Бог в стране Советов. Как жили верующие люди в СССР

6842
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА.
В рамках проекта «(Не)забытая история» мы начинаем серию материалов о том, как жили верующие люди в Советском союзе. В первой части мы расскажем о том, как свое право на собственную веру отстаивали бобруйские евреи. Два других материала будут посвящены православной и католической общине города.

Религиозные еврейские книги доставлялись в режиме строжайшей конспирации поездом, за посещение православного храма «судили» на Совете дружины, здание костела ремонтировали прихожане за свой счет. Однако люди все равно находили в душе силы для того, чтобы верить, а еще – способы собираться вместе, молиться, и жить в своей вере. Рассказываем, что было с храмами, костелом и синагогами Бобруйска в советское время.

Иудеи: мацу выпекали в большом секрете, муку брали только у проверенного поставщика

До революционных событий в Бобруйске было 42 синагоги и молельных дома (помещение, где молились, не было свитка Торы), однако они не пережили Революцию (последняя закрыта 1928 году), а потом и Великую отечественную. Большинство были разрушены.

Синагога на ул. Муравьевской, сейчас – Социалистической
Синагога на ул. Муравьевской, сейчас – Социалистической

Однако главная потеря, конечно, не здания, а люди. Из 40 тысяч мирных жителей примерно 25 тысяч погибших во время войны были евреями. То есть было уничтожено почти 80% еврейского населения Бобруйска. Люди погибали в концлагерях, на фронте, в партизанских отрядах, в эвакуации.

В Бобруйске было создано два гетто, узниками которых стали более 20 тысяч человек. 7 ноября 1941 года в деревне Каменка было уничтожено 10 тысяч бобруйских евреев.

Вот выдержка из донесения начальника полиции о действии айнзацгрупп (эскадронов смерти) на оккупированных территориях СССР с 1 по 31 декабря 1941 года:

«В Бобруйске сразу после ухода частей полиции безопасности и СД, евреи опять активизировались. Они перестали носить опознавательные знаки, отказались работать, вступили в связь с партизанами и вели себя вызывающе по отношению к оккупационным властям. Поэтому в ходе специально проведенной акции был расстрелян 5281 еврей. Город Бобруйск и его окрестности, таким образом, теперь свободны от евреев».

После того, как Беларусь освободили, в город вернулись евреи, которые смогли уехать до оккупации. Им вместе с теми, кто остался, и пришлось восстанавливать общину в городе.

Известно, что в 1945 году евреи пытались зарегистрировать собственную общину, но получили отказ от властей, причина которому была – отсутствие синагоги.

В ответ на это евреи попросили вернуть им здание сгоревшей синагоги на ул. Карла Либкнехта с условием, что они восстановят ее собственными силами. Согласие было получено в 1946 году, на восстановление бобруйской синагоги евреям дали семь месяцев, однако все работы были завершены за месяц.

Совесткий плакат, иллюстрирующий отношение к религии
Совесткий плакат, иллюстрирующий отношение к религии

Все закончилось печально, синагогу евреям так и не передали, поскольку в их действиях усмотрели не религиозные, а антисоветские мотивы. Восстановленное здание сначала использовали как партшколу, а затем – как мастерские инвалидов ВОВ.

В прочем, общину зарегистрировали только в 1948 году, но синагоги не было, и собираться для молитв было фактически запрещено даже по домам, ведь речь идет о негласном, но стойком антисемитизме в СССР.

В частности, Совету по делам религиозных культов было поручено резко ограничить еврейскую благотворительность (цдака, обязательную заповедь в иудаизме), а также бороться с выпечкой мацы (традиционным хлебом) и другими обычаями как с «подразумевающими националистические настроения».

Атеистический плакат 1936 года. Автор - Ю. Гаиф
Атеистический плакат 1936 года. Автор - Ю. Гаиф

В 2002 году здание иешивы (религиозного учебного заведения) на ул. Социалистической передали общине. Сейчас она функционирует как синагога и активно принимает верующих, а на руинах еще одной синагоги на (ул. Чонгарской) теперь силами общины создан музей под открытым небом.

Воспоминаниями о реальности того времени и том, чего это стоило, оставаться собой в советские годы, поделился в интервью “ВБ” нынешний председатель еврейской общины города Олег Красный:

Рассказал Олег Валерьевич и о том, с каким трудом приходилось доставать религиозные книги:

В следующем материале читайте, как право на веру отстаивали православные.