«Я не мечтаю о подиуме в Италии или Париже – я востребована в Китае»: бобруйчанка рассказала о переезде в Ханчжоу

5628
Евгения ВИННИК. Фото из архива героини
27-летняя Алеся Кондратьева с 2015 года живет в Китае, работает фриланс-моделью. Девушка рассказала «ВБ», как привыкала к жизни в чужой стране, сколько зарабатывают там модели и чем отличалась реакция жителей Китая и Беларуси на коронавирус.
Алеся Кондратьева
Алеся Кондратьева

Алеся Кондратьева окончила школу №6 Бобруйска с музыкальном уклоном, в 2016 году – Международный университет «МИТСО», где получила специальность экономиста. Но по ней не проработала ни дня. Вместо этого Алеся поехала работать в Китай.

После почти пяти лет трудовой деятельности в городе Ханчжоу Алеся приехала домой, в Бобруйск, на время пандемии, но планирует вернуться в Китай, как только все наладится.

«Каблуки, как в фильмах, не подрезали»: как устроена работа фриланс-модели в Китае

Первое время в Китае бобруйчанка работала танцовщицей по контракту. Поиском жилья и покупкой билетов при этом занимался работодатель. В этом преимущество работы на контрактной основе, считает Алеся. Но потом выявились и минусы. Главный из них – зависимость от работодателя и графика. От знакомых девушка узнала о работе фриланс-моделью и решила попробовать. Модель, которая не связана контрактом, получает больше, потому что ей не надо делить свой заработок с агентством, и сама выбирает, когда и с кем сотрудничать.

В Китае действует много независимых букеров (посредник между моделями и костюмерами) со своими клиентами. Поначалу пробиться было сложно.

– Конкуренция среди девочек очень высокая, но каблуки мне, как в фильмах, не подрезали, – смеется Алеся. – Однако и помогать тебе никто не будет. Мне подсобила одна девчонка с другого конца Китая, она рассказала, с чего начать, за что ей большое спасибо.

Алеся Кондратьева
Алеся Кондратьева

Все общение с букерами проходит через мессенджеры. Они предлагают проекты моделям, а от девушек требуется отправить агенту свои фото, видео с дефиле, и потом клиенты выбирают тех, кто им понравился.

Как фриланс-модель, Алеся стала участвовать в коммерческих фотосъемках и модных показах, обзавелась постоянными клиентами.

– Сейчас все зависит от меня: если мне подходят условия съемки и оплата, то я даю о себе знать, – рассказывает она. – Мое трудоустройство официальное, сделана модельная рабочая виза, только периодически надо приезжать в Беларусь и обновлять ее.

«И в плане заработка мне здесь неинтересно»: сколько зарабатывает фриланс-модель в Китае?

– В Беларуси я обращалась в модельные агентства, но это не то. Не лежит душа, – продолжает Алеся. – У нас другие стандарты внешности. В Китае белая кожа, светлые волосы, голубые глаза – это идеал красоты! Так получилось, что прошлым летом я хорошо загорела, и меня меньше брали на работу!

Алеся Кондратьева
Алеся Кондратьева

Что касается заработка...

– У меня была в Беларуси съемка для журнала, она заняла около трех часов, мне заплатили за нее 50-60 рублей (20-25 долларов), – рассказывает девушка. – Это очень мало, в Китае за участие в показе платят около 200 долларов. Притом, что само дефиле занимает от силы 5-10 минут.

Месячная зарплата фриланс-модели европейской внешности в Китае может быть от 1 500 до 5 000 долларов, говорит Алеся, в зависимости от количества съемок и показов:

– Бывает, что за одну съемку можно заработать больше 1 000 долларов, но она будет длиться около 8-12 часов. Это может быть реклама одежды, спальных принадлежностей.

Максимально Алесе за месяц удавалось заработать около 5 000 долларов. Минимум – 1 500 долларов, но и за эту зарплату, утверждает она, в Китае вполне реально прожить месяц, платя за аренду квартиры и т.д.

– Я не транжира, сейчас создаю накопления. Если в какой-то момент мне понадобится квартира, машина или еще что-то дорогостоящее, то потрачу их на эти приобретения или на другое дело, – рассуждает девушка.

«Очень много грязи, мусора, местные сморкаются и плюют»: что удивило в Китае

Алеся говорит, что сложнее всего ей было свыкнуться с разницей менталитетов и культурными особенностями. Девушка живет в южной части страны, в городе Ханчжоу, что в 177 км от Шанхая.

– Ханчжоу – большой город, в нем живет около 10 миллионов человек, – рассказывает модель. – Первое время мне было дико от того, что я видела на улицах. Очень много грязи, мусора, местные сморкаются и плюют и даже, прошу прощения, справляют нужду прямо на улице! При этом где-то неподалеку могут висеть мясные туши на продажу. А в ресторане у них принято приносить перед основными блюдами семечки или орешки. Я в таких случаях беру салфеточку и аккуратно складываю в нее скорлупку, а китайцы просто плюют ее себе под стол, и к моменту, когда им приносят еду, они сидят в этой кормушке! К счастью, такая ситуация не везде, большинство районов чистые и облагороженные, но встречается и такой ужас.

Алеся Кондратьева
Алеся Кондратьева

– Первые дни я просто плакала и говорила, что поеду домой, – со смехом вспоминает девушка.

Алеся общается в основном с белорусскими, русскими и украинскими девушками-моделями, друзей среди местных жителей так и не появилось. По рабочим моментам общается с местными по-английски.

– Я ни в коем случае не хочу сказать, что все китайцы такие, у них есть свои особенности, но для меня это странный народ, особенно мужчины. Они видят, что ты иностранка, могут подойти на улице и схватить за руку, нагло тыча в тебя телефоном, снимать. Я такие вещи не люблю, могу и «гаркнуть». Но в целом я уже научилась не реагировать на это.

«Когда приезжаю домой, закупаюсь нашей колбасой и зефиром»: сколько стоит жилье и продукты

– Там все в мессенджерах: объявления по сдаче жилья, оплата коммунальных услуг и прочее. Очень много объявлений по поводу сдачи квартир, найти жилье несложно. В среднем за однокомнатную квартиру в нашем городе просят 150-170 долларов, – рассказывает девушка. – Можно найти и с нормальным ремонтом за такую цену, но попадаются и плохие. Хозяева обычно цену «лупят» повыше, но можно поторговаться. Сейчас я приехала домой на время пандемии, а перед этим снимала квартиру подороже – примерно за 350 долларов.

Алеся Кондратьева
Алеся Кондратьева

В квартирах Китая напрочь отсутствуют батареи, кроме самых крупных городов, вроде Шанхая и Пекина. Зимой температура опускается до нуля, начинается сезон дождей и ветров. Спасают кондиционеры и обогреватели.

– Жить в Китае достаточно дорого. Я закупаюсь в основном в русском маркете, где можно найти продукты, приближенные к нашим, – рассказывает Алеся. – Покупаю там сыр, сосиски, молоко, «Роллтон», сухарики, чипсы, конфеты русские, печенюшки, баранки, пирожки и лаваши, которые они сами пекут. За это все выходит около 70-80 долларов!

– Питание в Китае для меня – самый больной вопрос, – вздыхает девушка. – Есть некоторые рестораны, где готовят вкусную китайскую еду, но вот уличные «деликатесы» обхожу стороной. Их еда очень отличается от нашей, жарят всякие куриные лапки, используют свои приправы, соусы. У них даже чипсы, не как у нас, со странными вкусами, вроде огурца и меда. Поэтому каждый раз, когда приезжаю домой, закупаюсь нашей колбасой и зефиром.

«Мне писали: «Вот сама сдохнешь от коронавируса, я посмотрю, как ты заговоришь»: история одного комментария

Алеся уехала из Китая в самый разгар эпидемии – в феврале.

– Там люди очень адекватно и с пониманием реагировали на запреты, связанные с пандемией, слушали правительство, – рассказывает она. – У нас больше паники и эмоций. Я как-то на форуме TUT.BY написала комментарий, что-то вроде: «Люди, ситуация не из лучших, но давайте сами себя как-то подбадривать». Я не говорила: «забейте» на все и не носите эти маски. Но на меня как посыпалось… Молодые парни мне писали: «Вот сама сдохнешь от коронавируса, я посмотрю, как ты заговоришь», и матом посылали! Я была в шоке, не стала отвечать даже. Просто эта ситуация доказала мне, какие люди стали озлобленные.

Сейчас в Ханчжоу все в порядке, город вернулся к обычной жизни. Но жители продолжают носить маски и перчатки. Алеся с нетерпением ждет открытия границ, чтобы вернуться к работе в Ханчжоу и встретиться там с друзьями.

– Я не мечтаю о подиуме в Италии или Париже, трезво оцениваю свои возможности, а в Китае я востребована, – говорит она.

Алеся Кондратьева
Алеся Кондратьева