«Не хочу в садик!» Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к детсаду

1059
Наталья МИХАЙЛОВА
Период адаптации к детскому саду неизбежен, у кого-то он менее болезненный и проходит почти не заметно, а у кого-то поход в детсад превращается в проблему с криком и слезами.

Как помочь ребенку в этот непростой период, советует психолог ТЦСОН Ленинского района Бобруйска Елена Николаевна Кравцова:

– Рассмотрим, какие изменения ждут ребенка, когда он начинает посещать детский сад:

  • четкий режим дня,
  • продолжительный контакт со сверстниками,
  • долгое отсутствие рядом родных,
  • необходимость слушаться незнакомого взрослого (воспитателя),
  • новое предметно-пространственное окружение.

В период адаптации к детскому саду в поведении ребенка можно заметить некоторые изменения:

  • он подавлен и боится,
  • не может уснуть или просыпается ночью,
  • у него пропал аппетит,
  • он не хочет общаться и вообще разговаривать со сверстниками и взрослыми.

Может изменяться двигательная активность: ребенок или тихонько сидит в своем углу, или становится гиперактивным и возбужденным.

Стрессовая ситуация может привести к снижению иммунитета, а затем – к частым заболеваниям.

Фото из архива
Фото из архива "ВБ"

Итак, что же делать, как помочь ребенку? Вот несколько советов для взрослых.

1. Расскажите ему, что детсад – это вообще-то круто!

До того, как малыш первый раз посетит детский сад, объясните ему, что это такое. К примеру, это можно сделать так: «Детский садик – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих деток. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Утром я отведу тебя в садик, а чуть попозже заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду. Многие родители хотели бы отправить в  этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, скоро я начну водить тебя туда».

Проходя мимо детского сада, позвольте малышу рассмотреть его территорию, играющих детей, формируя при этом положительные эмоции.

2. Приучайте к режиму

Постарайтесь подробно рассказать ребенку о том, что его ждет в детском саду, какой там режим дня, что и в какой последовательности ему нужно будет там делать. Периодически старайтесь это повторять, говорить спокойно и уверенно. Ребенка обычно пугает неизвестность. А когда он будет видеть, что все происходит так, как обещано, то будет вести себя более уверенно.

Заранее, за полгода-год, постарайтесь приблизить режим дня ребенка дома к режиму дня в садике.

3. Не демонизируйте воспитателя

Постарайтесь сформировать у малыша положительный образ воспитателя.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, которые могут возникнуть в садике, и к кому он может обратиться за помощью. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и (имя воспитателя) нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом».

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей, и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок (за которого вам тоже придется говорить) просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

4. Как отпустить ребенка

Можно предложить ребенку брать с собой в садик любимую игрушку, так он будет чувствовать себя психологически легче, с ним будет частичка домашней обстановки, что-то знакомое и близкое.

Разработайте с ребенком систему прощальных знаков (это может быть поцелуй, объятие и др.), тогда ребенку будет легче вас отпустить в садике утром. Обязательно скажите, что вы за ним придете, обозначьте, когда (после сна, после прогулки и т.д). Не затягивайте прощания!

Своим внешним видом вселяйте в ребенка уверенность. Помните, он чувствует ваше эмоциональное состояние!

5. Не ругайте, а поддерживайте

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Ему сейчас очень важно чувствовать вашу любовь, заботу и внимание!

Теперь вы будете проводить с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»

Постарайтесь не менять ничего дома в жизни ребенка в период адаптации к детскому саду (не ездите надолго в гости, не начинайте ремонт и т.п.). Дома для ребенка должна быть создана стабильная, спокойная и доброжелательная обстановка, тогда и в садике все будет хорошо.