Чем аукнулись перебои с интернетом в Беларуси для экономики страны и для граждан

3883
Елена САДОВСКАЯ. Фото обложки: legkovmeste.ru.
С 9 по 11 августа в Беларуси практически отсутствовал доступ в интернет. Чем это обернулось для экономики страны и для отдельных граждан, как провайдер компенсирует клиентам неудобство и что делать, если снова не будет доступа?

Сколько стоит отключение интернета

Согласно показателю Cost of Shutdown Tool (COST), который отражает стоимость отключения интернета в разных странах, отсутствие интернета в течение двух с половиной суток обошлось экономике Беларуси примерно в 141 млн. долларов (более 277 млн. белорусских рублей). Сутки перебоев с интернетом стоят более 56 млн. долларов (более 115 млн. рублей).

https://netblocks.org/cost/
https://netblocks.org/cost/

Онлайн-инструмент, который позволяет оперативно оценить экономические потери отсутствия интернета, создали Internet Society и NetBlocks на базе методологии Брукингского исследовательского института (США). Рассчитать потери может любой.

Возможные последствия отсутствия доступа в Сеть

Издание dev.by опубликовало материал, в котором описывает возможные последствия отсутствия доступа в сеть на примере нескольких стран. Публикуем выдержку, которая касается экономики:

«Отключения интернета снижают производительность и приводят к денежным потерям при совершении срочных сделок. В ряде исследований было показано, что отключения влияют на валовой внутренний продукт (ВВП) страны. [ ] Для страны с высоким уровнем подключения к интернету (где проникновение интернета выше 79% населения. В Беларуси к концу 2019 ожидали 81%) ежедневные потери при временном отключении сети и всех сервисов составляют в среднем 23,6 миллионов долларов на 10 миллионов человек населения. [ ]

Чтобы понять реальные экономические последствия отключений, можно обратиться к опыту Конго. В декабре 2018 года отключение интернета обходилось экономике страны в 3 миллиона долларов ежедневно. Зимбабве: в январе 2019 года за шесть дней ограничения доступа к сети экономика ежедневно теряла 5,7 миллионов долларов. В Судане цифры еще больше: в июне 2019 года отключение интернета стоило бюджету более 1 миллиарда долларов или почти 1% ВВП страны.

При блокировке доступа к сети страдает также средний и малый бизнес. Например, в начале 2017 года 94-дневное отключение интернета затронуло часть Камеруна – технологический регион под названием «Кремниевая гора». Местные предприниматели теряли контакты и не могли осуществлять срочные операции, что приводило к потере денег, увольнению сотрудников и закрытию предприятий. [ ]

Отложенными экономическими последствиями можно назвать инвестиционные риски отключений. Они снижают инвестиционную привлекательность местных компаний и отпугивают инвесторов. Эти риски могут потенциально перекинуться на широкий круг секторов, в том числе образование, здравоохранение, медиа- и электронную коммерцию».

Как компенсируют отсутствие интернета

Пресс-служба мобильного оператора А1 сообщила, что за трое суток, с 9 августа по 11 августа включительно, оператор «проведет корректировку абонплаты клиентам, которые столкнулись со сложностями в работе интернет-сервисов по независящим от компании причинам. Компенсация будет зачислена на счета наших абонентов в автоматическом режиме начиная с 16 августа».

Так, абонентам, пользующимся тарифами с включенным пакетом интернет-трафика, будет предоставлена компенсация:

  • на тарифных планах с объемом включенного трафика от 500 МБ до 9 ГБ – в размере 30% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса;
  • на тарифных планах с объемом включенного трафика от 10 ГБ – в размере 50% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса.

Абонентам мобильного интернета, в абонентскую плату которых включен только интернет-трафик, вне зависимости от объема и скорости, будет предоставлена компенсация в размере 100% от ежедневной абонентской платы/стоимости пакета за каждый день отсутствия сервиса.

Корректировки абонентских плат на тарифных планах, не включающих услугу передачи данных, а также с включенным пакетом интернет-трафика менее 500 МБ, производиться не будут.

Компенсация абонентам домашнего интернета и телевидения VOKA от А1:

  • на тарифных планах домашнего интернета без включенного видеосервиса VOKA – в размере 100% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса;
  • на тарифных планах домашнего интернета, в абонентскую плату которых включен видеосервис VOKA – в размере 50% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса.

Зачисления на баланс начнут проводиться в автоматическом режиме, начиная с 16 августа, о чем абоненты получат соответствующие SMS.

Белтелеком также собирается произвести перерасчет абонентской платы«в установленном порядке».

Что делать, если интернет снова отключат

В пятницу, 14 августа, ЦИК планирует озвучить окончательные результаты голосования на выборах Президента Республики Беларусь. Если снова возникнут проблемы с интернетом, можно попробовать использовать следующие инструменты:

  • установить приложение VPN, например Tachyon VPN или TunnelBear
  • установить Proxy для Telegram
  • установить Tor
  • использовать офлайн-мессенджер, если интернета нет совсем: Brair (Android) и Bridgefy (iOS, Android)

С какими трудностями столкнулись бобруйчане

И напоследок, о том, как бобруйчане пережили «конец интернета».

ИП Анжела Валерьевна, которая оказывает консультационные юридические услуги, рассказала, что «благодаря» отключению интернета не смогла оплатить аренду помещения. Налог нужно было заплатить до 10-го числа.

– Я платежку сформировала, но не знаю, прошла оплата или нет, – говорит она, – если нет, то будет начислена пеня. Знаю, что с такими трудностями столкнулись и другие ИП-шники.

Елена, специалист одного из интернет-магазинов, рассказала следующее:

– Интернет-магазин без интернета – очень интересно. Первый день мы фактически просто сидели на рабочих местах. Общались с клиентами, которые уже заказали товар, по телефону. Покупатели интересовались своими заказами, будут ли они доставлены. На второй день мы хотя бы немного наладили общение внутри организации: обычно мы общаемся по скайпу, а в этот день вернулись «древнему» Outlook и переписывались по работе там. Принимали заказы по телефону, но только в том случае, если клиент конкретно знает, что заказывает. Конечно, как и все в эти дни, мы теряли деньги. Были также переносы по доставке, потому что многие хотят рассчитаться через терминал, а он не работает. Конечно, мы шли клиентам навстречу. И только 12-го числа мы стали работать как нормальный интернет-магазин. Люди стали очень активно заказывать.

– Еще одна особенность, несмотря на то, что у нас есть пункты самовывоза, люди стали значительно чаще пользоваться услугами курьера, даже если такая доставка платная. Таким образом они стараются не выходить из дома, – полагает Елена.