Деревня на полуострове. Как живут старообрядцы под Бобруйском

15503
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото: Александр ЧУГУЕВ. Видео: Денис НОСОВ
В деревне Углы Бобруйского района когда-то проживало 450 человек, были своя ферма, школа, клуб, библиотека. Сейчас здесь всего семеро жителей, и деревня наполняется голосами только на Троицу – день, когда отпевают могилы на деревенском кладбище.

Первый материал проекта про исчезающие деревни вышел 2 сентября. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ. А третий, заключительный материал, в котором вы сможете узнать о жизни в деревне Продвино, будет опубликован 16 сентября.

В один из летних дней мы приехали в Углы – небольшую деревню на берегу Березины в Бобруйском районе.

Свое название 100 лет назад она получила, предположительно, из-за типа застройки – дома размещены как бы в углу свободного пространства, окруженного лесом.

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.

Деревня уникальная для Бобруйского района и страны в целом, потому что у нее старообрядческое прошлое.

Число жителей в деревне Углы:
начало 20 века – 450.
1999 год – 108.
2010 год – 39.
2020 год – 7.

В Беларуси старообрядцы могли появиться после реформы Русской православной церкви в XVII веке, фактически расколовшей верующих на два лагеря – тех, кто не поддержал изменения, назвали староверами (или старообрядцами). На них начались гонения, многие покинули насиженные места. Часть переселенцев обосновалась на белорусских землях.

В эту версию верит и потомок угловских старообрядцев, ныне бобруйчанин Валерий Алексеев, предки которого, по семейным преданиям, переселились на берег Березины 250 лет назад из Архангельской области. (К слову, Алексеевы – распространенная в этих местах фамилия).

Исчезающие деревни. О чем наш проект – смотритездесь.

Сейчас старообрядческие традиции в Углах – скорее, просто воспоминания. Однако есть еще несколько семей, которые их соблюдают.

Что было – бурьяном поросло

С двух до четырех лет своей жизни Валерий Алексеев жил в Углах – в большом доме, построенным его дедушкой. Мама Валерия, Галина, была старшим ребенком в семье, в которой росло еще пятеро детей. Сейчас в Углах живут его родственники.

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.

Раньше в Углах кипела жизнь, вспоминает Валерий. Здесь имелась большая ферма – с овчарней, коровником, конюшней. В центре деревни, соединяющем два условных ее района – Залив и Криницу, была библиотека и клуб, где кипела культурная жизнь, проходили танцы.

Сейчас не осталось даже фундамента от зданий фермы, а там, где кружились в танцах – чистое поле. И только ржавая водонапорная башня возвышается над заросшим пустырем, как напоминание о былом.

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.

По деревенской улице (названия у нее нет, на домах написаны просто номера и «д. Углы») выходим к заколоченному магазину. Закрыли его больше 15 лет назад, и сейчас к жителям деревни приезжает автолавка. О 21 веке напоминает тот факт, что за покупки в ней можно рассчитаться не только наличными, но и банковской картой. Правда, интернет в Углах почти не «ловится», и продавцу приходится идти на хитрости – становиться на стульчик прямо в машине и поднимать руку с терминалом вверх.

Напротив магазина – заброшенное старое здание с крестом на крыше. До 1980-х здесь была начальная школа, где дети учились до третьего класса, а потом продолжали обучение в соседней Стасевке.

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы. Приехала автолавка.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы. Приехала автолавка.
18.06.2020. Деревня Углы и ее жители
18.06.2020. Деревня Углы и ее жители

Там, где сейчас густые заросли кустарника, был двор для занятий физкультурой, продолжает рассказ Валерий. Потом, когда детей в Углах стало существенно меньше, школу передали верующим под молельный дом. Со временем закрыли и его. Снятый колокол жители Углов хранили по очереди в своих домах, какое-то время он был и у бабушки Валерия, Марии Калиновны, а потом его передали в храм, что на ул. К. Маркса в Бобруйске.

А задолго до этого у жителей деревни был свой старообрядческий храм. Он был закрыт, когда пришла советская власть, но возобновлял свою работу в годы войны. Примерно в 1970-х церковь старообрядцев перевезли в деревню Глуша.

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.

Важное значение в жизни Углов всегда имела переправа через реку Березину. Ведь деревня находится на отшибе, практически на полуострове. Мост, который здесь был, в войну разрушили. Затем работал паром – взрослые переправлялись в Стасевку на работу, дети – в школу, но со временем и его не стало. На тот берег регулярно курсировали лодки, а сегодня они ходят строго по графику – только к приезду автобуса в Стасевке.

Жизнь старообрядцев

Иван Евстратович Васильев – тоже потомок старообрядцев, приехавших в Углы. Он вспоминает: даже в советские годы в его деревне все было устроено особым образом. В каждом доме был скот, большое хозяйство и много детей.

У Ивана Евстратовича самого было три лошади, корова, свиньи, большой огород, сад. Свой дом и хозяйство мужчина обустраивал сам. А сейчас... своими же руками убирает старые хозпостройки, которые, говорит, ему уже не нужны. А дочь Ивана Евстратовича давно живет в городе и не планирует перебираться в Углы.

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы. Иван Евстратович Васильев.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы. Иван Евстратович Васильев.
18.06.2020. Деревня Углы и ее жители. Дома у Ивана Евстратовича
18.06.2020. Деревня Углы и ее жители. Дома у Ивана Евстратовича

Анна Яковлевна и Иван Михайлович Новиченки – одни из немногих в деревне, кто все еще соблюдает старые обряды.

– Наши деды и прадеды приехали сюда 250 лет назад, – рассказывает Анна Яковлевна. – Место это выбрали, потому что оно – уединенное, вокруг – лес да болота. А еще потому, что рядом река. В первые годы на необжитом месте жилось тяжело и голодно, потому спасала рыба.

Несмотря на тяжелые условия жизни семьи были многодетными, пятеро в каждой – минимум. В некоторых семьях – и по 10-12 детей. Аборт считался большим грехом.

18.06.2020. Деревня Углы. Иван Михайлович и Анна Яковлевна Новиченки.
18.06.2020. Деревня Углы. Иван Михайлович и Анна Яковлевна Новиченки.

Староверы в Углах не только жили большими семьями, но и носили своеобразную одежду – женщины покрывали голову платком, одевали платья и сарафаны в пол, под сарафан – кофту с длинными рукавами, мужчины щеголяли в рубахах с такими же рукавами. Ткали и шили одежду сами.

Даже имена у старообрядцев звучали непривычно нашему слуху. К примеру, бабушку Анны Яковлевны звали Хритина, а дедушку – Фирса. А женились и выходили замуж только за «своих». Кстати, дедушка Фирса увел свою будущую жену Хритину фактически из-под венца, прямо на свадьбе. Вот такая романтическая история любви.

18.06.2020. Деревня Углы. Иван Михайлович Новиченок.
18.06.2020. Деревня Углы. Иван Михайлович Новиченок.

– Я помню, как он мне, маленькой, рассказывал: «Ты знаешь, какой я был хлопец? Какой у меня был чуб? А какой у меня был конь? Я, когда приехал к своей красавице, она бросила своего жениха прямо на свадьбе!» – улыбаясь, вспоминает дедушку Анна Яковлевна.

Неотъемлемой частью жизни старообрядцев была и остается церковь. Сейчас Анна Яковлевна каждую неделю ездит в храм в Бобруйск.

– Сколько людей было! – вспоминает она церковь старообрядцев в Углах в былые времена. – Каждое воскресенье и по праздникам стояли, как «гвоздики».

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы. Бывшая церковь.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы. Бывшая церковь.

Детей крестили в раннем детстве: летом – прямо в реке, зимой – в специальной купели в церкви.

Иван Михайлович вспоминает, как крестился уже во взрослом возрасте, потому что иначе он бы не смог жениться на Анне – родители невесты не разрешили бы.

Еще одна примета традиционного уклада старообрядцев: у каждого члена этой семьи – свой набор посуды и еще отдельный набор – для приходящих в дом гостей.

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.

Кстати, о праздниках. Самым большим торжеством для старообрядцев был Спас, который отмечали 19 августа. В этот день в деревне делали так называемые «кирмаши»: люди ходили друг к другу в гости, в деревню съезжались все, даже те, кто давно из нее уехал.

– Танцевали до упаду, всего было много – и спиртного, и закуски, – вспоминает Анна Новиченок.

А Троицу хранители старообрядных традиций масштабно отмечают и теперь. На этот праздник у них принято отпевать каждую могилу на деревенском кладбище.

– Где бы кто ни был, все приезжают сюда поклониться могилам своих предков, – говорит Анна Яковлевна.

2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы над рекой-Березой.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы над рекой-Березой.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
18.06.2020. {city}, {location}. Деревня Углы и ее жители
18.06.2020. {city}, {location}. Деревня Углы и ее жители
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.
2020 г. Бобруйский район, деревня Углы.