Продали дом, чтобы обустроить новую квартиру
Вспоминая советские времена, пенсионерка Валентина Котова говорит, что то время не кажется ей более дешевым: «Нам было и тогда трудно, и сейчас».
С 1965 по 1995 годы она работала медсестрой в хирургическом отделении городской больницы имени Морзона. В 1965 году зарплата у нее была 45 рублей, временами получала чуть побольше – 50, 60 рублей. Это зависело от количества отработанных смен, сверхурочной нагрузки. (Если перевести в современные белорусские рубли, то зарплата медсестры была примерно 351-468 рублей – прим. ред.).
– Денег не хватало, – вспоминает Валентина Степановна, – поэтому приходилось больше работать. Летом часто после суток выходила в ночь. За одну мою зарплату по тем временам можно было купить один флакончик французских духов или туфли.
Справка: согласно данным юбилейного статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР за 70 лет», среднемесячная зарплата работников здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения в 1960-е составляла 58,9 руб.
Муж Валентины работал таксистом, зарабатывал больше жены, но сколько точно, женщина вспомнить уже не может.
На деньги медсестры семья покупала продукты и мелкие бытовые вещи, платила за коммунальные услуги.
– Но покупали самую простую еду, особенно не шиковали. Ели картофель, мясо, недорогую рыбу, овощи, сладости покупали редко, – добавляет моя собеседница.
В 1987 году многоквартирный дом, в котором жила семья Котовых, попал под снос, взамен дали новую квартиру в новостройке, пустую и без ремонта.
– Нам нужно было как-то ее обустроить. Так мы продали частный дом с участком, который достался мне от бабушки, за 15 тысяч рублей, и только на эти деньги смогли сделать косметический ремонт и купить мебель, – рассказывает Валентина Степановна.
Тем не менее, ежегодно, до конца 1980-х, супруги ездили в отпуск в Сочи и Ялту. Позже такой возможности уже не было.
Деньги Валентина с мужем откладывали, как и большинство советских граждан, но в 90-е три тысячи, которые были на сберкнижке, «сгорели».
Купили «Лейпциг», потом год долги раздавали
Наталья Анисимова, которая с 1981 года работала преподавателем общественных дисциплин в бобруйском медучилище, признается, что у нее «ностальгия не по ценам, а по молодости»:
– Мы в нашей квартире часто собирались с друзьями, вместе что-то готовили, поэтому мы, скорее, ностальгируем по нашим компаниям и тому общению.
В первые годы работы преподаватель получала 130 рублей. Когда позднее стала секретарем в обществе охраны памятников, стала получать около 140 рублей. По воспоминаниям Натальи Мироновны, самой запомнившейся крупной покупкой был мебельный гарнитур – жилая комната «Лейпциг», которая состояла из стенки-горки, дивана, двух кресел, журнального столика и стульев.
– На Минской был мебельный магазин, сейчас на его месте «Цимус», – рассказывает Наталья Мироновна. – Мебель тогда купить было трудно, все становились на очередь. Вот и мы записались в этом магазине – хотели купить горку за полторы тысячи. Ждали несколько месяцев, пока нам не пришла открытка, в которой была предложена жилая комната за 2 200 рублей. Нам это было не по карману, но решили все же сходить и посмотреть. Когда мы ее увидели, то тут же влюбились и решили, что надо брать. А у нас только 200 рублей на руках… Пришлось занимать у родственников, потом еще целый год отдавали.
Женщина вспоминает цены на товары, которые покупала чаще всего: мармелад «Южный» от «Красного пищевика» – 1 рубль 5 копеек за килограмм, баночка сметаны – 40 копеек, тушка курицы (целая, с шеей, головой и лапами) – 1 рубль 60 копеек, килограмм говядины – 1 рубль 95 копеек.
– Сейчас выбор одежды, мебели и продуктов гораздо разнообразнее, чем в советское время. С другой стороны, в СССР цены были стабильнее, не менялись годами, и чувствовалась уверенность в завтрашнем дне. Сейчас такой уверенности нет, – отмечает моя собеседница.