За что учителя обидели?
В детстве Галине прочили карьеру педагога. Ведь ее мама была Заслуженным учителем России, и все были уверены, что дочь просто обязана пойти по ее стопам. Но не тут-то было.
В 8-м классе средней школы (Галина жила тогда с родителями в Смоленской области) произошел эпизод, который решил дальнейший жизненный путь.
– Мы с товарищами и учителем физкультуры были на демонстрации в честь Октябрьской революции, – рассказывает Галина Федоровна. – И вдруг нашего учителям забирают правоохранители. Мы с ребятами побежали в участок милиции, чтобы понять, что случилось. У двери кабинета услышали, как с нашим учителем грубо там говорили. Не помню уже, в чем именно его тогда обвиняли, но так как задержанный был очень хорошим учителем и человеком, я была возмущена тем, как его задержали и как с ним разговаривают. Придя домой, заявила родителям: «После школы буду поступать в юридический!»
Правда, осуществить свою мечту сразу не удалось: пришлось два года отработать в школе, так как для поступления в юридический вуз тогда требовался рабочий стаж.
В 1971 году Галина поступила в Саратовский юридический институт им. Курского на специальность «Правоведение». А после его окончания была распределена в Горьковскую область, следователем в прокуратуру.
«Стою я в магазине и чувствую сзади нож»
С самого начала работы Галине Пермяковой "повезло" заниматься очень сложными, запутанными делами, по которым смело можно было бы писать сценарии для остросюжетных сериалов. Но свое первое дело Галина Федоровна помнит по сей день:
– В одном из районов Горьковской области жили одни татары. Перед моим приездом там произошло ЧП: два родных брата убили мужчину. Мне удалось найти свидетелей, которые дали показания в отношении братьев. Их отец пришел ко мне в прокуратуру и стал уговаривать вырвать из дела листы с этими показаниями. Я отказалась, тогда он стал угрожать мне. И вот однажды стою я в магазине и чувствую сзади нож у спины. Конечно, я, молодая девчонка, испугалась. Прокурор предложил мне написать заявление на этого мужчину, я отказалась, потому что мне его было жалко: и так двое сыновей арестованы. Ко мне приставили охрану, расследование я довела до конца.
После этого дела Галина решила больше не испытывать судьбу и уехать. Тем более что муж-военный служил тогда в Германии и хотел, чтобы жена была рядом.
Несколько лет Галина с мужем жили в Германии, там у них родился сын. Затем мужа перевели на новое место службы – в город Тульчин Винницкой области Украины. Галина очень хотела работать по специальности. Когда она пришла в юридическую консультацию, ей предложили поприсутствовать на заседании суда, чтобы увидеть работу адвоката на практике.
– Адвокат прямо во время судебного заседания добился оправдания обвиняемого и ареста одного из допрошенных свидетелей, который в действительности оказался убийцей, – вспоминает Галина Федоровна. – Меня это настолько впечатлило, что я решила непременно стать адвокатом, чтобы помогать людям добиваться справедливости.
В Верховный суд ходила пять дней
В Тульчинской юрконсультации Галина Пермякова проработала около года, а затем снова пришлось переехать вслед за супругом на новое место его службы – на Сахалин. В поселке, куда они прибыли, жены офицеров не работали, так как работы для женщин в радиусе десятков километров просто не было. Потому женам доплачивали 50% от оклада их мужей. Но Галина Федоровна к тому времени успела понять, что адвокатура – ее призвание и что без работы она просто не может. До ближайшего райцентра – города Корсакова, добираться было сложно: три километра пешком по лесу и потом 27 км на междугородном автобусе. Но молодую женщину это не испугало, и она устроилось работать адвокатом в Корсаковскую юридическую консультацию.
В 1985 году адвокату Пермяковой довелось защищать молодого мужчину-хирурга, который был прекрасным специалистом.
– Предыстория такова: он поехал в Прибалтику с большой суммой денег, чтобы купить там себе дом, – рассказывает Галина Федоровна о перипетиях того дела. – Но что-то не получилось, и он оставил деньги своему товарищу, который пообещал сумму увеличить: купить джинсы, приехать на Сахалин и продать их там подороже. Во время продажи джинсов на Сахалине того парня задержали. В результате владельца денег – хирурга осудили за спекуляцию, назначили наказание в виде лишения свободы. Я с этим была категорически не согласна. Во-первых, я считала, что у него другая квалификация: не исполнительство, а пособничество. Во-вторых, я уверена, что специалист с золотыми руками должен помогать людям, а если его лишить свободы, то сколько человек пострадает!..
С этим делом Галина Пермякова дошла до Верховного суда. Для этого пришлось ехать в Хабаровск, потом восемь часов на самолете лететь в Москву.
– Ежедневно я ходила в суд, на пятый день мне удалось попасть на прием к заместителю председателя Верховного суда РФ, – рассказывает Галина Федоровна. – Когда он выслушал мои доводы, то согласился с ними и внес протест об изменении приговора. Моему подзащитному оставили ту же статью – спекуляция, но квалификация стала другой – пособничество. В результате ему изменили меру наказания: освободили из-под стражи и назначили исправработы по месту основной деятельности. Когда я прилетела на Сахалин навестить его в колонии и сообщила ему об изменении приговора, он стал на руки и минут десять ходил по кругу, чтобы выплеснуть переполняющие его эмоции!
Четыре года потребовалось, чтобы добиться оправдания
В том же 1985 году Галина Пермякова с супругом приехали в Бобруйск, куда его вновь направили по службе. Здесь ее приняли в Могилевскую областную коллегию адвокатов. И с тех пор, с некоторым перерывом, она работает адвокатом юридической консультации в нашем городе.
Однажды Галине Федоровне довелось защищать молодого парня, который изначально не признавал свою вину в сбыте наркотиков. Верила в это и адвокат. Но суд первой инстанции осудил его по двум частям статьи и приговорил к восьми годам лишения свободы.
Пермякова написала жалобы в судебные инстанции и поехала на прием в Верховный суд. Там истребовали дело и после изучения направили его на новое рассмотрение. И снова – восемь лет лишения свободы. Адвокат снова обжаловала приговор, и в третий раз дело рассматривал областной суд. В результате ее подзащитного оправдали и освободили из-под стражи. Но на все это ушло четыре года и месяц, и это время парень находился в колонии.
– Сколько сил ушло на то, чтобы добиться справедливого приговора! – говорит Галина Федоровна. – Мы потом взыскали компенсацию морального вреда, материальный вред, зарплату с индексацией за четыре года (ранее он работал на предприятии), расходы (тоже с индексацией), понесенные его мамой на оплату работы адвоката.
В нынешнем году Галине Пермяковой также довелось защищать обвиняемого по делу о наркотиках.
– Моему подзащитному инкриминировали хранение наркотиков с целью сбыта и сбыт наркотиков. Я считала, что был только сбыт, а оставшуюся марихуану он хранил для собственного потребления. После моего обращения в вышестоящую судебную инстанцию была изменена квалификация содеянного, и мера наказания уменьшилась с восьми лет лишения свободы до трех.
Уголовное преследование прекратили после вмешательства адвоката
Был в Бобруйске еще случай. В 2013 году к Галине Федоровне обратились родственники 50-летней женщины, которая обвинялась в убийстве своей престарелой соседки. Они утверждали, что обвиняемая и курицу зарезать никогда не могла, хоть сама родом из деревни.
Адвокат посетила обвиняемую в СИЗО, та сказала, что оговорила себя, потому что ее шантажировали сыном. Женщина и на видеоопросе признала свою вину и даже показала, как наносила соседке удары ножом. Добиться оправдания в такой ситуации было сложно.
Галина Федоровна начала писать жалобы в Генеральную прокуратуру. Дело забрали и расследование его поручили Главному следственному управлению Беларуси. Через несколько месяцев обвиняемую освободили из-под стражи и изменили меру пресечения на подписку о невыезде, она вышла на работу.
В общей сложности расследование длилось год и месяц, а потом уголовное преследование в отношении подзащитной прекратили, так как не было никаких доказательств в совершении ею убийства.
Галина Федоровна говорит, что нет таких дел, за которые она не берется, потому что «каждый человек имеет право на защиту, независимо от того, что он совершил». Хотя, признается, в душе бывает сложно защищать человека, когда точно знаешь, что это он совершил преступление, особенно когда речь идет об убийстве.
А самыми сложными делами, по словам собеседницы, являются те, где адвокат не согласен с квалификацией преступления, инкриминируемой при предварительном расследовании или на суде. В этом случае, как правило, предстоят большая, кропотливая, долгая работа и суды разных инстанций.
Прогулка на свежем воздухе – и снова в бой
Все адвокаты юридической консультации работают по графику. Бывают дежурства в выходные дни и даже ночью.
– Ночью выезжаем, когда человека задерживают, – рассказывает Галина Пермякова. – В этом случае сотрудники милиции или следователь звонят дежурному адвокату. Предоставляют транспорт, и адвокат работает с подзащитным. Человек, задержанный по уголовному делу, в любом случае имеет право на первую устную консультацию адвоката бесплатно.
– Я лично очень люблю свою работу, – добавляет Галина Федоровна. – Я ведь достигла пенсионного возраста и могла бы уйти на заслуженный отдых. Но буду работать до тех пор, пока позволит здоровье.
– А как вы снимаете стресс после морально тяжелого дня?
– Мне достаточно прогулки по свежему воздуху. Еще чтение книг и журналов восстанавливает мое душевное равновесие. И еще раз повторюсь: для меня моя работа – вся жизнь. Иногда даже просыпаюсь ночью – и нахожу правильное решение по делу.