Встреча, рассчитанная на полтора часа, продлилось около трех часов, и вызвало дебаты, местами бурные.
В этом тексте мы собрали самые интересные мнения и истории от участников встречи.
«Идет трансформация аграрного уклада начала века в современный городской. Так происходит по объективным причинам. Если в эти деревни вложить огромные деньги в инфраструктуру, кто там будет жить? Строили агрогородки, сейчас эти дома стоят пустые, потому что нет запроса на аграрную культуру. На сегодня, деревня – это для созерцателей», – считает фотокорреспондент издания Александр Чугуев.
«Вы просто не понимаете, что такое сельхозпродукция, выращенная на своем участке, и насколько она отличается от того, что вы покупаете в магазине. У меня, например, только семь сортов картофеля, много разновидностей перцев и тыкв. А какой там воздух…И я буду продолжать ездить в деревню, тем более, таким образом, я сохраняю родительский дом», – говорит Виктор Сысой, один из героев фильма про деревню «Степановку».
«Уходит культура. Например, в фильме показана прекрасная бабушка с прекрасной вышивкой. Я бы с удовольствием поучилась у нее так вышивать», – считает Наталья Халанская, руководитель «13:87».
После просмотра второго фильма про деревню Углы, наш приглашенный эксперт, Людмила Добровольская, экскурсовод, педагог дополнительного образования «Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи», рассказала свою историю:
– 1998 году мы поехали в тот район в археологическую экспедицию, потому что там, в масштабе Бобруйского района находилось самое древнее неолитическое поселение. Так как я сама родом с Западной Беларуси, то не знала, что Углы – это не типичная белорусская деревня.
И первое, что меня удивило, такая достаточно кинематографическая сцена – ребятишки 5-6 лет бегали по деревне в рубашонках без трусиков.
Второй яркий случай произошел, когда мы с одним из участников экспедиции ехали на повозке и у парня висел на ремне туристический ножик. Мужчина, который вез нас, сказал так: «Ты чего нож-то повесил, ты знаешь, в какую деревню приехал? Ты чужак, ты пришлый, а ну-ка убери ножик, у нас не принято так ходить». И еще сказал: «Ребята, в сады к нам не лазить, я вас предупреждаю. Потому что так солью вам зарядят. Хотите яблок, попросите, мы вам дадим».
Людмила Николаевна вспомнила, что в тот раз, даже без раскопок, в траве они нашли много крохотных, ромбовидных стрел из кремния.
«Урбанизация – это во многом плохо. Люди должны жить в гармонии с природой, и деревням умирать полностью нельзя. Нужно их именно трансформировать с учетом потребностей современного человека. Уверена, что рано или поздно люди начнут возвращаться в деревни. И еда химическая надоест, и окна пластиковые, и души мертвые, как сказал герой одного из наших фильмов, – считает журналист и автор текста про деревню Степановка Ирина Рябова.
С материалами про исчезающие деревни Бобруйска можно ознакомиться здесь:
Деревня на полуострове. Как живут старообрядцы под Бобруйском
«Продвино? А где это?» Как центр сельсовета в Бобруйском районе стал забытой деревней