Под дубами на террасе у старого русла Днепра сквозь кроны деревьев поднимается дым от костра, вкусно пахнет борщом, солнечные пятна весело пляшут на тентах. Здесь, в живописном месте вблизи деревни Копань Речицкого района Гомельской области, разбит оздоровительный передвижной палаточный лагерь Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи города Бобруйска.
Заведует всей этой шумной ватагой педагог дополнительного образования Людмила Добровольская. Ей помогают заместители и волонтеры. Вот уже семь лет подряд пестрый баннер с изображением бобренка с лопатой украшает ствол раздвоенного дуба и обозначает центр лагеря, а заодно центр Копаньской галактики для двух десятков ее обитателей. Такая метафора не случайна — по ночам здесь прямо сквозь дубовые ветки сияет Млечный путь и машет хвостом заплутавшая комета.
Определенно, это место наполнено особой энергетикой и особой магией. Иначе как объяснить, что, даже став взрослыми, бывшие воспитанники Людмилы Николаевны, а ныне студенты столичных вузов, по первому зову своей неугомонной эЛь-эН (так они ласково называют ее за глаза) вновь съезжаются сюда — на встречу с летом, с детством, с дубами. А может, и сама Добровольская кастует какую-то магию, но науке это не известно.
Впрочем, «добровольцы» приезжают в Копань не только ради романтики. Взрослые и дети, младшим из которых по 11 лет, заняты серьезным делом — все они участники настоящей археологической экспедиции. Ее куратор — ведущий научный сотрудник института истории НАН РБ кандидат исторических наук Николай Кривальцевич — уже который год изучает в этих местах наследие среднеднепровской культуры. Именно здесь, в бассейне Днепра, Березины и Сожа, три-пять тысяч лет назад проживали дославянские и добалтские племена, о которых известно пока совсем немного.
Ребятам поручена самая ответственная часть работы. Они разбирают культурные пласты мезолитического и неолитического периодов, бронзового века. Для этого приходится, вооружившись лопатой и совком, просеивать по крупицам кубометры грунта на месте давно исчезнувших поселений и курганов. Время песчинками сыплется сквозь пальцы в буквальном смысле. Непыльным это занятие никак не назовешь. Зато и находки попадаются интересные: каменные сверленые топоры, кремневые шлифованные ножи, отщепы кремня, украшения, обломки керамической посуды.
По найденным предметам, словно в детективе, можно реконструировать быт, обряды, традиции и верования древних обитателей этих мест. Например, найденные подвески из привозного янтаря свидетельствуют о наличии торговых отношений и товарообмена с северными соседями по Днепру. А погребальный инвентарь — такой, как ритуальные кубки, рассказывает, что люди верили в загробную жизнь и приносили дары умершим, чтобы те могли пользоваться ими после смерти.
Для ученых-археологов такие артефакты — настоящее сокровище. Что уж говорить про детей! Вот, казалось бы, невзрачный глиняный обломок с какими-то рисками. Обычный человек пройдет мимо и не заметит. А ведь этот осколок — ровесник египетских пирамид! Древний мастер четыре тысячи лет назад вылепил его и украсил узором из линий. Уже тогда люди стремились к красоте.
Из обожженного в земляной печи горшка кто-то пил и смотрел на знакомые дубовые рощи над речными террасами. А теперь ты держишь находку в руке, и по спине пробегает холодок от осознания масштаба времени. Запомнится ли детям такой урок истории? Наверняка.
Тем временем над лугом раздается призывный «звон» алюминиевого котелка. Готов обед, пора возвращаться в лагерь. Наука наукой, а режим дня никто не отменял. Подъем в семь, отбой в одиннадцать. Есть тихий час. Работа на раскопе — утром и вечером, когда нет жары.
С дисциплиной тоже все в порядке. Каждый день новая пара дежурных заступает на вахту: готовит завтрак, обед и ужин, полдники и перекусы. А для этого нужно сначала принести из леса дров, выгрести из кострища вчерашнюю золу, а после — отдраить в ручье котелки от присохшей каши. Так вчерашние «городские» дети учатся походной жизни и самостоятельности. Кажется, пустяк, а для кого-то впервые самостоятельно приготовленная манка — тоже достижение и повод для гордости. А главное — про смартфоны они практически сразу забывают. Времени нет!
Необходимость заботиться не только о себе, но и о товарищах, понимание, что от тебя зависит благополучие целого лагеря, живо социализирует даже тех, кому в обычной жизни мамы чай остужают. Видели бы эти мамы, на что способны их дети, когда прижмет! Правда, некоторым для этого требуется время и щедрая порция уже упомянутой магии.
Время после ужина особое. Над притихшими травами каждый вечер разгораются умопомрачительные закаты. Даже цикады на время смолкают от восхищения. Мальчишки притащили со свалки пустой корпус старого телевизора, и теперь просмотр зари на западе — самая рейтинговая «телепередача».
Еще один «пленник» Копани — Андрей Мельников, в недавнем прошлом научный сотрудник музея белорусской культуры, поет у костра под гитару песни белорусских поэтов и рассказывает детям о белорусских писателях и литературе. И, о чудо! Поколение, которое воспринимает «беллит» не иначе, как странноватый древний культ, слушает с интересом о Быкове и «лейтенантской прозе», Смоличе и возникновении отечественной географической науки… Под звездным небом происходит ныне невообразимое — дети общаются с умными взрослыми.
В лагере естественным образом сосуществуют два государственных языка. Николай Кривальцевич и Андрей Мельников постоянно и последовательно говорят по-белорусски. Происходит это настолько органично и ненавязчиво, что невольно вызывает симпатию и желание подражать. Белорусская речь словно прорастает из генетической памяти. И вот уже через пару дней новички, сами того не замечая, вставляют в разговор белорусские слова, а то и целые предложения.
Наверняка еще множество удивительных открытий и приключений ожидает участников археологической экспедиции до следующего вторника, 28 июля. Пусть же им благоприятствует погода и окажется легким обратный путь!