Хорошие ткани приходилось доставать
«Я закончила школу в 1957 году, мы тогда жили в военном городке Мачулищи под Минском. В столице я и ходила в старшую школу. Помню, что на выпускном балу всем девушкам хотелось быть в белых платьях. Мне мама сшила белую плотную юбку в клинья и белую легкую блузку, я была очень довольна», – вспоминает Жанетта.
Актриса говорит, что в магазине было трудно подобрать красивую и удобную одежду, поэтому много хозяек сами обшивали свою семьи и шили на заказ, налогами такая деятельность не облагалась. Ателье было немного, и они не пользовались большой популярностью.
– А я еще была очень капризна, – смеется Жанетта Константиновна, – на каждые субботние танцы в Минск хотела что-то новенькое.
Но была проблема с тканями – в Минске хорошую ткань найти было трудно, нужно было или доставать из-за границы, или заказывать из Москвы. То, что было, было плохого качества, скучных расцветок. Не было нежных, сложных цветов, оттенков, были только простые однотонные красный, зеленый, синий, коричневый.
– Мне повезло, что папа был военным. Он служил в Германии и привез оттуда в 1950-х большой чемодан качественных красивых тканей.
Из Германии приехал к актрисе и светло-сиреневый свитер. Она с матерью тогда жила в Молодечно, «ходила в этом свитере по городу и люди сворачивали шеи, глядя мне в след – такого цвета у нас и представить нельзя было!»
Яркие цвета носить было стыдно, но не стилягам
С обувью было еще хуже, чем с тканями, вспоминает Жанетта Константиновна, престижно было носить белую обувь.
– Обувь в ту пору была крепкая, топорной работы, можно было носить лет десять. От долгой носки краска слезала, так я знаю, что некоторые даже и перекрашивали, выглядело это, как масляная краска на обуви.
На протяжении 1960-х эта проблема оставалась: «Импортной обуви мы в то время не видели. Если кто-то доставал, то только по большому блату».
Жанетта Константиновна рассказала, что журналы мод не были очень популярны и модниц было мало.
– Помню, на школьных вечерах дочь известного художника, она выделялась своими яркими дорогими нарядами. У нее были и ткани красивые, и необычные фасоны. Но редко кто завидовал – понимали, что это все не для нас.
Зато вместо журналов популярностью пользовались книги по кройке и шитью, некоторые идеи брались оттуда.
Яркую одежду не носили – считалось, что это некрасиво. Зато цветастая одежда была в ходу у стиляг. Они появились в начале 1960-х, но встречались только на модных проспектах. В техническом училище, где училась Жанетта Константиновна, их было человека четыре, и это были дети партийной верхушки, которые «пропускали занятия, много пересдавали и в итоге не закончили училище».
Носили пышные юбки, о брюках никто и не думал
В 1960-х были популярны широкие юбки с подъюбниками, в которых «на танцах порхали как бабочки». Потом эти юбки становились менее пышными, более короткими. Мода менялась, признает актриса, но значительно медленнее, чем теперь.
Готовую одежду стали чаще покупать в 1970-х, но тоже отечественную. За импортным по-прежнему гонялись. Постепенно на прилавках появилась итальянская обувь:
– Она привела нас в полный восторг. Мягкая, удобная, красивая, и главное – доступная. Конечно, стоила дорого, но ее хотя бы можно было купить в магазине.
Жанета Константиновна отмечает, что нынешняя мода гонится за удобством и практичностью, а они в свое время не могли себе позволить, например, носить спортивную одежду за пределами стадиона, так как это считалось неприличным. Брюки в то время тоже почти не носили.
– Перешивали часто одежду, фасоны подсматривались буквально на улицах. Обычно шили то, что уже было популярно.
Папе на службе давали хорошее шинельное сукно, из которого мне пошили демисезонное пальто по моим идеям – сильно приталенное, тонкое, с пышной юбкой и поясом. В школе от этого пальто все с ума сошли и стали шить похожее.
Жанетта Константиновна призналась, что скучает по пышным юбкам и платьям из 1960-х – «это очень красиво, женственно, я бы была рада вновь их увидеть на улицах. Правда, в нашем ритме жизни длинные пышные подолы можно оставить разве что в качестве вечерних платьев, многие вещи теперь непрактичны».
– В молодые годы мы были счастливы, об одежде особенно не задумывались, – отмечает актриса. – Мы не гнались за модой – не до того было. Это было время других ценностей и интересов. Мы хотели учиться, работать, заниматься любимым делом.