более 40 лет посвятила педагогике. Из своей родной СШ №17, что на Форштадте, учитель начальных классов на заслуженный отдых ушла в 65 лет.
Всю себя Людмила Владимировна отдавала работе, ученикам. Возможно, именно потому свою семью так и не создала.
– Мне мама говорила: «Оторвись ты уже от своей работы, сходи к подругам, отдохни», – улыбается собеседница. – А я очень любила свою работу и делала ее с удовольствием.
И ее классы всегда были переполнены. Многие хотели определить своего ребенка именно к Госпирович. Ведь педагог и вне уроков была рядом со своими учениками – «КВН», «Огонек», «День именинника»... На такие мероприятия дети приходили с родителями, бабушками и дедушками. Пекли печенье, накрывали столы, готовили концерты.
– Людмила Владимировна, а сейчас дети другие?
– Дети во все времена разные: есть ответственные, есть хулиганы. Зато странная закономерность: часто те, кто не блистал знаниями и хорошим поведением, вырастают более благодарными, чем отличники. Бывшие хулиганы на улице остановятся, спросят, как дела, как здоровье. А отличники – нет. Я не про всех говорю, но про большинство.
– А родители изменились за 40 лет?
– С их стороны появилось много претензий, а сами, порой, и палец не прикладывали к воспитанию ребенка. Многие из них видели основной своей задачей накормить и одеть, а все остальные обязанности переложили на школу. Мне кажется, что сейчас эта позиция меняется – сужу со слов своих коллег, смотрю и читаю СМИ.
– Вы тоже считаете, что раньше система образования была проще?
– Раньше было лучше. Программа распределялась не на пять учебных дней, а на шесть – у детей было по четыре урока в день, и они не так уставали. Больше внимания уделяли основным предметам – математике, русскому языку. Потом появились ОБЖ, ЗОЖ, иностранный в младшей школе, за счет чего количество часов на основные предметы сократилось. И если раньше на основные правила грамотности – безударные гласные или парные согласные – давалось десять часов, то стало шесть-восемь часов. Раньше мы изучали наречие, второстепенные члены предложения к концу четвертого класса, сейчас эти темы перешли в пятый-шестой классы. И родители еще жалуются, что программа сложная, никакая она не сложная!
– А учителя нужно разгрузить?
– Увы, и раньше так было, и сейчас такое есть: знаю от многих учителей, что они ходили по домам на порученном участке, уточняли данные о безработных, алкоголиках. Ну какое отношение к этому имеет учитель? Тем более, когда он один идет, это еще и опасно. А еще учителя должны были АПИ проверять по домам, и я ходила. А потом еще акты проверки к 12 часам на стол положи. И все это в нерабочее время, и отгулов за это никаких не давали. Порой на учителей вешают все, что можно. Нужно снять с учителей несвойственные им функции, освободить от лишних бумаг. Лучше пусть будет больше времени подготовиться, как следует, к урокам. Не мешало бы еще подкорректировать проведение внеклассных мероприятий. Раз в неделю – классный час и раз в неделю – информационный час, этого достаточно. В рамки этих мероприятий можно включить ПДД и прочее. А то малыши сидят на шестом уроке – это никуда не годится. А ведь они еще и во вторую смену некоторые ходят.
– Должен ли учитель быть проводником государственной идеологии?
– Раз учитель работает в государственной школе, он должен поддерживать ту политику, которую проводит государство. В детях необходимо воспитывать патриотизм и любовь к родине. Если не школа и не учитель, то кто это будет делать? Раньше в учебниках, сборниках диктантов все тексты и отдельные предложения были о Родине, партизанах, ветеранах, героях, об отношении к старшим. Сейчас ничего этого нет, все тексты про лес, поле, березку, рябинку. Чувство патриотизма должно прививаться на каждом уроке, ежедневно. И еще раньше мы ходили к живым участникам войны, приглашали их в школу. Дети приходили к ветерану нарядные, с цветами, слушали его рассказы с горящими глазами. Запомнилось, как мы пришли к бывшей связной партизанского отряда, у нее вся грудь в медалях. Она рассказывала детям о войне, о победе. Уходим, а двое моих мальчишек, самые хулиганистые в классе, говорят ей: «Бабушка, может, вам что-то надо помочь? Мы придем». У меня аж слезы на глазах были.
– Падает ли престиж вашей профессии?
– Престиж, наверное, падает, и происходит это уже не первый год. Помню, раньше родителю скажешь прийти в школу – назавтра он тут как тут. А сейчас одни претензии к учителям: не так учишь, не то задание дал, не ту оценку поставил. Причем, к учителям хорошим, авторитетным, опытным. Почему так происходит? Как-то я читала в газете про изменения в Китае после того, как семьям запретили заводить больше одного ребенка. Дети там стали самолюбивыми эгоистами, лентяями. Я подумала, что у нас происходит то же самое. У многих родителей – по одному ребенку. Это для них золотое яйцо, идол. Да еще большинство живет в квартирах, где дети сидят и ничего не делают. У родителей сегодня нет мер поощрения и наказания, есть только поощрения. Они ждут, что весь мир будет относиться к их детям так же, как они. Родители не принимают учителя, который может поставить их ребенку плохую оценку, пожурить его за плохое поведение.
* * *
29 сентября Людмиле Владимировне Госпирович исполняется 73 года. Она полна энергии и оптимизма, не сидит без дела. Живет в своем доме, грядки с овощами, цветочные клумбы – все в полном порядке. Зимой любит читать. Выписывает газету «Звязда», разные журналы. У нее много приятельниц, с которыми любит встретиться за вкусным пирогом, который сама же и готовит.
Бывшие коллеги со школы не забывают: поздравляют с Днем учителем, присылают открытки к праздникам.
Пенсия Заслуженного учителя составляет 580 рублей. На жизнь, говорит Людмила Госпирович, хватает, даже новые наряды покупает. Но вот путешествие в другие страны позволить себе не может.