«Если все массово пойдут требовать денег, то отрасль обанкротится». Вернут ли туристам деньги за оплаченные туры?

6606
Евгения ВИННИК. Фото из архива «ВБ».
В Беларуси разрабатывают нормативный правовой акт, которым урегулируют вопрос возвращения денег туристам за путевки. Об этом на днях сообщил первый заместитель премьер-министра Дмитрий Крутой. Готовы ли к возврату денег туристам бобруйские туроператоры – мы узнали.
Абхазия, 2019 год.
Абхазия, 2019 год.

Многие белорусские туристы забронировали путевки, но не смогли поехать на отдых из-за пандемии коронавируса.

– Деньги, которые они заплатили за ранее бронирование, сейчас находятся у конечных бенефициаров в Турции, Египте и других странах, закрытых в связи с жесткими карантинными мерами, – цитирует Крутого БЕЛТА.

Пока документ не появился и не вступил в силу, турфирмам приходится решать этот вопрос с клиентами самостоятельно. И «для них этот вопрос сейчас очень важный и болезненный», подчеркнул Дмитрий Крутой.

Готовы ли к возврату денег туристам бобруйские туроператоры – мы узнали.

«Восьмое чувство»: приостановили бронирование

– Некоторые наши клиенты перебронировали туры с мая на сентябрь, – говорит Юрий Филипеня, директор турагентства «Восьмое чувство». – Ситуация сложная, форс-мажорная. Многие турецкие отели, например, не выходят на связь, так как попали в условия карантина. Многие ждут нормализации обстановки, прежде чем что-то предпринимать. Мы не знаем, когда откроются границы. Наверное, в июне будет такое же положение, как и в мае, предвидеть что-то сложно. Сейчас мы приостановили бронирование туров до нормализации обстановки, чтобы избежать сложных ситуаций.

«Визит-тур»: сейчас все зависит от понимания ситуации людьми

– Деньги, которые клиент оплатил за билеты и гостиницы, агентство перечислило в полном объеме туроператорам, и нам неоткуда взять эти деньги, – рассказали в офисе турагентства «Визит-тур». – В свою очередь, операторы дают каждый свою информацию: кто-то говорит, что до конца года вернет средства, кто-то предлагает сделать перенос тура с сохранением стоимости… Понятно, что наша отрасль попала в очень сложную ситуацию, и если все туристы массово пойдут стучать ногами и требовать денег, то отрасль просто обанкротится. Такие объемы денег – сотни тысяч долларов, которые надо будет вернуть, операторы и агентства просто не потянут. Вполне вероятно, что если такое случится, то большая часть туристов не получит свои средства назад. Но если люди отнесутся к ситуации с пониманием, то мы сможем решить все максимально безболезненно для всех. Надо понимать, к тому, что произошло, никто не был готов. Сейчас многое зависит от людей и их понимания. Все, кто планировал отдых на лето, очень вероятно проведут свой отпуск, как и было запланировано. Но в случае, если они сами захотят отказаться от поездки, возврат денежных средств будет решаться на усмотрение оператора и согласно условиям, прописанным в договоре.

«ОлАн-тур»: возврат денег зависит от заграничного туроператора

– Есть авиатуры и автобусные. Что касается автобусных туров, здесь ситуация попроще, – рассказывает один из менеджеров туристической компании «ОлАн-тур». – Мы предлагаем сделать перебронировку тура на осень или еще более дальнюю перспективу. Конечно, если речь идет о таких автобусных турах, как в знаменитый парк тюльпанов Кекенхоф в Голландии, который цветет один раз в год весной, то здесь туристам не предлагается перебронировка на 2021 год, а возвращаются деньги в полном объеме.

Более сложная ситуация с авиатурами. Большинство туроператоров, как, например, «Анекс Тур», предлагают средства, которые были оплачены по заявкам до тура, перевести в статус доступных средств для новых бронирований. Что это значит? Турист имеет право выбрать новое предложение сейчас или после полного восстановления авиасообщения. Можно сказать, что средства туриста «замораживаются», и он может сделать перебронь на текущий год либо на 2021-й. Кто-то предлагает перебронировку с сохранением стоимости прошлой заявки. Если человек купил тур, допустим, за 1 000 евро, то за эту же сумму он улетит на то же количество суток, на тот же курорт, но, скажем, в октябре.

Больше всего пострадали такие туристические направления, как Италия, Турция, Кипр, Болгария, Черногория, Хорватия. Одно из приоритетных направлений нашего агентства – детский оздоровительный отдых в Болгарии. Туда мы добирались двумя способами: либо самолетом из Минска, либо автобусом через Украину. Сейчас и тот, и другой путь недоступны. Италия, например, планирует держать границы закрытыми для въездного туризма до 30 сентября. Поэтому те, кто бронировал летний отдых в этой стране, могут выбрать другое направление.

В крайних случаях, если турист категорически отказывается менять маршрут, сроки своей поездки, и никакой другой вариант, кроме возврата средств, его не интересует, то тогда деньги возвращаются туристу, но это зависит от туроператора, так как все средства переведены на его счет.

Что говорят туристы

22-летняя бобруйчанка Ольга Донич в июле планировала отдохнуть с мамой в Украине.

– Последний раз я была на море лет семь назад. Поэтому в этом году очень хотелось съездить в Затоку, подышать морским воздухом, погреться на солнышке, – говорит Ольга. – Уже в январе мы обратились в туристическое агентство «География», выбрали интересующее направление, определились с количеством дней. Стоимость тура на 10 дней составляла примерно 500 долларов на двоих, но мы оплатили пока только туристическую услугу в размере 100 рублей. А уже в начале марта узнали, что Украина закрывает границы. Конечно, очень расстроились, потому что предвкушали, как мы проведем этот долгожданный отпуск. Такого развития событий мы никак не ожидали. Но хорошо, что оплатили только туристическую услугу. Сейчас узнаем, можем ли мы претендовать на возврат средств. Даже если летом Украина откроет границы, то ехать на отдых в другую страну мы уже не хотим. Надо выждать время, пока ситуация более-менее утихнет, и все вернется на круги своя.