Иудеи: мацу выпекали в большом секрете, муку брали только у проверенного поставщика
До революции в Бобруйске было 42 синагоги и молельных дома. Однако большинство из них было закрыто советскими властями (последняя синагога – в 1928 году). Многие здания были разрушены.
Однако главная потеря – конечно, не здания, а люди. Из 40 тысяч мирных жителей города, погибших во время войны, примерно 25 тысяч были евреями. То есть, было уничтожено почти 80 процентов еврейского населения Бобруйска.
В Бобруйске было создано два гетто, узниками которых стали более 20 тысяч человек. 7 ноября 1941 года в деревне Каменка было уничтожено 10 тысяч бобруйских евреев.
Вот выдержка из донесения начальника полиции о действии айнзацгрупп (эскадронов смерти) на оккупированных территориях СССР с 1 по 31 декабря 1941 года: «В Бобруйске сразу после ухода частей полиции безопасности и СД евреи опять активизировались. Они перестали носить опознавательные знаки, отказались работать, вступили в связь с партизанами и вели себя вызывающе по отношению к оккупационным властям. Поэтому в ходе специально проведенной акции был расстрелян 5281 еврей. Город Бобруйск и его окрестности, таким образом, теперь свободны от евреев».
После того, как Беларусь освободили, в город вернулись евреи, которые смогли уехать до оккупации. Им вместе с теми, кто остался, и пришлось восстанавливать общину в городе.
Известно, что в 1945 году евреи пытались зарегистрировать собственную общину, но получили отказ от властей, причина которому была – отсутствие здания синагоги.
В ответ на это евреи попросили вернуть им здание сгоревшей синагоги на ул. Карла Либкнехта с условием, что они восстановят ее собственными силами. Согласие было получено в 1946 году, на восстановление бобруйской синагоги евреям дали семь месяцев, однако все работы были завершены за месяц.
Все закончилось печально, синагогу евреям так и не передали, поскольку в их действиях усмотрели не религиозные, а антисоветские мотивы. Восстановленное здание сначала использовали как партшколу, а затем – как мастерские инвалидов ВОВ.
Общину зарегистрировали только в 1948 году, но синагоги не было, и собираться для молитв было фактически запрещено даже по домам, ведь в те годы в СССР существовал негласный, но стойкий антисемитизм.
В частности, Совету по делам религиозных культов было поручено резко ограничить еврейскую благотворительность (цдака, обязательная заповедь в иудаизме), а также бороться с выпечкой мацы (традиционным хлебом) и другими обычаями как с «подразумевающими националистические настроения».
В 2002 году здание иешивы (религиозного учебного заведения) на ул. Социалистической передали общине. Сейчас она функционирует как синагога и активно принимает верующих, а на руинах еще одной синагоги (на ул. Чонгарской) теперь силами общины создан музей под открытым небом.
Воспоминаниями о реальности того времени и том, чего это стоило – оставаться собой в советские годы, поделился нынешний председатель еврейской общины города Олег Красный:
Рассказал Олег Валерьевич и о том, с каким трудом приходилось доставать религиозные книги:
В следующем материале читайте, как право на веру отстаивали православные Бобруйска.