Первый материал проекта про исчезающие деревни вышел 2 сентября. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ. А третий, заключительный материал, в котором вы сможете узнать о жизни в деревне Продвино, будет опубликован 16 сентября.
В один из летних дней мы приехали в Углы – небольшую деревню на берегу Березины в Бобруйском районе.
Свое название 100 лет назад она получила, предположительно, из-за типа застройки – дома размещены как бы в углу свободного пространства, окруженного лесом.
Деревня уникальная для Бобруйского района и страны в целом, потому что у нее старообрядческое прошлое.
В Беларуси старообрядцы могли появиться после реформы Русской православной церкви в XVII веке, фактически расколовшей верующих на два лагеря – тех, кто не поддержал изменения, назвали староверами (или старообрядцами). На них начались гонения, многие покинули насиженные места. Часть переселенцев обосновалась на белорусских землях.
В эту версию верит и потомок угловских старообрядцев, ныне бобруйчанин Валерий Алексеев, предки которого, по семейным преданиям, переселились на берег Березины 250 лет назад из Архангельской области. (К слову, Алексеевы – распространенная в этих местах фамилия).
Сейчас старообрядческие традиции в Углах – скорее, просто воспоминания. Однако есть еще несколько семей, которые их соблюдают.
Там, где кружились в танцах - теперь чистое поле
С двух до четырех лет своей жизни Валерий Алексеев жил в Углах – в большом доме, построенным его дедушкой. Мама Валерия, Галина, была старшим ребенком в семье, в которой росло еще пятеро детей. Сейчас в Углах живут его родственники.
Раньше в Углах кипела жизнь, вспоминает Валерий. Здесь имелась большая ферма – с овчарней, коровником, конюшней. В центре деревни, соединяющем два условных ее района – Залив и Криницу, была библиотека и клуб, где кипела культурная жизнь, проходили танцы.
Сейчас не осталось даже фундамента от зданий фермы, а там, где кружились в танцах – чистое поле. И только ржавая водонапорная башня возвышается над заросшим пустырем, как напоминание о былом.
По деревенской улице (названия у нее нет, на домах написаны просто номера и «д. Углы») выходим к заколоченному магазину. Закрыли его больше 15 лет назад, и сейчас к жителям деревни приезжает автолавка. О 21 веке напоминает тот факт, что за покупки в ней можно рассчитаться не только наличными, но и банковской картой. Правда, интернет в Углах почти не «ловится», и продавцу приходится идти на хитрости – становиться на стульчик прямо в машине и поднимать руку с терминалом вверх.
Напротив магазина – заброшенное старое здание с крестом на крыше. До 1980-х здесь была начальная школа, где дети учились до третьего класса, а потом продолжали обучение в соседней Стасевке.
Там, где сейчас густые заросли кустарника, был двор для занятий физкультурой, продолжает рассказ Валерий. Потом, когда детей в Углах стало существенно меньше, школу передали верующим под молельный дом. Со временем закрыли и его. Снятый колокол жители Углов хранили по очереди в своих домах, какое-то время он был и у бабушки Валерия, Марии Калиновны, а потом его передали в храм, что на ул. К. Маркса в Бобруйске.
А задолго до этого у жителей деревни был свой старообрядческий храм. Он был закрыт, когда пришла советская власть, но возобновлял свою работу в годы войны. Примерно в 1970-х церковь старообрядцев перевезли в деревню Глуша.
Важное значение в жизни Углов всегда имела переправа через реку Березину. Ведь деревня находится на отшибе, практически на полуострове. Мост, который здесь был, в войну разрушили. Затем работал паром – взрослые переправлялись в Стасевку на работу, дети – в школу, но со временем и его не стало. На тот берег регулярно курсировали лодки, а сегодня они ходят строго по графику – только к приезду автобуса в Стасевке.
Жизнь старообрядцев
Иван Евстратович Васильев – тоже потомок старообрядцев, приехавших в Углы. Он вспоминает: даже в советские годы в его деревне все было устроено особым образом. В каждом доме был скот, большое хозяйство и много детей.
У Ивана Евстратовича самого было три лошади, корова, свиньи, большой огород, сад. Свой дом и хозяйство мужчина обустраивал сам. А сейчас... своими же руками убирает старые хозпостройки, которые, говорит, ему уже не нужны. А дочь Ивана Евстратовича давно живет в городе и не планирует перебираться в Углы.
Анна Яковлевна и Иван Михайлович Новиченки – одни из немногих в деревне, кто все еще соблюдает старые обряды.
– Наши деды и прадеды приехали сюда 250 лет назад, – рассказывает Анна Яковлевна. – Место это выбрали, потому что оно – уединенное, вокруг – лес да болота. А еще потому, что рядом река. В первые годы на необжитом месте жилось тяжело и голодно, потому спасала рыба.
Несмотря на тяжелые условия жизни семьи были многодетными, пятеро в каждой – минимум. В некоторых семьях – и по 10-12 детей. Аборт считался большим грехом.
Староверы в Углах не только жили большими семьями, но и носили своеобразную одежду – женщины покрывали голову платком, одевали платья и сарафаны в пол, под сарафан – кофту с длинными рукавами, мужчины щеголяли в рубахах с такими же рукавами. Ткали и шили одежду сами.
Даже имена у старообрядцев звучали непривычно нашему слуху. К примеру, бабушку Анны Яковлевны звали Хритина, а дедушку – Фирса. А женились и выходили замуж только за «своих». Кстати, дедушка Фирса увел свою будущую жену Хритину фактически из-под венца, прямо на свадьбе. Вот такая романтическая история любви.
– Я помню, как он мне, маленькой, рассказывал: «Ты знаешь, какой я был хлопец? Какой у меня был чуб? А какой у меня был конь? Я, когда приехал к своей красавице, она бросила своего жениха прямо на свадьбе!» – улыбаясь, вспоминает дедушку Анна Яковлевна.
Неотъемлемой частью жизни старообрядцев была и остается церковь. Сейчас Анна Яковлевна каждую неделю ездит в храм в Бобруйск.
– Сколько людей было! – вспоминает она церковь старообрядцев в Углах в былые времена. – Каждое воскресенье и по праздникам стояли, как «гвоздики».
Детей крестили в раннем детстве: летом – прямо в реке, зимой – в специальной купели в церкви.
Иван Михайлович вспоминает, как крестился уже во взрослом возрасте, потому что иначе он бы не смог жениться на Анне – родители невесты не разрешили бы.
Еще одна примета традиционного уклада старообрядцев: у каждого члена этой семьи – свой набор посуды и еще отдельный набор – для приходящих в дом гостей.
Кстати, о праздниках. Самым большим торжеством для старообрядцев был Спас, который отмечали 19 августа. В этот день в деревне делали так называемые «кирмаши»: люди ходили друг к другу в гости, в деревню съезжались все, даже те, кто давно из нее уехал.
– Танцевали до упаду, всего было много – и спиртного, и закуски, – вспоминает Анна Новиченок.
А Троицу хранители старообрядных традиций масштабно отмечают и теперь. На этот праздник у них принято отпевать каждую могилу на деревенском кладбище.
– Где бы кто ни был, все приезжают сюда поклониться могилам своих предков, – говорит Анна Яковлевна.