Почему важно читать ребенку? Специалисты и родители о том, как привить любовь к чтению

14.3k
Екатерина НОВИЦКАЯ, ведущая рубрики «Мама в декрете». Фото автора.
Первые книжки малыша, советы белорусского автора детских книг и рекомендации психолога, истории мам и список книг, которые имеют шанс стать любимыми для всех членов семьи – об этом, и не только, в нашем материале.

Из личного опыта

– Сразу оговоримся, что я не владею магической универсальной методикой «привития любви к книге». Делюсь опытом. Сама я не мыслю ни дня без чтения – хотя бы пару страниц на сон грядущий. С самого раннего детства старшему сыну тоже читали: сказки, потешки, стихи, прозу. Сама учила его читать по букварю Жуковой (уж не знаю, одобряют ли это педагоги), и всеми возможными способами старалась привить любовь к чтению. Что в итоге? Читает отлично, легко пересказывает. И он сам читает книги – причем строго бумажные – конечно, не столько, сколько хотелось бы мне, но по собственному желанию. Сейчас это, увы, отнюдь не Достоевский или Шекспир, а Глуховский и Сапковский с их сагами, но я считаю, что фундамент заложен. И нет – он не «заучка» или «ботан», скорее наоборот. Возможно, этот материал и наш опыт кому-то пригодится.

Книги из домашней библиотеки автора
Книги из домашней библиотеки автора

Татьяна А., мама двоих сыновей:

– Мои не любили и не любят, когда им читают. Детские книги есть, но младший смотрит только картинки и рассказывает о том, что видит. Старший такой же был, но он учил стихи, а младший – ни в какую. Так что книги им не интересны. Зато любят, когда им расскажешь что-нибудь. Заказывают: про котика, про грибочек, про машину – и приходится придумывать на ходу.

Ольга К., мама двух дочерей:

– Они у меня не поклонницы книг, ленивые. Если и читают, чаще младшая, то из телефона. Наверное, я и сама виновата, не покупала книги, поскольку воспитываю их одна, вечно денег не хватает.

Елена М., мама дочери и сына:

– Сын читать вообще не любит, книжку возьмет, сам расскажет какую-то сказку и все, да и я ему тоже не читаю, не любит он слушать. С дочкой читать учились в школе раннего развития и параллельно по Жуковой. Сейчас читает, но «из-под палки».

Книжка для крошки

– Я считаю, даже самому маленькому ребенку можно и нужно читать. Сначала это могут быть потешки, припевочки, шутливые стишки. Читаются они напевно и эмоционально, с улыбкой, параллельно можно демонстрировать персонажей, рассказывать о них в двух словах. У нас настольной книгой стала хрестоматия для детей от 1 до 5 лет (автор-составитель И.М. Стремок). Очень многие произведения, такие, как «Сашина каша», «Котенок» и другие ребенок будет знать наизусть к трем годам.

Как только малыш начинает сидеть, можно начинать листать с ним книжки: тонкие, с яркими красочными рисунками. Детские книжки я лично выбираю всегда в первую очередь по иллюстрациям: сразу отбрасываются небрежные, искаженные рисунки, отталкивающие персонажи, неестественные цвета и пропорции. Кроме чтения самого текста, разбираем каждую по косточкам: рассказываю про солнце, деревья, бабочек, мосты и облака – немного позже ребенок сам будет показывать их пальчиком и радостно гулить. Потом уже сама задаю вопросы, прошу что-то показать. По мере роста ребенка книжки можно усложнять: брать более крупный формат, книги с глазками, шнуровки. Но я бы не советовала ими увлекаться – отвлекает от основного. Позже в книгах ищем буквы, слоги, отдельные знакомые слова. Если начали учиться читать, можно купить несколько книжек со словами, разбитыми на слоги, но не сказать, что без этого нельзя обойтись. Прекрасно идут энциклопедии – больше рассматривать, конечно, не читать. Лично мы параллельно со всем этим еще читаем вслух много и выразительно. И поначалу это, конечно, преимущественно сказки.

Светлана Глагола, бобруйский практикующий семейный и детский психолог, рассказывает, как правильно читать сказки:

– Наблюдая за своими детьми, я замечаю, что нынешние ребята не так любят сказки, как мы в детстве. Внимание наших детей расфокусировано из-за огромного количества развлекательных центров, программ и индустрии развлечения. Может показаться, что сказки для наших детей уже и вовсе не актуальны, однако это ошибочное мнение.

Читая своим детям сказки на ночь, мы не только их успокаиваем и поднимаем им настроение, но и учим понимать других людей, непохожих на нас, передаем опыт прошлых поколений и бережем их от ошибок и бед.

Сказки могут помочь:

  • скоротать путь
  • рассказать о том, что можно и нельзя
  • сблизить и дать ребенку ощущение безопасности
  • разобрать конфликтные ситуации
  • помочь начать нелюбимое дело.

Чтобы дети с удовольствием их слушали, нужно, чтобы и вам самим было интересно то, что вы читаете, а рассказывать историю нужно увлекательно. А чтобы чтение обладало не только развлекательным, но и воспитательным воздействием, необходимо знать «секреты» правильного обсуждения сказки.

Первое, что нам важно понимать, это принцип – «чем короче сказка, тем легче уловить скрытый смысл». Однако родителям важно научиться выделять этот смысл сначала для себя, а потом уже в доступной форме объяснять ребенку.

Далее нужно учитывать возрастные особенности, с помощью которых родители могут передать ему эти смыслы. Например, детям от полутора до трех лет важно понять содержание сказки. От трех до пяти – возраст «почемучек», когда задается масса уточняющих вопросов, которые не всегда напрямую относятся к самой сказке. От пяти до семи – дети начинают отстаивать свою независимость и самостоятельность, улавливать связи между своими поступками и действиями окружающих людей. Они могут использовать прошлый опыт и формировать позитивное отношение к будущему. С более старшими детьми можно пофантазировать на тему «А что было бы, если…» Одна и та же сказка может расти вместе с вашим ребенком.

Следующий секрет – это связь сказки с тем, что ребенок видит в ближайшем окружении. Родители могут приводить примеры событий или явлений, и это вызовет интерес, будет развивать познавательные способности. Кроме вышеперечисленного, можно изготавливать героев или символику из сказок: лепить, клеить, рисовать, фантазировать развитие событий. Таким образом развивается воображение и мышление, а совместная деятельность научит ребенка переносить в реальную жизнь образность сказки. Поделку можно оставить у себя или подарить кому-то из членов семьи как символ собственной силы и ценности жизни. А еще, вместо поделки, можно выучить стихи, например, про героев сказки, это прекрасно разовьет память.

Благодаря чтению сказок дети смогут развить свои познавательные способности, научиться находить собственные способы разрешения противоречий и тонко чувствовать механизмы взаимодействия между людьми.

Алена А., многодетная мама:

– Я считаю, что лучше наших сказок для малышей пока никто ничего не придумал. Они воспитывают правильные вещи, прививают детям любовь и сочувствие. У нас, например, огромное количество сборников. Читаем детям сами постоянно. Им нравится слушать, а это – контакт, единение семьи. Нужно непременно читать, пока слушают, хоть до 10, хоть до 13 лет. Наша старшая с 12 лет читает уже сама. С младшими сейчас – на ночь по одной-две главы А. Линдгрен. На мой взгляд, она прекрасно «идет» в возрасте в среднем 8-12 лет, к тому же обычно красиво оформлены сами книги. Еще в ближайшее время собираемся прочитать Л.С. Кристенсена «Герман» – про нестандартного ребенка, про то, что все мы разные, и как с этим жить.

Татьяна Г., многодетная мама:

– Читаем все подряд: и энциклопедии, и сказки, и стихи. Все, что актуально: праздники, время года, динозавры, взаимоотношения.. Если что-то интересно – ищем по этой теме все, что можно. Читаем много, стараемся каждый день. У каждого своя книжка на вечер. Опыт обучения чтению только со старшей, я дома только по ее запросу повторяла то, чему их учили в саду. До школы читать она не умела, 1 сентября подарила ей рабочие тетради «Я могу», и постепенно за два месяца она научилась читать, сейчас берет книжки в школьной библиотеке, читает с интересом. Моя задача – поддерживать этот интерес и желание читать. Книги покупаю постоянно. Последняя книга, которую купила – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», сейчас читаем «Тайна книжного шкафа» Натальи Карповой (кстати, книга очень интересная и для меня).

Книги из домашней библиотеки автора
Книги из домашней библиотеки автора

Ты уже такой большой!

– Когда сын учился читать по слогам, я приучила прочитывать их как бы нараспев, плавно – так ребенок меньше «спотыкался». Долго еще огрызался: «Да помню я – нараспев!», потом работали над чтением предложений с выражением. По мере взросления ребенка меняются и произведения. Можно предлагать большие по объему и более сложные по смыслу поэмы, повести, сборники рассказов.

Наверное, на этом этапе секрет в том, чтобы постоянно поддерживать интерес и пополнять библиотечку. Вместе выбирать книги. И еще – постоянно читать вслух, даже уже совсем большому, на ваш взгляд, ребенку. Мы изредка так читали и после десяти лет, уже объемные и сложные вещи. Нужно хвалить, когда ребенок хотя бы часть прочитывает сам, например, вслух для вас. Непременно обсуждать прочитанное, персонажей, строить догадки, вспоминать смешные места. Не заставлять, если не хочет. Подогревать невзначай любопытство: например, сыну в школе нужно было записать любимые книги родителей, он спросил мужа – «Мастер и Маргарита». Ребенку 11 лет, походил кругами и говорит: «А про что это?» Еще круг: «Может, почитаешь?» Почему бы и нет? Удивительно, но понравилось, хотя, наверное, понял далеко не все. Не стоит подавлять интерес, я так считаю: хочет Толстого – читайте. Но если начали, старайтесь дочитать до конца.

Читайте, даже когда очень устали и не хочется ничего. Отлично, если читают оба родителя по-очереди, например. Когда начинаются школьные произведения, вполне можно предложить и что-то на белорусском языке. Мы так открыли для себя две потрясающие книги, которые стали любимыми. Жду подходящего момента для Владимира Короткевича. Чем не способ познакомить и подружить с белорусской литературой, с которой у большинства детей проблемы? Ну а сейчас обычно диалог у нас такой:

– Мам, закажи мне «Метро» (или, скажем, мангу про Наруто).

– А что это?

– Тебе не понравится.

Ну и ладно. Я тоже знакомлюсь с этими книгами. Что-то нравится, что-то совсем нет. Делимся мнениями: сын снисходительно и свысока, я пылко и патетически. Часто видим диаметрально по-разному, но проблемы в этом нет, совсем наоборот.

Вот что думает о любви к чтению Евгения Пастернак:

– Заинтересовать ребенка чтением можно только одним способом – читать самим.

Евгения Пастернак - белорусский писатель, соавтор в известном писательском тандеме с Андреем Жвалевским. Евгения и Андрей - авторы повестей для подростков «Гимназия №13», «Время всегда хорошее», «Охота на василиска», «Шекспиру и не снилось!», обладатели ряда литературных премий и наград, в том числе - второго места всероссийского конкурса «Книгуру», жюри которого являются подростки.

Книга в семье не может быть специальной внешней штукой, чтоб привить ребенку любовь к чтению. Книга – это образ жизни семьи. Если родители читают, если ребенок видит, что папа, мама, бабушка, дедушка получают удовольствие, если книги обсуждают, если о них спорят, если книг в квартире много, больше ничего не нужно делать.

К сожалению, мы живем в стране, где взрослые не читают или читают катастрофически мало. Сейчас вообще складывается очень интересная ситуация – подростки и дети читают больше, чем взрослые. И очень часто нечитающие взрослые не знают как себя вести, начинают паниковать, бояться, запрещать своим детям читать «всякую гадость», потому что считают, что все, что написано после Барто и Михалкова, гадость по определению. Чаще всего это приводит к тому, что подростки продолжают читать то, что хотят, но родители об этом не знают.

Комиксы, манги, необозримый пласт фанфиков, которые подростки не только читают, но и пишут в огромных количествах, это, по мнению, многих взрослых, тоже не литература. И, соответственно, не считается чтением.

Сейчас очень много конфликтов между поколениями по поводу книг. Школьная программа не менялась двадцать лет. А между тем, темп жизни изменился радикально, мозги детей, которые родились в эпоху интернета, уже работают по-другому. Им нужны современные книги. Они не могут любить те же книги, что и их родители в детстве. С каждым годом все сложнее читается классика, ее приходится переводить с русского на русский, объясняя не только значения непонятных слов, но и исторический контекст, психологию, объяснять что, собственно, происходит.

Книги из домашней библиотеки автора
Книги из домашней библиотеки автора

Современная детская и подростковая литература огромна и разнообразна. Я абсолютна уверена в том, что любому ребенку сейчас можно подобрать книгу, которую он не захочет выпускать из рук, или будет перечитывать много раз. И если ребенок «не любит читать», это значит – еще не нашлась его книга.

Кому-то нужны картинки, кому-то яркий сюжет, кому-то сказка, кому-то фантастические миры.

Я, например, никогда не угадываю, какая именно книга понравится моей дочери. Поэтому предлагаю ей десятки книг, а и них она сама уже выбирает то, что ей интересно.

Поэтому правильных и неправильных книг не бывает, бывают книги, которые подходят или не подходят конкретному ребенку.

И я очень советую родителям прочитать книгу Даниэля Пеннака «Как роман», где он формулирует права ребенка-читателя.

  • ПРАВО НЕ ЧИТАТЬ
  • ПРАВО ПЕРЕСКАКИВАТЬ
  • ПРАВО НЕ ДОЧИТЫВАТЬ ДО КОНЦА
  • ПРАВО ПЕРЕЧИТЫВАТЬ
  • ПРАВО ЧИТАТЬ ЧТО ПОПАЛО
  • ПРАВО ЧИТАТЬ ГДЕ ПОПАЛО
  • ПРАВО ВТЫКАТЬСЯ
  • ПРАВО ЧИТАТЬ ВСЛУХ
  • ПРАВО МОЛЧАТЬ О ПРОЧИТАННОМ

И отдельно умоляю родителей подростков. Не унижайтесь, не обесценивайте, не смейтесь. Если вам кажется, что ребенок читает ерунду, попытайтесь понять, что именно в этой ерунде ему так нравится. Я вам гарантирую, вы узнаете о своем подростке массу интересного, если попытаетесь его понять. В конце концов, мы не обязаны любить одно и тоже, книги – это всегда повод для разговора, для спора, для того, чтобы узнать, что в мире существуют и другие точки зрения и другие культуры.

Елена Ф., мама сына и дочери:

– Старший очень любил книжки с самого раннего детства. Начинали с развивающих, где в соответствии с возрастом всякие задания надо выполнять, так в четыре года он уже решал задания для пяти лет. Где-то с этого возраста стали читать энциклопедии, вот это было по-настоящему увлекательно, их у нас штук 10 по 500 страниц . Сам читать не хотел, любил чтобы ему читали, а он картинки смотрел. Даже был забавный случай в Питере в одном из крупных книжных магазинов. Пришли мы с ним в этот магазин, и я стала смотреть литературу для работы, пока я выбирала, он уже определился и громко на весь отдел заявил «Мама, я нашел себе книгу!», чем привлек внимание окружающих, посетители были в восторге. Это была «Большая энциклопедия транспорта», конечно же, мы ее купили и с большим удовольствием читали. Сейчас могу сказать, что это была не любовь к чтению, а тяга к знаниям, хотелось побольше узнать всего. Школьную программу читать не хотел, только вот уже в 10-11 классах, вдруг проснулся интерес к чтению. Причем к классической литературе: «Война и мир», «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита».

С младшей мы познакомились с книжкой в шесть месяцев. С удовольствием смотрит картинки, перелистывает странички. От брата «по наследству» перешли и все те же энциклопедии, так что, надеюсь, интерес к чтению будет.

А один наш знакомый выбрал оригинальный, на мой взгляд, способ поддерживать интерес к чтению у сына-подростка: в выходной день они вместе пару часов читают в каком-нибудь красивом или необычном месте: на площади Победы, на берегу реки, в уютной кофейне. И составляют список книг, которые хотели бы еще прочитать.

Подводя итог, я бы выразилась так – было бы желание, а способ подружить ребенка с книгой найдется всегда.

Наш личный ТОП-10 любимых произведений для разного возраста:

  1. С. Маршак. «Сказки, стихи, загадки, песни».
  2. А. Иванов. Серия про Хому и Суслика.
  3. А. Усачев. «Жили-были ежики».
  4. Г. Михасенко. «Земленыр или каскад приключений».
  5. В. Драгунский. «Денискины рассказы».
  6. Т. Александрова. Серия про домовенка Кузю.
  7. Л. Соловьев. «Повесть о Ходже Насреддине».
  8. I. Cяркоў. «Мы з Санькам у тыле ворага».
  9. Я. Маўр. «Палескiя рабiнзоны».
  10. А. Сапковский. Сага о Ведьмаке.