– Президент преследовал две задачи: посмотреть на само предприятие и послушать отчет руководителей области и концерна «Беллегпром» о проделанной работе, – рассказал Теймураз Николаевич. – Для него был организован показ защитных средств, которые выпускаем мы и которые делаются в городе и на других предприятиях нашего концерна. Мы также показали перспективные коллекции, с которыми будем работать после того, как пройдет пандемия, потому что для руководителя государства очень важно знать, есть ли перспектива работы у предприятия в будущем. Президент посетил два цеха: №2 и №4. Кроме того, получилось, что по пути следования он побывал и в фирменном магазине Оршанского льнокомбината, который арендует помещение в нашем здании. Кстати, это хороший магазин, в котором продаются льняные ткани, одежда из нее, обувь и сумочки. Президент по достоинству оценил уровень развития нашей льняной отрасли. Он сказал, что лен – национальное достояние республики.
Как глава государства оценил вашу работу?
– Он остался доволен тем, как наше предприятие выполнило задачу по обеспечению масками населения и в целом работой концерна «Беллегпром», который за короткий промежуток времени подключил много предприятий к выпуску масок и довел их суточный объем производства до двух миллионов, закрыв потребность населения Беларуси. Правда, потребность медучреждений еще остается. К этому уже подключились и внешнеторговые компании, которые получили в помощь нашим медикам маски из Китая и Узбекистана. Президент акцентировал внимание и на других видах изделий – защитных комбинезонах, бахилах, нарукавниках, фартуках, халатах и другой одежде, которые сейчас необходимы медицинским работникам. Глава страны потребовал, чтобы мы быстрее перестраивались и закрыли потребность в них медучреждений.
Что-то уже изменилось в работе вашего предприятия?
– Конечно. Если раньше у нас 17 потоков работали на масках, теперь четыре из них будут выпускать комбинезоны, бахилы и прочее. Уже приступили к этому. Согласно заданию, мы должны ежедневно выпускать две тысячи комбинезонов в адрес могилевской «Медтехники».
Объемы производства масок по этой причине уменьшаются?
– Нет, по-прежнему будем изготавливать 150-200 тысяч масок в день. К нам обращаются многие организации с просьбой пошить для них маски, например, частные аптечные сети. Пока есть потребность в этом, объемы снижать не будем.
Президент говорил, что в случае насыщения своей страны масками нужно подумать об их экспорте за границу. Вы уже подумали?
– В Беларуси, как почти и во всех странах, существовал запрет на вывоз этой продукции. Понятно, что прежде всего нужно обеспечить свое население и свои организации. Сейчас, когда этот вопрос почти решен, можно подумать об экспорте. Мы сегодня обратились в концерн «Беллегпром», чтобы нам разрешили поставки в Евросоюз. Ведем переговоры о поставке наших масок в Прибалтику, в перспективе, если все пойдет нормально, будем рассматривать Францию, Германию.
Сейчас все цеха на «Славянке» заняты выпуском только средств защиты? А что с другими заказами?
– Да, всё предприятие сейчас задействовано на выпуске этой продукции, потому что объемы большие, люди даже в отпуска не уходят. Планируем в мае отпускать людей отдохнуть. И скоро будем постепенно перестраиваться на «гражданский» ассортимент. Пора подумать и про школьную одежду к следующему учебному году и про сезонную одежду. Как бы не развивалась ситуация, на рынок выходят новые «игроки» с автоматическим оборудованием, так что, думаю, масками обеспечены будем.
Многим любопытно, работников предприятия как-то «готовили» к визиту главы государства или общение с президентом было спонтанным?
–. Думаю, вопросы задавали те люди, кто посмелее или те, кто очень хотел увидеть себя по телевидению. Не было такого, чтобы мы на аркане человека притянули и заставили задавать какой-то вопрос либо наоборот запретили общаться с президентом. Сам глава государства не хочет, чтобы разговор был заранее отрепетирован или подготовлен. Он подошел к одному человеку, ко второму и просто беседовал с ними, выводя на откровенный разговор. И наши работники общались с ним, как со знакомым человеком, никто не кривил душой и ничего не утаивал.
Теймураз Николаевич, что вы сами думаете о коронавирусе? Сейчас столько мнений разных на этот счет…
– Я уверен, что коронавирус – штука опасная. Но прятаться от него, уходить на самоизоляцию, на мой взгляд, неправильно. Я считаю, что наша страна, наш президент делают абсолютно правильно. Если б мы сидели все по домам, что это было бы? Я часто думаю: те страны, которые ушли на самоизоляцию, что им это даст, что будет, когда они выйдут из нее. Когда это случится, станет понятно, есть ли результат от таких мер или это было просто потерянное время. Мне кажется, что второе. Сегодня нам звонили из Франции, говорят, что заводы там тоже работают. Огораживают щитами рабочие места, предпринимают другие меры, но не останавливаются. Все понимают, что без работы человечество долгое время просто не сможет. Гриппом тоже болеет сколько человек, и он тоже опасен, но производство из-за него не останавливается. Сейчас, видимо, насупила новая реальность, когда такие гадостные болезни будут ходить и просто надо их переживать.
Теймураз Николаевич, какие меры предосторожности предпринимаются на предприятии?
– Это стандартные меры, которые нам рекомендованы Минздравом и нашим Центром гигиены и эпидемиологии. Люди перед рабочей сменой измеряют температуру и заносят показания в специальный журнал. У входа стоит антисептик. Плюс постоянная уборка и дезинфекция помещений. На работе швеи не сидят в масках. Во-первых, так тяжело работать, во-вторых, они же день находятся рядом друг с другом и большого смысла в этом нет. В общественном транспорте и магазинах мы призываем всех наших работников использовать маски. Главное – не принести в коллектив болезнь со стороны.
А сами вы носите защитные маски от «Славянки»? Как еще заботитесь о своём здоровье?
– На работе не вижу в этом большого смысла, потому что здесь постоянный коллектив и она не спасет. В магазин хожу в маске обязательно. Думаю, что главное средство защиты – чистые руки и не трогать лицо. Имбирь чаще употребляю. Не отказываюсь от лука и чеснока, но это только вечером дома.
Вы лично, когда отдыхаете?
– В субботу я на работе, а в воскресенье отдыхаю, потому что трудно выдержать такой ритм без отдыха. Мечтал поехать в апреле в Египет, уже и путевка была оплачена. Пришлось отказаться. Хорошо, что еще во время успел и деньги мне вернули. Будет ли в этом году у меня отпуск, не знаю, все зависит от ситуации.