«Коронавирус не подкосил, скорее, наоборот»: как открыть свое дело и не прогореть в пандемию

962
Евгения ВИННИК. Фото из архива героини.
В декабре 2019 года, как раз накануне пандемии коронавируса, Виктория Савельева открыла собственный бизнес – доставку суши на дом. И не прогадала – уже через несколько месяцев услуга эта стала очень востребованной.

Почему суши?

Виктории Савельевой 25 лет, до этого она работала администратором в агроусадьбе «Экзотика».

Виктория Савельева.
Виктория Савельева.

Желание заняться бизнесом было у нее всегда, но не знала, с чего начать, какое направление выбрать.

– Долгое время мы присматривались, обсуждали с друзьями и знакомыми, что, на их взгляд, было бы востребовано в Бобруйске, – рассказывает Виктория. – Остановились на доставке суши, потому что сами пользовались этой услугой, понимали, что идеальные роллы в городе найти сложно, и решили делать их сами!

С чего начинается бизнес

Но до готовки было еще далеко. Сначала на пару со вторым учредителем нужно было выбрать название своему предприятию, определиться с его местонахождением, написать устав общества с ограниченной ответственностью и заполнить массу других важных документов, необходимых для открытия своего дела. Например, только за ключ электронной цифровой подписи, без которой предпринимателю никак, нужно было заплатить 72,54 руб.

Госпошлина за регистрацию ООО – одна базовая (на декабрь 2019 года – 27 руб.), открытие расчетного счета в банке – около 20 руб.

А еще, чтобы заниматься продажей съедобной продукции, необходимо получить санитарно-гигиеническое заключение в Центре гигиены и эпидемиологии, оно стоит 33,26 руб. И регулярно проходить лабораторные исследования.

Место «дислокации» выбрали в районе «Евроопта» на Минской. Это небольшое помещение, аренда которого обходится в 3 доллара за 1 кв. м. В команде, кроме двух учредителей – повар, курьер и бухгалтер.

Молодые предприниматели работают по упрощенной системе налогообложения.

– Прежде чем открывать свое дело, надо позаботиться о стартовом капитале, конечно же, – рассуждает Виктория. – У нас были сбережения, к счастью, ни у кого не одалживали и кредитов не брали. И надеюсь, что никогда не будем.

Как завоевать клиента

Зарабатывает повар-сушист в Бобруйске от 350 до 500 рублей (информация с сайта вакансий), по словам Виктории, их повар получает больше.
Зарабатывает повар-сушист в Бобруйске от 350 до 500 рублей (информация с сайта вакансий), по словам Виктории, их повар получает больше.

Клиентов привлекали через соцсети. Завоевывать доверие бобруйчан предпочитали, в первую очередь, качеством продукции. Виктория лично следит за этим.

– Если какая-то партия роллов получается не такой, как должна быть, то повар переделывает ее, – рассказывает она.

Больше всего ребят воодушевляют положительные отзывы, которые оставляют клиенты:

– Люди, которые впервые пробуют наши суши, не ленятся и пишут большие сообщения о своих впечатлениях. Всегда все читаем, и это очень вдохновляет нашу маленькую команду, – говорит Виктория Савельева.

Бизнес и коронавирус

– Поскольку у нас пока работает только доставка суши, коронавирус нас не подкосил, – считает Виктория. – Скорее, наоборот. Все стали больше заказывать еду на дом. Количество постоянных клиентов с каждым месяцем только растет. В выходные дни заказов в два раза больше, чем в будние. Поэтому сейчас у нас в планах – расширение команды, ищем повара, хотим нанять еще одного курьера.

Доставляет суши курьер всегда в маске и перчатках. Некоторые клиенты просят бесконтактную доставку: курьер ставит заказ на сумку и отходит, а человек забирает заказ, который он предварительно оплатил онлайн.

– Мы используем биоразлагаемые контейнеры для роллов, стараемся заботиться об окружающей среде. В будущем хотим заменить пакеты на полностью разлагаемые и отказаться от одноразовых пластмассовых соусниц, но пока не придумали, как, – говорит Виктория.

Роллы доставляют клиенту в биоразлагаемых контейнерах.
Роллы доставляют клиенту в биоразлагаемых контейнерах.

Что касается контроля:

– Бобруйский центр стандартизации, метрологии и сертификации регулярно проверяет условия, в которых готовится еда, и саму продукцию, – объясняет Виктория. – Исследуют воду в помещении, где идет готовка, берут смывы с поверхностей оборудования, инвентаря, посуды и даже рук повара, проверяют освещение и микроклимат... Один раз в квартал мы отвозим на проверку и саму продукцию.

Хотелось ли все бросить?

Поначалу, говорит Виктория, такие мысли приходили. Особенно когда приходилось изучать много новой информации, собирать горы документов, вникать в то, с чем никогда не сталкивался.

– Сейчас я во всем разобралась, и таких мыслей больше нет. Но помню, как сложно было начинать, и очень благодарна тем людям, которые нам помогали, делились опытом. Отдельное спасибо – отцу моей подруги Николаю Михайловичу Мирончику, у которого большой опыт и торговой, и предпринимательской деятельности.