Бобруйск всегда был городом хорошо одетых людей
Моя молодость пришлась на 80-е. Как же хотелось быть нарядной и модной! Бобруйск для меня всегда был городом хорошо одетых людей. Во-первых, потому, что выросла я в авиагородке, где жили люди со всех концов Советского Союза, которые, бывая на родине (а ведь это были и Москва, и Питер, и Нижний, и Новосибирск, и Киев, и т.д.), привозили оттуда «новую моду». А во-вторых, потому что, выучившись на продавца, я поступила на работу в Бобруйский горпромторг. А кому же еще шикарно одеваться, как не его сотрудникам! Когда мы шли на ноябрьскую демонстрацию, столько шуб, меховых шапок, высоких кожаных сапог не было ни в какой другой колонне!
У кого была родня за кордоном, одевались «из посылок». Часто эти посылочные вещи продавали, перепродавали. Мне нечасто удавалось что-то достать. Но у меня была палочка-выручалочка. Моя мама Мария Романовна умела хорошо шить. И научила мою старшую сестру Наталью и меня.
Мама шила прекрасно. Она окончила двухгодичные курсы при Ивановском Доме офицеров. Я имею представление, какой там был уровень преподавания, по маминому «выпускному альбому». Там были странички с образцами швов, способами обработки изделий, разные виды петель, работа с кружевом, вышивка. В листах прорезались фигурные отверстия, получалось такое окошко, снизу подставлялась ткань.
На этих курсах маму также научили моделированию. На основную выкройку наносятся фасонные линии – кокетка или отрезные бочка – и готово. Любую модель, которую увидела, мама умела воплотить в жизнь. У нее был большой талант к швейному делу. Она все делала очень аккуратно, все получалось легко и красиво.
Магазин «Портняжка» на ул. Дзержинского. Здесь вы найдете всё для шитья и даже больше.
Мама шила на заказ. В Авиагородке было несколько портних. Они между собой конкурировали. Скопировать, как у Софи Лорен в последнем фильме, было делом чести.
У кого шила генеральша, я не знаю, но вот полковницы и майорши, а тем более капитанши, были в числе маминых клиенток. Заказы были расписаны на полгода вперед.
Поэтому, чтобы выкроить время между клиентками для своих дочерей, маме надо было очень постараться.
В магазине «Меланж» есть всё для самых взыскательных рукодельниц.
Карнавальный костюм из парашютного шелка, дубленка из шкуры овцы
Первое мое нарядное платье «на выход» было из тонкого светло-голубого трикотина. Как раз пришло время ходить по свадьбам. Всех подруг я в нем замуж отдала. А еще выступала на конкурсе «Лучший продавец».
Так вот и выросли мы у швейной машинки – дочки, а потом и внучки. Девчонками помогали прокладывать силки, делать наметку – собирать вещь на первую примерку. Я любила смотреть, как делается примерка, как вещь «прирастает» к своей хозяйке. А уж эти женские разговоры! Кто женился, кто крестился, кто напился, кто развелся, кто в комендатуру попал. Все-все новости можно было узнать. А при сдаче изделия мама отдавала в придачу рулончик обрезков. Считалось, их нельзя выбрасывать, тогда платье будет долго носиться. Такое вот портняжное суеверие.
Швейная машинка всегда стояла в полной боевой готовности. На краешке – подушечка с иголками, ножницы. Мама никогда их не прятала, Просто объясняла нам с малых лет, как с этим обращаться. Обе внучки обожали раскрыть шкатулку с пуговицами и нанизывать их на нитку. А пуговиц было много. Как и ниток. Покупалось все про запас, на всякий случай. Неизвестно, какую ткань принесут шить, а уж тут как тут подходящие пуговки и нитки.
Кстати, про пуговки. Когда в 79-м году я приехала погостить к своей подружке в Подмосковье, на станции увидела ларечек по ремонту одежды-обуви. И там – ассортимент металлических джинсовых пуговиц. Я, конечно, набрала их на все деньги, что были с собой. А потом мы шили джинсы, сарафаны, комбинезоны из жлобинской ткани. И, благодаря этим пуговкам, их было не отличить от фирменных.
Когда ехали на полтора месяца на папину родину, в деревню в Мордовию, в российскую глубинку, везли с собой чемодан отрезов ткани, ситец, в основном. Мама обшивала всю большую родню. У деревенской бабушки была подольская ручная машинка, которую бабуля, когда купила в райцентре, на своем горбу принесла за 10 км со станции.
На школьные новогодние утренники мама шила карнавальные костюмы. Вот платье для принцессы, из чего бы вы думали? Из парашютного шелка!
Школьную форму в старших классах тоже шила мама. Барышни уже тяготились тем, что одежда у всех одинаковая. Поэтому старались хоть в чем-то отличаться от других. Коричневое платье, белый или черный передник – казалось бы, где тут разгуляться фантазии? Было бы желание! Силуэт, длина, форма воротника, отделка – вот и оригинальное платьице.
А потом мой выпускной бал. Материал был совсем простой – импортный жатый набивной ситец. Но мама придумала фасон и сделала конфетку. Я чувствовала себя единственной и неповторимой на фоне платьев-близнецов из искусственного шелка.
У нас дома была немецкая машинка «Науманн». Теперь она мне перешла по наследству. Для тех времен это был «космос». Там есть настройки, при которых машина может делать фигурные строчки, что-то типа вышивки.
Для мамы не было ничего невозможного. Когда деревенский дедушка бил овец на мясо, он солил шкуры и два раза присылал нам посылкой. Здесь папа нашел, где их выделать. А потом мама сшила мне дубленку. Она была из романовских овец. Эти овцы обманули даже опытный глаз технолога с кожкомбината. Глядя на дубленку, технолог сказал: «Ну, это же не наше качество, тут за версту виден импорт».
А брату мама сшила куртку по образцу военной. Для этого у соседа на вечер попросили его зимнюю меховую техничку – они были нагольные, черные, в отличие от летных курток, крытых синей тканью – быстренько все срисовала, и получилось точь-в-точь. Только пальцы себе намучила и не одну иголку сломала, когда собирала.
Военное имущество еще не раз пригодилось. Из летних портянок шили светлые джинсы (для образца нам кто-то одолжил свои «Лола20»). Из портянок же шили сумки – теперь они снова в моде, их называют эко-шопперы. Помню платье старшей сестры, сшитое из шерстяного габардина цвета хаки, выданного отцу на пошив формы. Папа носил аккуратно, ходил в форме по два срока. А сестра щеголяла в добротном шерстяном платье. Она тогда поступила в БГУ и выглядела не хуже профессорских дочек.
А в 90-е, когда деньги стали инфлировать со страшной скоростью, мама с папиной помощью наладила небольшой бизнес. Наши женщины стали тогда носить костюмы из офицерского шинельного сукна. Очень простые по покрою юбка и жилет. Фишка в том, что по краям изделий выбивались специальным инструментом дырочки разной формы. Получался цветочный узор. Такое мы позже увидели на детских китайских платьях. Костюмчик был хотя и плотноват, но зато теплый, как печка. Я тоже научилась выбивать узор. Вниз подкладывался кусок толстой резины, сверху трафарет и в отверстия вставлялся пробойник. И молоточком, молоточком. Соседи снизу иногда приходили ругаться, когда мы работали в три руки, не переставая.
Конечно, при такой маме дочки тоже научились хорошо шить. И хотя зарабатывать этим не приходилось, но одевали себя по моде всем на зависть собственноручно.
«Раз пришлось даже перешить французский бюстгальтер»
Вначале шили по маминой книжке по шитью. А потом тетка из России прислала пачку журналов «Бурда». Вот уже было раздолье – ничего вычерчивать не надо – бери готовую выкройку и строчи. Выкройки у «Бурды» были замечательные. Все садилось на раз-два.
А тканей у мамы на антресолях было припасено на три поколения вперед! Однажды я достала оттуда настоящий натуральный шелк – крепдешин с прекрасным восточным орнаментом. Расцветка была сочетанием зеленого, разных оттенков охры и черного. Жаль, не осталось цветного фото. Я соорудила себе костюм и носила как вместе, так и порознь – юбку с другим верхом, а блузку с другим низом. Если не было подходящей ткани, могли перешивать из маминых платьев. Мне досталось ее маленькое черное, из прекрасной шерстяной ткани. Я носила его с воротником из вятского кружева.
Раз как-то московская тетушка, которая работала уборщицей в посольстве Венгрии, передала две полосы старого венгерского флага, из хорошего атласа, белую и зеленую. Из белой полосы я сшила кардиган. Он был великолепен на любом мероприятии, где была светомузыка, стробоскоп. От него все цвета отражались, как от зеркала, это была фееричная картина.
Также не было проблемой, если в магазине выбросили не твой размер. Брали, что дают, а потом подгоняли, ушивали. Кстати, раз пришлось даже перешить французский бюстгальтер, за которым выстояли длинную очередь в московском магазине на Калининском проспекте.
Мое умение шить выручало не только меня. Когда любимая подруга готовилась к свадьбе, мы с ней, две портнихи-янихи, бесстрашно взялись за свадебное платье. И оно получилось очень красивое (правда, и фигурка у невесты была отменная, на нее было легко шить).
А позже она купила в Москве отрез парчи. И мы вместе сшили ей нарядное платье. Я забрала обрезки, покумекала и тоже сшила открытое платье в сочетании с кружевом.
В тот год магазин «Космос», где я работала, отмечал новогодний корпоратив в ресторане «Белая Русь». Я была королевой в своем самодельном платье!
Потом я начала обшивать уже свою доченьку. Приходилось шить джинсы, платьица. А однажды сшила комплект: белая блузка (опять же из парадной офицерской рубашки) и вельветовый сарафан. Участковая медсестра, встретив нас на прогулке, так и ахнула: «Какая красавица! Маленькая фройляйн!» И ей не откажешь в проницательности. Комплект был из журнала «Бурда».
Теперь, конечно, просто и дешево одеваться в секонд-хенде. Но умение разбираться в моделях, подбирать одежду по цветовому типу внешности и фигуре, носить по назначению, осталось со мной навсегда.