Бобруйск хотят взять в асфальтовое кольцо. Всегда ли стоит выбирать самый короткий путь?

5369
Александр ЧУГУЕВ, фото автора
17 августа РУП «Могилевавтодор» на своем сайте проанонсировал проведение общественного обсуждения отчета об оценке воздействия на окружающую среду нового объекта — 15-километрового отрезка автодороги на юго-восточном обходе Бобруйска. Проект строительства предполагает соединение в единое кольцо объездной магистрали и на первый взгляд выглядит совершенно логично. Но есть одно большое «но».

Колечко, колечко, кольцо…

Долгое время незавершенность кольца «Бобруйской солнечной системы» на дорожных схемах уязвляла гордость бобруйчан, и строительство недостающего сегмента представлялось лишь делом времени. И вот, казалось бы, свершилось! Но почему даже отдаленные во времени перспективы строительства БКАД (Бобруйской кольцевой автодороги) вызывают у части общественности тревогу и опасения?

Реконструкция автомобильного моста через Березину на 138-м километре трассы М5/Е271
Реконструкция автомобильного моста через Березину на 138-м километре трассы М5/Е271 "Минск-Гомель" (Фото из архива)

Итак, в 2025 году при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и разрешения Бобруйского райисполкома РУП «Могилевавтодор» готов приступить к возведению моста через Березину и строительству 15-километрового отрезка обхода от теперешнего кольца в Вишневке на дороге Р31 до пересечения с трассой М5 в районе Дубовки.

Будущая дорога обещает быть двухполосной, с шириной проезжей части 7 метров, шириной обочин 2,5 метра и шириной земляного полотна 12 метров. Предлагаются два варианта дорожной одежды — с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием. Проектируется и большой мост через Березину с неразрезным сталежелезобетонным пролетным строением и судоходным подмостовым габаритом 100 × 10,5 м.

Точная трасса прокладки автодороги пока окончательно не определена. В предлагаемом для обсуждения отчете экологов фигурируют сразу три варианта (а кое-где даже пять). При этом один из них по совокупности параметров уже выбран как приоритетный. По этому проекту дорога должна обогнуть с юга деревню Казаково и с севера деревню Доманово, пересечь Березину в районе садового товарищества «Спадчына» и вступить на девственную березинскую пойму. Далее шоссе пересечет бывший танковый полигон, озеро Усох и выйдет к Дубовке. 14,5 км будущей дороги пройдет по лесам Бобруйского района и еще 0,5 км по землям сельхозугодий.

Болото сомнения и камень преткновения

Вот здесь и обнаруживается главный камень преткновения, поскольку все варианты предусматривают прокладку дороги через особо охраняемую природную территорию — ландшафтный заказник местного значения «Дубовский каскад озер». Это предъявляет жесткие требования к организации строительства, осуществлению экологического контроля, влечет немалые компенсационные выплаты и при ближайшем рассмотрении ставит под сомнения целесообразность строительства автодороги именно в этом месте.

Река Вирь ниже озера Дрогичин
Река Вирь ниже озера Дрогичин

Ландшафтный заказник местного значения «Дубовский каскад озер», расположенный на землях ГЛХУ «Бобруйский лесхоз» в 4 км к западу от деревни Телуша, — объект уникальный по эстетической и природной ценности. Всякий, кто там бывал, это подтвердит. На протяжении 14 км в направлении с севера на юг река Вирь соединяет между собой четыре озера – Дрогичин, Усох, Плавун и Вяхово. Общая площадь зеркала озер составляет 110 га, а протяженность более 10 км. Такое место — единственное в Могилевской области.

Река Вирь в районе озера Плавун
Река Вирь в районе озера Плавун
Kасатик (ирис) сибирский
Kасатик (ирис) сибирский

На территории заказника в зарослях тростника и рогоза обитает один из представителей семейства цаплевых — выпь большая, занесенная в Красную книгу Республики Беларусь. Редко посещаемые людьми болота является убежищем для болотной черепахи, единственного представителя черепах в Беларуси, занесенной в Красную книгу Международного Союза охраны природы. В хвойных и смешанных лесах по берегам озер произрастает один из красивейших представителей реликтовой бореальной фауны в Беларуси — касатик (ирис) сибирский, а также популяция медвежьего лука или черемши, редкого вида, занесенного в «Красную книгу Балтийского региона».

Сама река Вирь протяженностью 20 км питается из окрестных болот и является левым притоком Березины. Насыпь автодороги в заболоченной притеррасной пойме реки может сказаться на хрупкой гидрологии этого уникального места. Впрочем, обратимся к выводам и рекомендациям ученых.

«Значимость воздействия на окружающую среду — средняя»

В своем заключении специалисты ГНПО «Научно-практический Центр НАН Беларуси по биоресурсам», РУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» и Белгосуниверситета сдержанно оптимистичны. В отчете об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Юго-восточный обход г. Бобруйска» они приходят к выводу, что «возведение обхода не приведет к существенным неблагоприятным последствиям для окружающей среды и здоровья населения». Но только при выполнении целого ряда условий! И это не какие-то рекомендации общего порядка, а очень жесткие требования природоохранного законодательства.

Озеро Плавун
Озеро Плавун

Так, в части условий на проектирование среди прочего они указывают на необходимость прокладки водопропускных труб, чтобы не допустить переувлажнения верховой территории и осушения низовой территории, разделенных полотном дороги. Также целый комплекс мер предлагается по предупреждению загрязнения водоемов поверхностными сточными водами. Для этого нужно устроить отвод стоков с проезжей части и мостов за пределы зоны или в очистные сооружения.

Для снижения шумовой нагрузки на жилые зоны предлагается возведение шумозащитных экранов возле Казаково и Доманово высотой 4 метра протяженностью 1250 метров и 1720 метров соответственно, а также снижение скорости движения вблизи населенных пунктов в ночное время до 60 км/ч.

Передвижение строительной техники будет возможно строго в пределах полосы отвода земель, отстой транспорта — только на специально оборудованных площадках, вывоз строительных отходов и мусора — за пределы охраняемой территории, прибрежной и водоохранной зон. Валку леса и строительные работы рекомендуется проводить в осенне-зимний период, чтобы не навредить пернатым. А вот монтаж мостовых опор — наоборот, в межень, когда в реках минимальный расход воды.

Непосредственно на пути планируемой для строительства трассы располагается миграционный коридор диких копытных. Для сохранения путей миграции животных, а также обеспечения безопасности дорожного движения необходимо устройство сетчатых ограждений вдоль дороги на всем ее протяжении, а также мостовых переходов и калиток для людей.

Теперь представьте себе, что заповедную территорию пересечет не только шоссе, но еще и металлическая 15-километровая сетка, которая станет препятствием для рыбаков, грибников и всех любителей природы!

Таким же препятствием сама дорога окажется для земноводных и пресмыкающихся. Чтобы сохранить пути миграции лягушек, тритонов, ужей на заболоченных участках Дубовского каскада озер и в примыкающих черноольховых лесах, предлагается обустроить специальные проходы под дорогой.

Прострел (лат. Pulsatílla) — род многолетних травянистых растений семейства Лютиковые.
Прострел (лат. Pulsatílla) — род многолетних травянистых растений семейства Лютиковые.

Кроме того, на предполагаемых подъездных путях к строительному объекту обнаружено место произрастания краснокнижного растения Прострел раскрытый (Pulsatilla patens (L.) Mill.), подлежащего строгой охране. Его популяция площадью 115 × 110 м к тому же является одной из самых крупных в республике.

Однако, не только природные богатства попадают в зону риска. В ответ на запрос о наличии археологических объектов на территории будущего строительства Институт истории НАН Беларуси сообщил, что непосредственно вблизи зоны планируемых земляных работ зафиксированы стоянки неолита и каменного века, селища и курганные могильники эпохи Древней Руси. Исследование этих объектов не проводилось, а в процессе строительства могут быть выявлены новые. Алгоритм действий в таких случаях предусмотрен статьей 130 Кодекса РБ о культуре — обследование и охрана объектов за счет заказчика.

В целом по заключению ученых строительство объекта окажет на окружающую среду воздействие средней значимости.

Выгоды сомнительны, риски высоки

Казалось бы, если имеется столько препонов, почему решили строить дорогу именно здесь? Почему не в другом месте? Возможно есть какие-то экономические или географические причины?

Со стороны заказчика, РУП «Могилевавтодор», социально-экономическое обоснование будущего строительства изложено весьма скупо, а именно — выполнение государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017-2020 годы.

Немногим более подробно необходимость строительства юго-восточного обхода обоснована в упомянутом отчете: «...позволит разгрузить город Бобруйск от транзитного транспорта, значительно увеличит доступность (сокращение) времени доезда до крупных транспортных артерий. В значительной степени будет влиять на возможность своевременного реагирования на пожароопасные ситуации и скорость доезда для оказания срочной медицинской помощи».

Однако, вчитаемся внимательнее. В том же отчете указано, что в зоне размещения дороги находятся всего 4 населенных пункта с общей численностью проживающих около 600 человек. Казаково и Доманово сообщаются с городом по Р31, а Телуша и Дубовка — по М5. Промышленные предприятия района находятся на значительном удалении, а строительство новых не планируется.

При взгляде на географическую карту можно легко обнаружить, что транзитный транспорт, следующий с западного направления (Слуцк) в сторону Гомеля, не получит разительного сокращения времени доезда по новой дороге по сравнению с существующим объездом по трассе М5 (33 км против 50 км соответственно). Особенно, учитывая, ограничения скоростного режима в ночное время.

Варианты соединения трассы Р31 и М5
Варианты соединения трассы Р31 и М5

В целом транзитный потенциал юго-восточного обхода вызывает большие сомнения. Транспортная нагрузка имеющегося юго-западного сегмента кольцевой через Бибковщину, Вишневку и сейчас невелика. А связывать транзитное направление Мозырь – Гомель через Бобруйск, мягко говоря, странно. Там через Речицу рукой подать. Уж коли есть необходимость сделать выход с шоссе Р31 на М5 и Жлобин, гораздо логичнее пустить дорогу южнее через Паричи – Щедрин – Красный Берег. Там уже имеется почти вся необходимая инфраструктура.

Еще один вариант обхода: Боровая – Стасевка – Углы – Мальево – Ковали увеличил бы протяженность проекта всего на 5 км, но зато позволил бы пересечь заказник по уже имеющейся дороге и мосту в низовьях Вири, то есть сохранил бы status quo охраняемой природной территории.

Что касается оперативного реагирования на пожароопасные и экстренные ситуации, то это решается созданием территориальных подразделений оперативных служб, например, в Телуше.

По всему выходит, что новая дорога Бобруйску не очень-то и нужна. Как-то жили без нее. Местность, по которой предполагается ее проложить, практически необитаема, а транзитный транспорт (спасибо китайским кредитам!) и так с комфортом и ветерком едет в объезд.

Выгоды сомнительны, а вот риски и возможная цена необдуманного решения в виде потери уникального природного комплекса неоправданно высоки. Здесь действительно необходимо семь раз отмерить, прежде чем перерезать живую природную пуповину.

Vox populi vox Dei

Подробнее с отчетом об оценке воздействия на окружающую среду по объекту «Юго-восточный обход г.Бобруйска» в электронном виде вы можете ознакомиться по ссылке 1 и ссылке 2

«Вечерний Бобруйск» приглашает бобруйчан принять участие в общественном обсуждении отчета об оценке воздействия на окружающую среду по объекту «Юго-восточный обход г. Бобруйска». Для этого в срок до 19 сентября 2020 года направляйте заявление о необходимости проведения собрания (в электронном виде и на бумажном носителе) в Бобруйский районный исполнительный комитет по адресу: 213809 г. Бобруйск, ул. Пушкина, 215а. Электронная почта: priemnaia@bobrrik.gov.by Дата и место проведения собрания будут сообщены позднее.

Использованы иллюстрации из отчета об оценке воздействия на окружающую среду по объекту «Юго-восточный обход г.Бобруйска»