Экспозиция заняла два зала и объединила работы 14 художников. Особенностью этой выставки директор Бобруйского художественного музея Светлана Привалова назвала множество новых имён, на ней представленных. Среди дебютантов: Людмила Демьяненко, Татьяна Симоненко, Елена Егорова, Мария Морозова, Ирина Свинцицкая и Виталий Верас.
В отличие от своих профессиональных коллег, художники-любители — это обычные люди, имеющие основную работу и профессию, зачастую далекую от искусства. Но вне работы, в свободное время, свой творческий потенциал они выплескивают на холсте или бумаге. И это позволяет увидеть, чем по-настоящему живет человек, что его по-настоящему волнует.
При этом часто самодеятельные художники, не скованные академическими рамками и правилами, опираются на чувства и полет фантазии, смело нарушают жанровые и стилистические границы, создают собственную образную систему. Именно поэтому творчество художников-любителей находит своих почитателей и пополняет художественные коллекции по всему миру.
Бобруйские художники не стали исключением и показали то, что нравится им самим: милые сердцу березинские пейзажи, натюрморты с цветами и фруктами, а вместе с тем также аллегорические полотна-размышления. Вопреки названию выставки, представленные работы стали отражением не провинциального мышления, а «спокойного и радостного отношения к жизни».
Таковы, в частности, картины Валерия Алешкова. Уверенный сильный мазок выдает опытного живописца, прекрасно владеющего техникой. Композиция всегда выверенная, а сюжет нарочито приземленный — словно художник призывает зрителя искать высокое в обыденных вещах: будь то сельская утварь, заколоченная дверь, «противовирусный» набор из лука, чеснока, имбиря или концептуальные лимоны на черном фоне. И только в полотне «Виртуальная жизнь» художник отходит от мудрой созерцательности и вовсю предается плакатной патетике. Посыл картины понятен, но получилось излишне прямолинейно.
Дебютант выставки Виталий Верас представил аллегорические полотна с ангелами, райскими кущами, Эйфелевой башней и уличными музыкантами у бобруйского «Вэстора». Натюрморты и абстракции в неоновых тонах определенно хороши. Этакий задорный молодой нигилизм. А вот фигуративные сюжеты страдают от ошибок в анатомии, хоть от этого кажутся еще более гротескными. Художник щедро вставляет внутренние текстовые комментарии. Получается что-то среднее между живописью и комиксом.
То же стремление сломать стилистические рамки прослеживается у Ирины Мелешкиной. Вот три камерных натюрморта с цветами, вполне самодостаточные. А вот через стенку раскадровка целого «мультфильма про любовь» с шаржированными персонажами, юмористическим сюжетом, контурной обводкой… И все это рамочках маслом по ДВП!
Зачастую обратной стороной внутренней творческой свободы становится нарочитая декоративность. Не могут не вызывать восхищение филигранные акварели и нежнейшие пастели Татьяны Симоненко. Но вот сюжеты, увы, ванильные и лубочные.
Насколько лирично и живо написаны Людмилой Демьяненко пейзажные этюды на картоне, настолько же кажется безжизненным висящий рядом батик. А всё из-за стремления «сделать красиво».
Некоторая художественная недосказанность придает особый шарм натюрмортам с цветами Тамары Маненок. Роскошные розы, тюльпаны, пионы цветут и увядают прямо на акварельных листах. Словно художник торопился поскорее запечатлеть ускользающую красоту и поэтому не разменивался на мелочи. То же и с ее пейзажами: набряклое влагой небо полыхает зарницами, весь сюжет наполнен тревогой и предвкушением скорой грозы.
Графические работы представила Елена Нелюбина. Ее карандашные рисунки — затейливое взаимопересечение дуг, спиралей, эллипсов. Каждая новая линия продолжает предыдущую и служит основой для следующей. В целом кажется, что композиция рождается самопроизвольно в ходе процесса рисования. При этом акварельная бумага придает цветным штрихам дополнительную текстуру, а всему рисунку некоторую «текстильность».
Единственное полотно «Зима» корифея бобруйской любительской живописи Григория Капустина легко узнаваемо среди произведений коллег. На нем — та самая Левитановская зима с лазурным небом, белыми березовыми стволами, красными всполохами пожухлой листвы и синими тенями на снегу. Та зима, которой мы не видели уже два года и по которой успели соскучиться.
Вот такие «провинциальные сюжеты». Выставка продлится до конца сентября.