Почему суши?
Виктории Савельевой 25 лет, до этого она работала администратором в агроусадьбе «Экзотика».
Желание заняться бизнесом было у нее всегда, но не знала, с чего начать, какое направление выбрать.
– Долгое время мы присматривались, обсуждали с друзьями и знакомыми, что, на их взгляд, было бы востребовано в Бобруйске, – рассказывает Виктория. – Остановились на доставке суши, потому что сами пользовались этой услугой, понимали, что идеальные роллы в городе найти сложно, и решили делать их сами!
С чего начинается бизнес
Но до готовки было еще далеко. Сначала на пару со вторым учредителем нужно было выбрать название своему предприятию, определиться с его местонахождением, написать устав общества с ограниченной ответственностью и заполнить массу других важных документов, необходимых для открытия своего дела. Например, только за ключ электронной цифровой подписи, без которой предпринимателю никак, нужно было заплатить 72,54 руб.
Госпошлина за регистрацию ООО – одна базовая (на декабрь 2019 года – 27 руб.), открытие расчетного счета в банке – около 20 руб.
А еще, чтобы заниматься продажей съедобной продукции, необходимо получить санитарно-гигиеническое заключение в Центре гигиены и эпидемиологии, оно стоит 33,26 руб. И регулярно проходить лабораторные исследования.
Место «дислокации» выбрали в районе «Евроопта» на Минской. Это небольшое помещение, аренда которого обходится в 3 доллара за 1 кв. м. В команде, кроме двух учредителей – повар, курьер и бухгалтер.
Молодые предприниматели работают по упрощенной системе налогообложения.
– Прежде чем открывать свое дело, надо позаботиться о стартовом капитале, конечно же, – рассуждает Виктория. – У нас были сбережения, к счастью, ни у кого не одалживали и кредитов не брали. И надеюсь, что никогда не будем.
Как завоевать клиента
Клиентов привлекали через соцсети. Завоевывать доверие бобруйчан предпочитали, в первую очередь, качеством продукции. Виктория лично следит за этим.
– Если какая-то партия роллов получается не такой, как должна быть, то повар переделывает ее, – рассказывает она.
Больше всего ребят воодушевляют положительные отзывы, которые оставляют клиенты:
– Люди, которые впервые пробуют наши суши, не ленятся и пишут большие сообщения о своих впечатлениях. Всегда все читаем, и это очень вдохновляет нашу маленькую команду, – говорит Виктория Савельева.
Бизнес и коронавирус
– Поскольку у нас пока работает только доставка суши, коронавирус нас не подкосил, – считает Виктория. – Скорее, наоборот. Все стали больше заказывать еду на дом. Количество постоянных клиентов с каждым месяцем только растет. В выходные дни заказов в два раза больше, чем в будние. Поэтому сейчас у нас в планах – расширение команды, ищем повара, хотим нанять еще одного курьера.
Доставляет суши курьер всегда в маске и перчатках. Некоторые клиенты просят бесконтактную доставку: курьер ставит заказ на сумку и отходит, а человек забирает заказ, который он предварительно оплатил онлайн.
– Мы используем биоразлагаемые контейнеры для роллов, стараемся заботиться об окружающей среде. В будущем хотим заменить пакеты на полностью разлагаемые и отказаться от одноразовых пластмассовых соусниц, но пока не придумали, как, – говорит Виктория.
Что касается контроля:
– Бобруйский центр стандартизации, метрологии и сертификации регулярно проверяет условия, в которых готовится еда, и саму продукцию, – объясняет Виктория. – Исследуют воду в помещении, где идет готовка, берут смывы с поверхностей оборудования, инвентаря, посуды и даже рук повара, проверяют освещение и микроклимат... Один раз в квартал мы отвозим на проверку и саму продукцию.
Хотелось ли все бросить?
Поначалу, говорит Виктория, такие мысли приходили. Особенно когда приходилось изучать много новой информации, собирать горы документов, вникать в то, с чем никогда не сталкивался.
– Сейчас я во всем разобралась, и таких мыслей больше нет. Но помню, как сложно было начинать, и очень благодарна тем людям, которые нам помогали, делились опытом. Отдельное спасибо – отцу моей подруги Николаю Михайловичу Мирончику, у которого большой опыт и торговой, и предпринимательской деятельности.
В Беларуси существует инициатива #ByCovid19, которая помогает врачам и медицинскому персоналу, а также пациентам с коронавирусной инфекцией. Если вы тоже хотите помочь докторам или присоединиться к штату волонтеров, свяжитесь с активистами по электронной почте: bycovid19team@gmail.com или через карту волонтеров на сайте.
Поддержать кампанию финансово может как физическое лицо, так и организация. Перевести средства можно через PayPal. Организации могут заполнить форму для спонсоров.