Олег Борсуков в спасательском деле уже 26 лет. Начинал начальником дежурной смены, сейчас в его обязанности входит поддержание боеготовности подразделений и курирование работы центра оперативного управления.
Самое трудное – сидеть и ждать
Олег Петрович признается, что с детства стать пожарным не мечтал.
– Как любому молодому парню, мне просто хотелось носить погоны и помогать людям, – улыбается он.
Изначально планировал поступать в Академию МВД, но потом «что-то подтолкнуло меня изменить вектор моего жизненного пути» – поступил в высшее пожарное училище в Минске. Сейчас это университет гражданской защиты МЧС.
По окончании в подчинение новоиспеченному 22-летнему начальнику дежурной смены поступило 23 человека. Про то время Олег Петрович вспоминает фразами «были большие объемы работы», «мог не спать ночами».
Вообще, рабочий день любого пожарного-спасателя ненормированный (пожару ведь не прикажешь, когда загораться), хотя официально он с 8.00 до 17.00.
А самое трудное для пожарного – сидеть в режиме «ожидания», говорит Олег Борсуков.
– Ты, вроде, на работе, что-то делаешь, но ежесекундно ждешь вызова. А вот когда уже что-то поступило, то идет разрядка. Уже знаешь, что нужно просто идти и делать.
«У меня ступор: «А как мы его вытащим?»
– Помню, дежурили мы в Могилеве, поступил вызов: пожар в квартире, – рассказывает Олег Петрович. – Тогда у нас внедрялись образцы импульсной установки пожаротушения (УИП-1 «Витязь» и «Игла»). Эта установка имеет резервный запас воздуха для дыхания в течение получаса. То есть, такой огнетушитель с противогазом. Я худощавый, а она весила килограмм 15, но за плечи забрасывал и – вперед. В той квартире мы с командиром обнаружили мужчину. Много дыма, а ты с этой установкой в 15 килограмм стоишь и думаешь: то ли спасать, то ли тушить. Конечно же, спасать. У меня ступор: «А как мы его вытащим?» Пришлось думать быстро и четко. В итоге, и спасли, и потушили. Даже не могу сказать, почему запомнился именно этот случай.
А еще Олегу Борсукову запомнился вызов, когда лось провалился в битумную яму. Ох, и тяжелая это работа…
– Рукавами обматывали и вытаскивали. Животные же, когда чувствуют, что им помогают, начинают помогать и себе, и людям.
В чем сила огнеборца
Кстати, полная амуниция пожарного, с противогазом, весит килограммов 20. Плюс подшлемники, шапочки. Летом, говорит Олег Борсуков, во всем этом очень жарко и тяжело, поэтому после ликвидации пожара всем сотрудникам разрешается снимать все это и ходить в майках.
Пожарные поддерживают свою физическую форму – ежедневно вечером у них тренировки, а по пятницам обязательная физподготовка. Раз в квартал пожарные сдают определенный цикл нормативов – комплексы на выносливость, силу, скорость.
– Лично я в четверг и в воскресенье играю в футбол на нашем стадионе, а после этого – брусья, турник, – рассказывает мой собеседник.
Моральному состоянию пожарного тоже уделяется внимание.
– У нас есть замечательный психолог, – рассказывает Олег Борсуков, – а в каждом подразделении есть комнаты эмоциональной разгрузки. Однако не последнюю роль играют коллеги, все помогают друг другу.
Страхи пожарного
– Все пожары на крупных предприятиях опасны. Но почему-то, когда приезжаешь на вызов, хочется в самое пекло, – говорит Олег Петрович. – По молодости мне было боязно вскочить в квартиру, спуститься в подвал. С этими страхами как раз и помогали бороться мои сослуживцы и командиры.
– Собак боюсь, – признается мой собеседник с улыбкой. – Своих не боюсь, а чужих – да. Наверное, что-то из детства осталось... А вообще, пожарный-спасатель – это обычный человек.
Но не каждый обычный человек знает, что делать в той или иной чрезвычайной ситуации. А пожарный-спасатель знает.
– Помню случай, кажется, в 2008 году. Мы тогда ехали с начальником отдела. Где-то на трассе Кировск – Могилев видим: ДТП. Автобус столкнулся с легковым автомобилем. Водителя последнего прижало автобусом, и мы помогали ему освободиться. Пассажирам автобуса тоже помогали.
Пожарные приметы
О том, что пожарные – тоже люди, говорит тот факт, что и им не чужды некоторые суеверия. Олег Борсуков приводит приметы, в которые верят пожарные:
- протер (помыл) мигалки на пожарном автомобиле – жди пожара;
- получил новую боевую одежду, снаряжение, форменное обмундирование (равно, как и постирал перед сутками) – жди пожара;
- почистил обувь после заступления на дежурство, а не перед – жди пожара;
- сменяющаяся смена не прощается за руку с заступающей, лишь желает сухих рукавов – иначе встретятся по сбору по тревоге;
- на дежурных сутках нельзя смотреть фильмы, программы о работе спасателей. Посмотрел – жди пожара;
- никогда ничего нельзя брать с пожара. Вещь, взятая из сгоревшего дома, сгорит на новом месте.
А посвящение в спасатели проходит так – на первом пожаре новобранца обливают водой из пожарного ствола, или в подразделении ныряют в бочку с водой (кстати, и на пенсию пожарных проводят так же!).
А Олег Петрович всегда проверяет дома розетки, электропроводку. Говорит, профессия наложила свой отпечаток – стал бдительным.
Дома о пожарах ни слова
Кстати, о доме. Один из минусов работы пожарного, по мнению Борсукова, в том, что «из-за ненормированности графика мы теряем драгоценное время, которое могли бы провести с семьей». Потому «бывает чувство сожаления». – Особенно летом. Хочется видеть, как растут дети, быть рядом, ведь семья – самое дорогое, – признается зам. начальника горрайотдела по ЧС.
А дома:
– Автоматически из режима «спасатель» переключаюсь в режим «папа», – улыбается Олег Петрович. – Даже если я сильно устаю на работе, то домашние заботы для меня – разгрузка. Дома о работе не говорю, мне кажется, что это лишнее.
Когда работа дает продохнуть, Олег Борсуков летом с дочерью устраивает пробеги на велосипеде по району, а с младшим сыном ходит гулять. В его семье любят активный отдых.
К слову, старший сын Олега Петровича хотел пойти по стопам отца – стать пожарным, но, к сожалению, не получилось по состоянию здоровья.
– Если младшенький захочет, то я поддержу его, – говорит отец. – В принципе, я поддержу любой выбор своих детей.
И доброе сердце впридачу
На вопрос, кто может быть пожарным, Олег Борсуков отвечает нетривиально:
– Банальными, но важными качествами являются: физическая выносливость, решительность, готовность к систематическому совершенствованию профессиональных навыков, и, конечно же, спасатель должен иметь доброе сердце. Но не стоит забывать и о жизнерадостности. Мне кажется, что нам это надо. Смелый? Ну, не скажу, что в спасатели должны идти только смельчаки. Бывает, сидит, на первый взгляд, робкий паренек, а потом раз – и человека спас. Смелость – это, скорее, наличие опыта, это когда знаешь, что делать. Ни в коем случае нельзя ставить знак «равно» между смелостью и безрассудством. Берем всех желающих, а потом они уже сами решают, смогут они здесь работать или нет.
– А девушка может стать спасателем?
– Девушки могут работать в горрайотделе по ЧС в двух случаях: диспетчером или пропагандистом.