«Пришлось менять пароли и контакты во всех аккаунтах». Как мошенники добрались до популярной интернет-площадки объявлений

5751
Татьяна ФЕДОСОВА. Фото: pixabay.com
В последние дни широкое распространение во всех регионах Беларуси получили случаи хищений денег у граждан, разместивших на одной популярной в республике торговой площадке объявления о продаже товаров. За сентябрь только по Бобруйску зарегистрировано не менее 37 подобных преступлений.

– Схема совершения преступления довольно проста, – рассказывает Александр Федорцов, заместитель начальника Бобруйского межрайотдела Следственного комитета. – Посредством различных мессенджеров с гражданами, разместившими на торговой площадке объявление о продаже товаров, начинается переписка от имени потенциального покупателя. В ходе общения продавцу предлагается перейти по ссылке, внешне схожей с площадкой (на самом деле поддельной, «фишинговой», c окончанием доменного имени на «be», «co», «cc», «biz»), где потерпевшие вводят реквизиты своей банковской карты для якобы отправки на их счет предоплаты за приобретаемый товар. После ввода данных никаких денег продавец не получает, а с его банковской карты незамедлительно списываются все денежные средства. В ряде случаев потерпевшие, несмотря на предупреждающие информационные СМС-сообщения из банков о возможном хищении денежных средств, сами предоставляли поступившие им коды для совершения операций.

В сентябре 2020 года только в Бобруйске зарегистрировано не менее 37 преступлений, совершенных таким способом, сообщили в межрайотделе СК.

Например, 25 сентября в милицию поступило заявление 33-летней жительницы города о хищении денег с ее банковской карты. Она подала объявление на данной торговой интернет-площадке о продаже женской куртки. После чего с ней связался потенциальный покупатель. Используя номер зарубежного оператора сотовой связи, он завел с ней переписку в Viber, втерся в доверие, предоставил ссылку «фишингового» сайта. На нем заявительница ввела реквизиты своей банковской карты, после чего все 273 рубля с ее счета исчезли.

По подобным фактам следователи возбуждают уголовные дела.

А бобруйчанка Екатерина Н., у которой также есть профиль на популярной интернет-площадке объявлений, столкнулась с мошенником под видом продавца.

– На днях, зайдя в свой профиль, где я преимущественно продаю ставшие ненужными детские вещи, с удивлением обнаружила, что среди моих объявлений появилось также чужое – о продаже шуруповерта, которого я не размещала, а рядом с ним – сообщения от его потенциальных покупателей, – рассказывает Екатерина. – Предположив, что мой профиль взломали, обратилась в службу поддержки, где мне помогли оперативно заблокировать мошенническое объявление и сменить пароль. Кроме того, мне объяснили, что взломали не профиль на торговой площадке, а мою электронную почту и, вероятно, уже давно, и теперь мои данные находятся в трех базах украденных аккаунтов. Это стало для меня большим потрясением. Пришлось менять пароли и контакты во всех аккаунтах, в интернет-магазинах и соцсетях, к тому же осталось весьма тревожное ощущение от потери приватности.

Чтобы не стать жертвой – не будьте так доверчивы

Следственный комитет Республики Беларусь еще раз напоминает гражданам простые правила поведения:

  • никому не сообщайте номера своих платежных карт и любые коды (у банковских работников и так есть все нужные данные);
  • при использовании известных вам сайтов обращайте внимание на их внешний вид. Возможно, вы зашли на их поддельные копии;
  • вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов (обычно в браузере рядом с адресом такого сайта отображается значок замка на зеленом фоне);
  • не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах;
  • не используйте слишком простые пароли, либо те, о которых можно легко догадаться (даты рождения, номера телефонов и т.д.);
  • по возможности используйте двухфакторную аутентификацию, когда, кроме ввода логина и пароля, необходимо вводить временный код, отправляемый обычно на мобильный телефон в виде SMS-сообщения либо push-уведомления;
  • остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях;
  • с осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов (финансовые учреждения почти никогда не запрашивают финансовую информацию по электронной почте);
  • при поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых транзакций либо передаче финансовых реквизитов, обязательно проверяйте данную информацию (перезвоните знакомому по телефону, мессенджеру, если это невозможно – задайте собеседнику контрольные вопросы, ответы на которые не могут быть известны третьим лицам);
  • при осуществлении интернет-платежей по возможности используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности, такие, как 3-D Secure для международных платежных систем Visa и MasterCard или интернет-пароль для платежной системы БЕЛКАРТ;
  • никому не сообщайте коды подтверждения операций, приходящие от банков по SMS.

Что касается продажи товаров с использованием торговых интернет-площадок:

– Рекомендуется все действия (общение в чате, перевод денег, использование доставки) совершать исключительно на самой платформе объявлений и не переходить по ссылкам, которые вам высылают неизвестные собеседники. Также нелишним будет ознакомиться с основными правилами безопасности использования торговой площадки, размещенными на сайте платформы, – добавляют в СК.