Мама привезла дефицитные продукты – копченую колбасу
Свадьба Натальи и Игоря длилась два дня. Проходила она в доме родителей жениха. Солодкие говорят, что тогда многие праздновали свадьбу дома, рестораны были для большинства непозволительной роскошью. Из зала вынесли всю мебель, поставили столы буквой П, лавки, которые взяли у знакомых. Их застилали обоями, чтобы удобно было сидеть. Из украшений в зале – воздушные шары, шуточные плакаты, которые невеста рисовала сама.
Блюда готовили родители жениха, им помогали соседи и родные. Больших изысков на столе не было.
– 80-90 годы – время дефицита на многие товары, – говорит Наталья. – Да и родители мужа – люди простые, потому все было довольно просто. Котлеты, голубцы, отбивные, вареный картофель, обязательно холодец, помидорчики и огурчики консервированные, капуста квашенная. Свекровь нажарила блинчиков с творогом – ее фирменное блюдо, а бабушка испекла оладьи в печи. К свадьбе закололи поросенка, делали домашние колбасы, сальтисоны. Моя мама привезла с собой дефицитные продукты – колбаску копченую, мясо хорошее. Поскольку она работала в буфете и жила ближе к столице, ей достать это было проще. На сладкий стол ставили большую миску с густым киселем, который свекровь сварила из вишневого компота. На первом столе стояли бутылки с водкой, а потом в них наливали домашний самогон крепостью 50-60 градусов. Вино, шампанские на столах были, но немного. В 1985 году вступил в действие «сухой закон», потому купить спиртное было непросто.
Тамады или ведущего на свадьбе не было. В основном, гостей веселил сват: предлагал поднять рюмки и сказать тост за молодых, постоянно выкрикивал какие-то шутки-прибаутки. Конкурсы проводила свидетельница, в основном, для жениха и невесты. К примеру, молодожены по очереди доставали из яблока спички и говорили друг другу ласковые слова.
Танцы проходили в доме бабушки, который находился по соседству. Ансамбль не приглашали: тогда это было не так общедоступно, как сейчас. К тому же Игорь и Наталья изначально не планировали пышную свадьбу. Молодежь танцевала под кассетный магнитофон, старшее поколение – под гармошку. Тогда популярными были песни групп «Земляне», «Верасы», «Песняры», «Веселые ребята», Боярского, Антонова, Пугачевой и Ротару, из иностранных – Бони Эм, «Абба», «Смоки», Джо Дассена.
Фотографа и видеооператора на мероприятии также не было. Свадебных фотографов в то время в городе было немного. Наталья и Игорь понадеялись на знакомого, у которого был фотоаппарат, но в последний момент у того не получилось прийти. Потому на память сделали несколько фото в салоне, который находился на улице 50 лет ВЛКСМ (напротив нынешнего «Лазурита»). Видеокамеры в то время были и вовсе большой редкостью.
– Да я считаю, что это не так и важно, – говорит Наталья. – Сколько семей делали шикарные фотосессии, видеофильмы со свадьбы, а затем расстались, а эти фото и видео лишь причиняют боль и напоминают о несбывшихся надеждах. Зато у меня есть память, есть мой реальный муж, который со мной до сих пор вместе.
Молодежь дарила деньги, взрослые – постельное белье и хрусталь
Свадьба Солодких не обошлась без традиционного каравая. Его принесли в зал вечером первого дня. Такую почетную миссию доверяли молодым незамужним девушкам. Возле молодых становились свидетели и сват. Серединку каравая вырезали и отдавали жениху и невесте. А потом нарезали каравай на кусочки, и сват приглашал гостей по очереди поздравить молодых. Каждому подходившему протягивали каравай и рюмку водки. Гость выпивал, поздравлял и дарил подарок.
– Молодежь дарила, в основном, деньги, – рассказывает Наталья. – Один человек, как правило, 10-20 рублей. Помню, моя свидетельница подарила 25 рублей. Взрослые обычно вручали комплекты постельного белья, сервизы, хрусталь – в то время он считался признаком достатка. Не считая подарков, нам на свадьбу подарили 550 рублей. Чтобы было понятно, скажу, что моя мама, работая буфетчицей на вокзале, получала 60 рублей в месяц, зарплата воспитателя была примерно такой же. Инженер на заводе зарабатывал 70-80 рублей, мой муж – рабочий на заводе, около 150 рублей. Если брать за среднюю зарплату 70 рублей, то нам на свадьбу подарили почти восемь зарплат. За них мы купили: телевизор черно-белый, шкаф двухстворчатый полированный, обеденный стол и четыре табуретки. Окупилась ли свадьба в материальном плане, не могу сказать. Практически все заботы легли на плечи родителей мужа, мы с ними никогда это не обсуждали.
В то время еще существовала традиция – невеста дарила подарки родным новоиспеченного мужа. Мужчинам –обычно рубашки, заранее узнав размеры, женщинам – отрезы тканей, скатерти. Наталья подарила бабушке Игоря большой отрез шерстяной ткани, брату – спортивный костюм, сестре – пуховой платок-паутинку, свекрови – отрез дорогой польской ткани.
После свадьбы мама Натальи собрала ей приданое, тогда так было принято. Подарила молодой семье постельное белье, одеяла, подушки, посуду, набор ложек и вилок, вазочки.
В свадебное путешествие молодожены не ездили. Во-первых, свадьба была зимой, а туры в жаркие страны тогда не практиковались. «К тому же мы слишком мало встречались и нам было все равно где, лишь бы вместе», – улыбается Наталья.
Свадебное платье в комиссионке, минимум косметики и прическа своими руками
На свадьбе были, в основном, родные и друзья жениха, так как невеста приезжая. Своих друзей жених приглашал сам, ездил к каждому домой лично. Родственников с его стороны и соседей приглашали его родители. Наталья отправляла подругам пригласительные открытки. Всего на свадьбе было около 40 гостей. Со стороны невесты приехали только ее мама, отчим, родная сестра, сводный брат и подруга-свидетельница Ольга Тупик из Негорелого (городской поселок в Минской области, где Наталья выросла).
Кольца к свадьбе жених покупал в свадебном салоне в Бобруйске. Он тогда находился возле Дворца обрядов, где сейчас магазин «Зеленхоза». Большого выбора колец не было, все они были практически одинаковыми.
– В 80-ых годах пошла мода на более узкие кольца, – вспоминает Наталья. – За свое Игорь отдал 98 рублей, за мое – 62. Это были золотые кольца 385 пробы. Мы давно решили, что, когда наш сын будет жениться, мы подарим наши обручальные кольца ему и невестке, как символ любви и верности. Так и случилось. А себе на серебряную свадьбу мы купили серебряные.
Наталья говорит, что сначала они планировали отметить свадьбу очень скромно, даже платье покупать она не хотела. Но родные настояли на том, чтобы все было, как положено.
– Когда моя бабушка узнала, что я не хочу свадебного платья, она сказала: «Наташа, ты же не 10 раз замуж будешь выходить, а один, зачем потом тебе с завистью смотреть на невест в белом платье и фате и мысленно примерять это на себя». И она подарила мне 100 рублей на платье. За ним мы поехали в Минск. Тогда там было много комиссионных магазинов со свадебными нарядами. Мы выбрали платье и шляпку с вуалью и короткой фатой, это было тогда модно. Платье довольно скромное: длинное, не пышное, с длинным рукавом, только на груди небольшая сеточка. На это как раз хватило тех денег, которые дала бабушка. Уже за свои деньги в салоне выбрали платье и на второй день: светло-морковного цвета свободного кроя, под поясок. Обувь покупать не пришлось: до отъезда в Бобруйск мама купила мне светленькие босоножки, которые как раз подошли к моему наряду.
Костюм жених выбирал себе в Старых Дорогах. Тогда в маленьких городках многие вещи было проще найти. Шерстяной костюм темно-серого цвета в еле заметную полоску обошелся примерно в 80 рублей. Потом мужчина носил его еще много лет на праздники. Собеседники говорят, что тогда у нас продавался, в основном, советский товар, который был очень добротным. Туфли себе жених покупал в свадебном салоне в Бобруйске – серые, под цвет костюма.
Прическу к свадьбе невеста делала сама. Поскольку на голове была шляпка, сооружать замысловатую прическу не стала. Подкрутила волосы и аккуратно заколола их в пучок, чтобы не выбивались из-под шляпки. Косметики использовала минимум: слегка подкрасила ресницы, подвела небольшие стрелки, чуть губы подкрасила и все. Маникюр Наталья также делала сама: накрасила ногти светлым лаком.
Вначале понравился совсем другой парень
Познакомилась Наталья с будущим мужем в 1985 году. Тогда 19-летняя девушка переехала в Бобруйск из поселка Негорелое.
– Заглянула в гости к знакомой, а в это время к ее брату Николаю пришли друзья – Игорь и Валера, – вспоминает женщина. – Сначала я обратила внимание на Валеру. Мы все подружились, гуляли одной компанией. Я видела, что парень, который мне понравился, не особо мной заинтересовался, а Игорь всячески уделял знаки внимания. Когда брата моей приятельницы забирали в армию, мы решили напоследок компанией сходить в кинотеатр «Товарищ», а когда возвращались домой, на моей остановке вышел не Валера, а Игорь. Я очень огорчилась, а он старался меня развеселить, проводил до дома. Через несколько дней на проводах Игорь от меня не отходил: вместе в военкомат, вместе обратно, с того дня мы начали встречаться. Это было 20 ноября 1985 года. Кстати, потом тот самый Валера был на нашей свадьбе свидетелем.
Так как мобильных телефонов еще не было, да и домашние были редкостью, молодые люди заранее договаривались, где и когда встретятся. Но чаще Игорь после работы заходил за Натальей (она тогда снимала половину частного дома в районе санатория им. Ленина) и они шли гулять. Обычно прогуливались по площади Ленина или в парке, иногда шли в кино в «Товарищ» или в «Мир». В фойе кинотеатра «Мир» стоял игровой автомат «Снайпер», Наталья с Игорем любили пострелять. Иногда заглядывали в кафе «Снежинка» на мороженое.
Наталья рассказывает, что первый поцелуй случился не сразу.
– Такого, чтобы в первый день целовашки-обнимашки, не было. Игорь настолько бережно относился ко мне, что поначалу не позволял себе ничего, кроме как взять за руку или приобнять за плечо. В первый раз мы поцеловались после того, как он сделал мне предложение, а случилось это через две недели после того, как мы начали встречаться. Помню, мы тогда гуляли по улице, Игорь сказал: «Давай поженимся». Я сразу согласилась. Он с самого начала окружил меня такой заботой, любовью и теплотой, что очень скоро я почувствовала, что без него не могу обходиться. Я не испытывала к нему большой пылкой страсти, но понимала: это человек, с которым смогу прожить всю свою жизнь и с которым мои дети будут счастливы.
Молодой человек познакомил свою любимую с отцом и матерью уже через несколько дней после их знакомства, девушка им сразу понравилась. А к ее матери и отчиму они поехали перед свадьбой, чтобы пригласить. Для тех это было полной неожиданностью. Они в тот день собирались колоть поросенка. Игорь переоделся и пошел тестю помогать, так сказать, прошел «боевое крещение». Молодой человек тоже понравился маме Натальи и ее отчиму.
Регистрация брака Натальи и Игоря прошла несколько нестандартно: сначала свадьба, а роспись потом. Так случилось, что на тот момент у девушки не было прописки в Бобруйске, а в Негорелом ее после отъезда из дома выписали. По этой причине их не могли расписать в ЗАГСе. Знакомый Игоря пообещал помочь с регистрацией брака в деревне, такое тогда практиковалось даже без заявления. Молодые люди начали готовиться к свадьбе, но за три дня до нее стало известно, что ничего с росписью не получится.
– Мы в панике: гости приглашены, наряды куплены, родители Игоря уже и кабанчика закололи, – вспоминает Наталья. – Поговорив с его мамой, мы решили, что ничего откладывать не будем, просто об этом недоразумении никто не узнает. Посвятили в тайну только свидетелей. Когда меня выкупили, мы сели в машину и поехали будто бы в ЗАГС. На самом деле просто покатались по городу, положили цветы к танку Бахарова, заехали в фотосалон сфотографироваться.
На машине их возил коллега Игоря. Это был зеленый «Москвич», который украсили лентами, на капот привязали корзину с цветами, в центре которой была бутылка шампанского. Украшением свадебных автомобилей тогда занималась свидетельница и подруги молодой. Также свидетельница заботилась о цветочках, которые прикалывались на наряды молодым и гостей.
– По пути домой соседи перегородили нам дорогу, – рассказывает Наталья. – Поставили посередине дороги стол, с нас в шуточной форме требовали на каждый его угол поставить по бутылке водки, положить деньги. На этот случай у свидетеля все было уже припасено. Родители встретили нас, как положено: с хлебом, солью, медом, пожеланиями счастливой семейной жизни. Никто из гостей и не понял, что что-то не так. Свадьба состоялась 25 января 1986 года, а расписались мы 22 марта.
Регистрация брака Солодких проходила в Первомайском ЗАГСе на улице 50 лет ВЛКСМ. Они предпочли неторжественную церемонию: без свидетелей, гостей и свадебных нарядов. Приехали к ЗАГСу на спортивном мотоцикле, их расписали за 15 минут в кабинете. Кстати, при регистрации брака в ЗАГСе давали справку, по которой через сберкассу можно было получить по 100 рублей за каждое купленное обручальное кольцо, как компенсацию. Они получили целых 200 рублей. Говорят, это была хорошая сумма.
Венчания у Солодких не было. Тогда молодое поколение воспитывали в духе коммунизма и атеизма. Зато сейчас Наталья с Игорем подумывают о том, что нужно повенчаться.