«В Беларуси люди наплевательски относятся к другим и даже к себе». Белоруска – о коронавирусе у нас и в Польше

4794
Ирина РЯБОВА. Фото из архива героини
Полина Багнюк родом из Брестской области, но около 8 лет живет в польском Кракове. Недавно Полина приезжала домой и, по ее словам, увидела огромную разницу между отношением людей к коронавирусу в Польше и Беларуси.
В польском такси между водителем и пассажирами обязательна перегородка.
В польском такси между водителем и пассажирами обязательна перегородка.

«Всю дорогу, 10 часов, мы ехали в масках»

Полина говорит, что в Польше уже сняты многие ограничения, но еще действует обязательный масочный режим во всех общественных местах, кроме улицы.

– Я ехала на автобусе и поезде из Бреста в Краков, и всю дорогу, а это 10 часов, была в маске, иначе нельзя, – рассказывает она. – В общественном транспорте в Польше до сих пор может быть заполнена только половина мест – так соблюдается дистанция, а в такси между водителем и пассажирами обязательна перегородка. Те, кто может работать удаленно, продолжают работать в таком режиме.

На улицу Полина выходит только так: в маске и в перчатках..
На улицу Полина выходит только так: в маске и в перчатках..

К сожалению, в начале августа в Польше была зафиксирована новая вспышка коронавируса. 9 августа местные СМИ сообщали о 624 заболевших, днем позже – о 619-ти, 11 августа стало известно о 551 новом случае заболевания. Многие предполагают, что это произошло из-за того, что людям разрешили проводить такие массовые мероприятия, как свадьбы.

– Поляки тоже такие: пока были строгие ограничения, они все соблюдали, пошли послабления – многие расслабились, – говорит Полина. – Хотя в плане самодисциплины и самоконтроля белорусам до поляков, я считаю, далеко.

«В Беларуси люди в очередях норовят прижаться вплотную»

С 6 июля до 3 августа Полина провела на своей родине в Брестской области. Девушка говорит, что почувствовала резкий контраст в отношении к пандемии в Польше и в Беларуси.

– Во-первых, на уровне властей в Беларуси предпринимаются минимальные меры для того, чтобы обезопасить людей, – считает она. – Например, в небольшом коллективе, где работает моя родственница, у двух человек оказался подтвержденный тест на коронавирус. При этом остальных никто не проверил на наличие заболевания (и даже не было такой возможности сделать тест за свои деньги!). Их также не признали контактами первого уровня и не отправили домой на больничный. Переболели мои родственники, у которых свой бизнес. Они с температурой ходили на работу, общались с людьми. Конечно, они могли, как честные граждане, находиться на самоизоляции. Но их бизнес никто не поддержал бы, а жить как-то нужно.

Чтоб не скучать на карантине, Полина приобрела такого милого щенка бордер колли, назвала его Графом.
Чтоб не скучать на карантине, Полина приобрела такого милого щенка бордер колли, назвала его Графом.

Про самодисциплину людей в Беларуси и вовсе говорить нечего, продолжает Полина.

– В масках белорусы практически никто не ходят, даже в общественных местах. Я зашла в магазин в маске и в перчатках, а мне говорят: «Сними и не позорься». Как-то в супермаркете был неприятный случай: продавец сидит в маске, спущенной на подбородок. В одних и тех же перчатках она взяла свой телефон, потом почесала нос и начала накладывать мне суши. Я возмутилась и говорю: «Пожалуйста, поменяйте перчатки и наденьте маску». Она так закатила глаза, будто я ее сильно оскорбила. Но я считаю, что даже без коронавируса в перчатках, которыми ты трогаешь деньги и прочие предметы, еду трогать нельзя, это банальные правила гигиены!

А как часто в Беларуси стоишь в очереди, а люди норовят прижаться к тебе вплотную. Меня это возмущает. Во-первых, очередь от этого быстрее не пройдет. Во-вторых, даже без всяких вирусов ты нарушаешь мое личное пространство – мне неприятно, когда мне кто-то дышит в ухо. Я многим говорила: отойдите от меня! Люди смотрели на меня с удивлением и говорили, что я паникерша.

– Самое удивительное, что все они знают, что болезнь есть: болеют их знакомые, знакомые знакомых, есть летальные исходы, – говорит Полина. – При этом у белорусов наплевательское отношение к другим и даже к себе. Что это: недоинформированность или вечная надежда на авось, не знаю. За время моего пребывания в Беларуси у нескольких моих знакомых был подтвержден ковид. Отец моей подруги с этим диагнозом умер, пролежав несколько недель в реанимации. Умер за два дня до ее 25-летия... Только за неделю я слышала разговоры о шести смертях людей с коронавирусом в нашем небольшом районе.

– Было страшно выходить из дома, – признается Полина. – Находясь в Польше, я мониторила Интернет, чтобы знать, что происходит в родной Беларуси. В реальности все оказалось еще более грустно.

В супермаркете Кракова. На информационном плакате написано, что в магазин пускают 1 человека на 15 кв. м площади, дистанция два метра,  нужно закрывать рот и нос,
В супермаркете Кракова. На информационном плакате написано, что в магазин пускают 1 человека на 15 кв. м площади, дистанция два метра, нужно закрывать рот и нос, рассчитываться безналичными деньгами.

«В Польше строго соблюдаю карантин: 3 тысячи долларов на штраф жалко»

Когда Полина приехала в Беларусь из Польши, находиться на карантине ей не пришлось. Только при пересечении белорусской границы в автобусе у нее измерили температуру. По возвращении же в Польшу ей пришлось сесть на обязательный двухнедельный карантин, причем, очень строгий.

– Вот уже восьмой день сижу дома, выходить никуда нельзя, даже мусор выносить, – рассказывает она. – Муж мой также на карантине, потому что он живет со мной в одной квартире. Он мог бы избежать этой меры, если бы ушел на время жить отдельно. Но супруг работает в IT-сфере, выполняет работу удаленно. Конечно, грустно находиться постоянно дома, когда люди за окном гуляют. Но выбора нет, три тысячи долларов на штраф жалко.

Полине пришлось установить в мобильнике приложение «Домашний карантин», при помощи которого ее контролируют. Дважды в день на мобильный приходит смс, и она должна выполнить разные задания, чтобы подтвердить, что находится дома, например, сделать селфи. Если не выполняешь задания, начинают присылать грозные смс-ки, полиция приезжает проверять. Впрочем, полиция и так может нагрянуть: звонят на обычной телефон, просят выйти на балкон и помахать ручкой.

Чтобы на карантине не терять время даром, Полина берет частные онлайн уроки живописи у художника.
Чтобы на карантине не терять время даром, Полина берет частные онлайн уроки живописи у художника.

К таким строгим мерам она относится с пониманием. Но некоторые моменты, говорит, напрягают. Например, обязательный карантин существует лишь для тех, кто приехал в Польшу из-за внешних границ Евросоюза.

– Если бы я приехала из Австрии, например, мне не пришлось бы сейчас изолироваться. Люди, которые прибывают из Беларуси, но у которых есть польский паспорт, тоже не сидят на карантине. И те, кто прилетел на самолете, тоже не должны соблюдать карантин. Будто польский паспорт является каким-то мощным антивирусным средством! Или из самолета вирусы вылетают на лету.

На 10-й день карантина она сможет поехать в специальный пункт (в Кракове таких два) и бесплатно сделать тест на коронавирус. Туда нужно приезжать на собственном авто, тест делают, не выходя из него. В течение 48 часов будет результат.

Все желающие в Польше могут сдать экспресс-тест на платной основе. В июне его стоимость была 25-30 долларов (а его точность – 98%). Более точный тест обойдется в 100 долларов.

В июне, когда в Польше открылись отели, Полина сразу поехала отдыхать на горнолыжный курорт Закопане.
В июне, когда в Польше открылись отели, Полина сразу поехала отдыхать на горнолыжный курорт Закопане.

Напомним, в Беларуси существует инициатива #ByCovid19, которая помогает врачам и медицинскому персоналу, а также пациентам с коронавирусной инфекцией. Если вы тоже хотите помочь докторам или присоединиться к штату волонтеров, свяжитесь с активистами по электронной почте: bycovid19team@gmail.com или через карту волонтеров на сайте.

Поддержать кампанию финансово может как физическое лицо, так и организация. Перевести средства можно через PayPal. Организации могут заполнить форму для спонсоров.