«Чем, по-вашему, пахнет осень?» – обратилась со сцены к зрителям одна из участниц «Глушанского хуторка». Вот же странный вопрос! Но в самом деле – чем? Скошенным сеном? Антоновками в садах? Дымом костров и прелыми листьями? А какой у осени вкус? Может, он сладковато-приторный или терпкий, как недозревшее вино? Зачем гадать, если можно попробовать! Именно так и поступили гости и участники фестиваля народного творчества и ремесел, собравшись в Глуше в субботу, 3 октября.
В одиннадцатый раз большая поляна у деревянной мельницы, к сожалению, так и не ставшей изюминкой этнографического музея, наполнилась шумом голосов и буйством красок. Празднично алела калина, крутобокие тыквы воплощали самую суть плодородия и достатка, на грубые доски столов чинно легли белые скатерти.
А вот и гости! Очаровательные участницы народного хора ветеранов труда «Бобруйские зори» на «хуторке» не впервые. Говорят, сегодня не поют, сегодня отдыхают. Как раз за теми столами со скатертями. И о вкусе здешней осени убеленные сединами и умудренные опытом женщины знают доподлинно. Он свойский и родной. Самый сладкий, а иногда рябиново горький. И эта горечь под глушанские драники с грибами – самое оно.
Тем временем на другом конце поляны, благостно покряхтывая, мужчина вскидывает на плечо 35-килограммовый мешок. Не тяжело ли? Своя ноша не тянет! Сквозь сетку стыдливо розовеет глянцевыми боками отборная картошка – по 50 копеек за килограмм. Не сказать, чтобы очень дешево (в городе на рынке можно и дешевле найти), но зато гляньте, какая красавица!
Цветовод Алла Андреевна продает комнатные цветы в горшках. Товар не самый деревенский, но и Глуша – не глушь. Люди подходят, интересуются цветущей красотой. Гортензии, гибискусы… Торговля идет ни шатко, ни валко. Алла на «хуторке» впервые, приехала из Бобруйска по приглашению знакомой, пока сравнивать не с чем.
А вот постоянные посетители отмечают, что год от года сельскохозяйственная ярмарка хиреет. Картошка, комбикорм, ячмень, овёс, мёд, выпечка, саженцы и декоративные растения, – вот, пожалуй, и всё разнообразие на сегодня.
Гурманам тоже разгуляться особо негде – только импровизированная корчма «У Васiля» исправно пыхтит самоварами и дымит мангалами. Да еще Бортниковские хозяюшки удивили разнообразием блюд из картофеля. От гастрономического роскошества прежних лет не осталось и следа.
Зато в эти же дни в городе идет бойкая торговля сельхозпродукцией прямо с колес на центральных улицах. Ярмарки по выходным в режиме нон-стоп. За горожан, конечно, можно порадоваться. Но сельчан-то зачем обделять?
Впрочем, как говорится, не хлебом единым… Перевалив юбилейную черту, «Глушанский хуторок» утратил милую сердцу домашность, но зато приобрел масштабность. Стал заметен явный крен от уникальной ярмарки ремесел, как ее задумывала Мария Сущенко, в сторону привычной клубной самодеятельности.
Нынешний гала-концерт победителей районного конкурса белорусской песни «Люблю тебя, Белая Русь» растянулся на добрых три часа и вопреки статусу районного собрал коллективы семи районов Могилевщины. Даже народный фольклорный ансамбль «Адраджэнне» впервые приехал в Глушу из Хотимска, а это, на минуточку, 260 км в один конец!
Но таким гостям мы всегда рады. Как рассказала художественный руководитель «Адраджэння» Юлия Мамченко, для их коллектива дальнее расстояние — не препятствие. Участники ансамбля легки на подъем и всегда готовы «людей посмотреть и себя показать». И показали! В репертуаре «Адраджэння» есть аутентичные песни Хотимского района, которые они старательно переняли от старших коллег. Одна из этих песен «Была ў пана кабыла» особенно понравилась слушателям.
Несомненное приобретение «Глушанского хуторка» – конкурс местных фольклорных обрядов «Вяртанне да вытокаў». Ценность его именно в слове «местных». Участники сельских клубов и Домов культуры буквально по крупицам собирают и восстанавливают традиции и обряды, бытовавшие в их деревнях. Это серьезная этнографическая работа, которую уже не первый год организует районный Центр культуры, – рассказывает его методист Гульнара Луашвили.
Например в этот раз творческий коллектив Горбацевичского СДК представил на суд жюри реконструкцию обряда «Праводзiны ў войска», бытовавшего на территории волости в XIX веке. Юношу провожали в армию на 25 лет, и для его семьи это было драматическое расставание. Мать благословляла сына иконой и посыпала под его ноги песок, чтобы была легкой обратная дорога, а девушка срывала с его рубашки пуговицу и отдавала на хранение матери. Особенно отрадно, что восстановлением обряда занимались дети и подростки.
А вот некогда популярный конкурс на лучшую хозяйку сельского подворья организаторы зачем-то заменили конкурсом «Хозяйка Глушанского хуторка» с весьма сомнительной концепцией. Теперь вместо рачительности и домовитости стали оценивать внешность и навыки самопрезентации. В фантазии пятерым участницам не откажешь, но некоторые пассажи со сцены заставляли краснеть благопристойную публику. В итоге борьба с гендерными стереотипами обернулась изрядной порцией пошлости. Не все конкурсы одинаково хороши.
С ремёсел и ремесленников когда-то начинался «Глушанский хуторок». Без них он просто немыслим. Здесь уже есть свои «ветераны», есть и «дебютанты».
Тканые пояса ручной работы представила Валентина Гайшун, руководитель любительского объединения декоративно-прикладного искусства «Пятровіцкія ткачы». А ее землячка из Мачулок Алла Ткач привезла хлеб, испеченный по традиционному рецепту. Мастера Глусского районного Дома ремёсел показали аппликации из соломки, корзины из лозы. Из далекого Хотимска приехали вышитые рушники Татьяны Ковалёвой.
К народным мастерам гончарам Юрию Бовде и Александру Орлову в этот раз присоединился их осиповичский коллега Дмитрий Полещук. На троих они сообразили чумовую технологию восстановительного обжига, в результате которой горшки из печи вышли черные, как антрацит с красивыми рыжими подпалинами. По всему было видно, что мастера и сами довольны получившимся, но кроме как друг с другом, радостью поделиться им было не с кем.
Гончарные печи от публики прикрывала огромная надувная горка, а внимание детворы всецело занимали батут, контактный зоопарк и лазертаг. Взрослые фланировали вдоль торговых рядов от столиков к сцене и обратно. Каждый на «хуторке» находил развлечение по душе.
* * *
Если в тот момент вы вдруг смогли бы подняться над поляной, над толпой, над гремящей сценой, вы бы увидели, как на периферии этого броуновского движения солнце золотит серый металл церковных крестов, в тени дубов дремлет истосковавшаяся по ветру мельница, а вокруг в кленовых кронах стремительно разгорается неминуемый пожар. Тогда вы бы увидели, как осень накрывает Глушу своим кружевным крылом.