Как понять своего ребенка и помочь ему – рассказала судебный эксперт-психолог

566
Ирина Рачковская, главный специалист по работе со СМИ УГКСЭ по Могилевской области.
Начало очередного учебного года – важный этап не только для детей, но и для их родителей. Последним сегодня дает советы государственный медицинский судебный эксперт-психолог управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области Надежда Сараева.

Как научить самостоятельности

– Для того чтобы подготовить ребенка к самостоятельности в школьных процессах, необходимо этой самостоятельности научить его в условиях домашнего быта. Например, если 3-летний малыш вполне может помыть за собой чашку, то 7-летний должен иметь отдельные трудовые обязанности, которые не обсуждаются и к которым его не понуждают. При переходе в 5-6 классы тренировкой самостоятельности, чтобы ребенок мог планировать и контролировать самого себя, являются обязанности, связанные с принесением пользы не только себе, но и другим членам семьи. В этом возрасте хорошо завести домашнего питомца, ухаживая за которым ребенок получит навыки самостоятельности и планирования. Приветствуется ведение дневников, составление всевозможных планов и списков на бумаге – все это «лепит» внутренний мир ребенка.

Способность планировать и контролировать себя дает ему удовольствие того, что он взрослый и все больше и больше становится человеком, который что хочет, то и делает. Тем не менее, когда мы, эксперты, проводим экспертизу в отношении несовершеннолетнего, самый тупиковый вопрос для неблагополучного ребенка, который совершил правонарушение, это: «Какие у тебя постоянные трудовые обязанности?» Оказывается, никаких. И ребенок даже не понимает, о чем его спрашивают. Говорит просто: «Что мне скажут, то и делаю».

Для родителей взросление ребенка – это каждый раз пересмотр своих правил: а что я считаю важным и не важным для человека? Если родитель считает, что физический труд – это что-то примитивное и унижающее человека, то и ребенок соответственно будет избегать трудиться. Тем более, в наше время виртуальной эпидемии, когда гаджетами перегружен быт и взрослых, и детей.

Фото из архива
Фото из архива "ВБ"

Говоря о психическом здоровье школьников, необходимо сказать, как проявляется психическое неблагополучие детей. Если взрослый человек может свое психическое состояние обозначить словами (я устал, раздражен), то для ребенка до 13 лет такой возможности нет, и неблагополучие, связанное с перегрузкой или со стрессом, у него проявляется в поведении, например, в виде непроизвольных подергиваний, прижмуриваний, причмокиваний или возвращении проблем из раннего детства (мокрая постель, страхи). Внимательно наблюдая за своим ребенком, можно заметить первые проявления нарушения поведения и обратиться к врачу. Обычно они не носят серьезного характера – все-таки детские эмоции, чувства, страхи гораздо более неустойчивые и изменчивые. Они уходят, ребенок взрослеет и сам смеется над собой вчерашним.

Всестороннее развитие или социализация?

– Младшим детям необходимо оставить время, чтобы они играли и просто ничего не делали. Начиная лет с 10, ребенку необходимо время на общение с другими сверстниками. Это очень важно. Всемирно известный швейцарский психолог Жан Пиаже, изучая, как формируется мышление у детей, выяснил, что способность к оценке своих действий и самокритике у ребенка формируется, только когда он чем-то занят с другими детьми. То есть, когда он может сравнить и получить оценку не от взрослого, а от равного себе сверстника. Поэтому в подростковом возрасте, если мы говорим о кружках и секциях, предпочтительна групповая деятельность (футбол, хоккей, театральное искусство и т.д.).

Есть противоположная крайность, когда родитель не может ограничить ребенка в занятии, потому что ему это очень нравится. Например, день и ночь играет в баскетбол или рисует, читает. Действительно, бывает так, что способности к какой-либо сфере проявляются рано. Из практики могу сказать, что хорошие программисты получились из тех, кто уже в 4 классе имел свой компьютер и начал программировать. То есть в этом возрасте важно внимательно наблюдать за поведением ребенка и выбирать то, что нравится ему, а не то, что надо, по мнению родителей.

Но также в психологии широко описан пример того, как ранняя эксплуатация детской увлеченности приводит к психическим нарушениям. Успешные дети-вундеркинды способны, талантливы, многого достигают, однако… к возрасту зрелости это не делает их более счастливыми или богатыми. Недоигранное в детстве навсегда остается для них преградой, чтобы быть счастливыми.

Поэтому из двух крайностей нужно выбирать золотую середину, чтобы ребенок все-таки был, как все, как это принято в обществе. Потому что помимо знаний существует еще и просто овладение привычками общества, способов поведения, то есть социализация.

Фото из архива
Фото из архива "ВБ"

Дурная компания и пределы допустимого

— Многие родители боятся, что ребенок в подростковом возрасте попадет в дурную компанию и будет подвержен плохому влиянию. В таком случае целесообразно открыть свой дом для компании, которая важна вашему ребенку. Если вы хотите опекать своего ребенка, то невозможно защитить его от всего окружающего мира – лучше открыть этот мир. Сделайте так, чтобы компания вашего ребенка считала вас своим человеком.

Всем подросткам (и сейчас, и 20 лет назад) не хватает общения, когда взрослые разговаривают с ними о важном на «ты». Если у подростка волосы малинового цвета или пирсинг (а это все делается напоказ), обратите на это внимание, оцените, восхититесь этим.

У подростков есть такая активность, как поиски границ: вести себя так, чтобы путем проб и ошибок найти пределы допустимого (что можно, а что нельзя). К подростковому возрасту дети уже не такие одинаковые, как младенцы в родильном доме, — все имеют свои особенности и предрасположения. Есть подростки, которые в большей степени подвержены порокам человечества (включая наркотики, преступления). Это «грозит» тем, у кого воля и самостоятельность не развиты. Ведомые и послушные дети становятся исполнителями у подростковых лидеров. В отношении ведомого и послушного подростка есть правило: его нужно контролировать так, как будто он на 5 лет младше: то есть 12-летнего ребенка, как 7-летнего. Помогут и психологи. Как показывает опыт, никаких проблем изменить поведение подростка не возникает, за исключением случаев, когда у самого родителя есть психологические недостатки в форме жестокости, глупости, безразличия. Недостатки родителей становятся пороками детей, и совсем необязательно того же качества.

Подростки и эмоции

— Подростки внешне кажутся большими, но по эмоциям идентичны 3-летнему ребенку. Возраст здравости, когда он ведет себя рассудительно, длится с 5 до 12 лет. После 12 лет подросток снова больше живет своими переживаниями.

Как известно, тело является носителем наших эмоций (в гневе мы сжимаем кулаки, а в радости расслабляемся). Эти телесные проявления эмоций формируются в подростковом возрасте — как раз в тот период, когда интенсивно меняется тело, поэтому подросток может не справляться со своими чувствами.

Хотя эмоции детей в предподростковом и подростковом возрасте являются приходящими и не стойкими, в то же самое время могут достигать очень большой силы. Обида, страх, ярость могут быть непосильными для подростка, который их переживает, — как в истории Ромео и Джульетты.

По законодательству Республики Беларусь подростки до 16 лет не должны находиться на улице без сопровождения взрослых позже 23 часов. И это неслучайно. Быть дома вечером – та самая норма, которая обеспечивает подростку существование по формуле «утро вечера мудренее». Если подросток с кем-то поссорился, подрался и т.п., но пришел домой и спит в своей комнате, завтракает, как обычно, то 70% его вчерашних страданий естественным образом уходит. А если он не находится дома под кровом родителей (сказал, что будет ночевать у друга или у бабушки) – такие случаи дают определенный процент самоубийств и правонарушений, которые совершают подростки под грузом сильных переживаний.

Фото из архива
Фото из архива "ВБ"

Какие рекомендации можно дать родителям? Ничего нового, кроме старых прописных истин: личный пример, участие и доверие – это главные инструменты воспитания. Основная проблема состоит в том, что взрослея, дети уходят в мир и перестают доверять своим родителям. Чтобы не утратить доверия, родителю необходимо ежедневно хотя бы 30 минут общаться с чадом просто так: не на темы школьных отметок и выполненных обязанностей, а просто так. Разговаривать, что-то делать вместе. Добавьте сюда соприкосновения и периодический взгляд глаза в глаза.

Развод родителей

– Переживая развод, ребенок оказывается в гораздо более экстремальной ситуации, нежели сами супруги, потому что рушится его мир, его дом. В разном возрасте дети по-разному переживают развод, это не обязательно слезы и кошмары.

Когда родители расходятся, они должны думать, как сделать это наименее травматично для ребенка. Но, к сожалению, часто супруги сначала делят имущество, не задумываясь о дальнейшей жизни своих детей. Весь мой опыт говорит о том, что при определении, с кем останется ребенок, родители руководствуются не только и не столько интересами сына или дочери, сколько его имущественными правами: кто кому будет платить алименты, кому достанется жилплощадь.

В Государственном комитете судебных экспертиз проводятся экспертизы семьи по гражданским делам: это дела об определении места жительства ребенка, о порядке общения родителя, проживающего отдельно от ребенка, о лишении родительских прав. На экспертизах мы часто сталкиваемся с тем, что родители имеют неправильные взгляды на своих детей, считая их своей живой собственностью и продолжением своего «я». Не понимают, что это отдельное живое существо, к которому они, родители, имеют только временное отношение, потому что дети становятся взрослыми и абсолютно независимыми. Такие неправильные родительские установки, выявленные в ходе экспертизы, являются основанием для выводов судов при решении вопросов о воспитании детей.

Экспертиза предусматривает обязательное изучение всех сторон, участвующих в воспитании ребенка. В экспертной практике был случай, когда мама умерла и отец девочки, а также бабушка и дедушка по материнской линии спорили и не могли решить, с кем ребенку будет лучше. Задача эксперта-психолога выявить особенности родителя (бабушки, дедушки), которые могут оказывать отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, такие как жестокость, безответственность. У всех детей, которые проходили экспертизу, мы выявили острое переживание развода родителей. К счастью, у большинства находится брат, бабушка или еще кто-то, кто помогает пережить эту ситуацию. Поэтому я считаю, что при разводе сначала правильно решить вопросы, касающиеся ребенка (кто, когда и что будет делать для него), а уже потом делить имущество. В случае возникновения спора об определении места жительства и о воспитании ребенка граждане могут обратиться за помощью к экспертам-психологам.