«Мы уже 3 года в удаленке»
Владислав Чирич, производство и продажа стройматериалов:
– Мы уже три года работаем в удаленном режиме, по интернету, поэтому сейчас проблем в общении с клиентами нет, привычные. Есть электронная почта, вайбер – даже мое присутствие в Бобруйске не обязательно, недавно гостил у матери в агрогородке и от нее продолжал работать. Оплатить товар клиент тоже может через банк или ЕРИП, и в магазин не нужно заходить, привезем.
По доставкам, в том числе из-за границы, мы работаем с оптовыми базами в Минске, они развозят все заказанное «паравозиком» и могут доставить наш заказ даже до клиента. Так мы стараемся делать чаще, потому что так меньше дополнительных расходов.
В магазине же заказов меньше, люди более осторожны. И в тратах. Например, железо-бетонные плиты или гипсокартон берут так же, а отделочные материалы, например линолеум или ламинат, берут меньше. Ожидают, что к июню ситуация стабилизируется, курс доллара понизится и цена вслед за ним.
«Из России товар доходит, из Европы нет»
Вадим Павлюк, магазин аксессуаров для бани:
– Людей почти нет, меньше интерес стал к покупкам. Поставки у нас обычно из Европы и России – сейчас из Европы товары или не приходят, или долго ждать. Из России доставка работает. В остальном работа мало изменилась, антисептиков только наставили.
«Нужно больше перчаток, а на них цены подняли»
Индивидуальный предприниматель Александр, занимается тарой и упаковкой:
– На меня вирусный кризис большого влияния не оказал. Я работаю с магазинами и кафе – кафе, конечно, гораздо меньше стали брать посуды и прочего, а магазины работают, люди продукты покупают, упаковывать их нужно. А доля магазинов у меня больше, поэтому общий минус небольшой.
Есть проблемы с определенными позициями, например, всех обязали работать с перчатками, спрос резко вырос, а предложение – нет, цены выше. Ни у нас, ни в России или Украине таких перчаток не производят, всё только из Китая. Он прекратил поставки, и крупные оптовые фирмы продают запасы по повышенным ценам. В мае, возможно, возобновятся поставки, но пока они не дойдут до прежних масштабов, цена вряд ли изменится. В остальном идет просто перераспределение ассортимента – например, красочных пакетов стали брать меньше, а туалетной бумаги больше.
«Будем сидеть – ничего не изменится»
Лариса Новикова, хозяйка швейного ателье:
– Конечно, сложно стало, заказов меньше. Люди или деньги берегут, или боятся. В начале года еще шевелилось что-то, сейчас слабо совсем. Больше наверно с экономикой связано, денег меньше стало, люди берегут ресурсы – и вирус добавил проблем. И заставил меньше ходить.
Ткани сами заказчики приносят, у меня только пошив-ремонт, так что проблем с поставками у меня нет. Точнее, проблемы с поставками есть не у меня.
Но закрываться не планирую, волонтерством занялась. Знаю девочек из тайм-клуба, которые организовали помощь медикам – и я с ними по мере возможностей. Время же есть, можно кому-то помочь. Ну не сидеть же на месте, что же это такое? Будем сидеть – ничего не изменится.
«Наверно, это нормально, когда каждый за себя...»
Павел Суровец, владелец магазина автодеталей:
– Тяжело сейчас очень. Основной идеей магазина была доставка запчастей для такси – а люди сейчас меньше ездят, поэтому таксисты меньше заказывают. Вообще народ стал отказываться от транспорта, тут не только вирус виной. Но, чтобы снизить контактность, мы организовали доставку запчастей, в сам магазин заходить не обязательно.
Чтобы не прогореть, пытаемся работать по безналу с госструктурами – например с почтой, ПМК – но там оплата доходит только через месяц-полтора. А сам вкладываешь сейчас. И, да, бывают задержки с поставками из-за границы.
А еще мы арендуем помещение у частника, так когда курс евро поднялся, он и ставку аренды поднял. И говорит: «Неужели 30-40 рублей в месяц проблема?» Только где взять дополнительные 30-40? Мы ему описали ситуацию в городе, анализ цен – ответа пока нет. Наверно, это нормальное течение бизнес-отношений, когда каждый смотрит только на себя...