Продолжение. Предыдущий материал можно почитать здесь.
Инкубатор, школа и кузница профессионалов
Вплоть до начала 1990-х механизм выращивания, воспитания и подготовки кадров в районе работал четко, как конвейер где-нибудь на заводе массовых шин ОАО «Белшина». Не было случая, чтобы руководить, например, хозяйством или предприятием прибыл к нам некий варяг из-за пределов Бобруйщины. Строго соблюдалась система сопровождения по всей трудовой жизни способных и талантливых людей, начиная с их комсомольского возраста. Колхозы и совхозы отправляли ребят, желавших посвятить себя работе в аграрной отрасли, на учебу в техникумы и институты, и дипломированные специалисты возвращались на свою малую родину. Здесь они попадали под опеку партийных организаций, райкома КПБ, проводивших определенную селекционную работу.
Из активистов, секретарей парткомов и партбюро выросли, к примеру, такие руководители, как Владимир Николаевич Довнар и Александр Николаевич Шепелевич в райсельхозтехнике, Виктор Федорович Капустин в райсельхозхимии, Раиса Владимировна Горбель в финотделе райисполкома, директор совхоза «Гороховский» Василий Владимирович Малиновский, директор совхоза «Петровичи» Александр Александрович Ермолаев, редактор райгазеты «Трыбуна працы» Николай Владимирович Давидович. Непосредственно из райкома были выдвинуты на важные посты в районе Михаил Анатольевич Шаров, Тамара Николаевна Рудая, Николай Евгеньевич Календо, Сергей Борисович Константинов и некоторые другие.
Полное кадровое импортозамещение руководящего звена происходило внутри района: заместителями председателя райисполкома стали начальник строительной ПМК Александр Николаевич Тупиков и заведующий отделом РИК Леонид Николаевич Кравченко, райком профсоюза работников агропромышленного комплекса возглавил бывший председатель парткомиссии при РК КПБ Владимир Николаевич Чайко, председателями райсовета депутатов избирались Павел Петрович Лапухин и Анатолий Федорович Коханевич, а председателями исполкомов сельсоветов по несколько созывов – Александр Семенович Автушкевич в Телушском, Николай Яковлевич Казимирович в Сычковском, Александр Евменович Пранович в Химовском, Александр Иванович Бобков в Воротынском, Семен Павлович Савончик в Горбацевичском, Анатолий Михайлович Лавренов в Ковалевском и другие. Все они так или иначе прошли школу партийного становления. К сожалению, нет сегодня на Бобруйщине уже нескольких сельсоветов – объединены и укрупнены, оптимизированы они.
Экспорт кадров преобладал
Где только не встречал затем выходцев из нашего района, бывая на семинарах, в командировках на Могилевщине и в других областях Беларуси! Но больше всего, конечно, в столице нашего Приберезинского края. В ближнем круге обосновались выращенные, как тогда говорили, районной партийной организацией Франц Станиславович Скуратович – директор городской ветстанции, Владимир Сергеевич Котов – заместитель гендиректора «Бобруйскшины» по сельхозпроизводству, Анатолий Леонидович Карпекин – директор сельхозтехникума, Петр Николаевич Хадорченко, руководивший в Бобруйске карантинной службой, по-моему, на железной дороге.
За пределами района прекрасно зарекомендовали себя выходцы из Бобруйского района Федор Федорович Лисович, Виктор Иванович Громов, Леонид Семенович Шкрадюк – в Могилеве, Певзнер, Пинчук, Михаил Акушевич, Виктор Коршунов, Иванов и многие другие, имена которых, увы, не удержала память, – на Могилевщине. А Наталья Александровна Голубева – мой первый начальник в райкоме – поработав секретарем Быховского РК КПБ, окончила Академию общественных наук при ЦК КПСС, работала в Москве, затем в Совете Министров Беларуси, а сегодня она – известный писатель, публицист и сценарист.
Как-то с уже 80-летним Михаилом Федоровичем Пальчиком стали подсчитывать, кого из заметных руководителей дал родине Бобруйский район в 1980-е. Оказалось, что только из стен райкома действительно в большую жизнь пошли первый секретарь Пинского горкома КПБ Михаил Андреевич Головешкин и его коллега в Могилевском райкоме партии Владимир Сидорович Долженков, после работы на ответственных должностях в нашем районе стали первыми секретарями райкомов Михаил Александрович Синькевич – в Кличеве, Валерий Иванович Литвинов – в Чаусах, Анатолий Тихонович Глаз – в Белыничах, Олег Алексеевич Леонов – в Климовичах, председателем Кричевского райисполкома – Владимир Романович Прокошин…
Председателями Бобруйского райисполкома были бывший секретарь РК КПБ Владимир Константинович Авчинкин, в прошлом директор совхоза «Осово» и председатель райагропромобъединения Эдуард Иванович Бекус. О каждом из них можно написать если не роман, то повесть.
Начало конца перед новым восхождением
В небе над «перестроечным» СССР, определенно, собирались тучи. Горбачевское «мЫшление» все дальше уводило КПСС, весь советский народ в призрачно-эфемерные райские кущи деидеологизации, гласности и демократизации. При этом генсек не только хотел, но и плевал на десятилетиями достигавшееся единство народов в Союзе ССР, на созданный реальный ядерный щит огромной страны, на уверенность ее населения в своей безопасности и в действительно светлом будущем для себя и потомков. Подумаешь, колбасы в магазинах не хватало… Попросили бы у Китая, а заодно поучились бы руководить и хозяйствовать у коммунистов братской партии. Но нет, блеск доллара, сияние славы будущего лауреатства и похлопывание по плечу сильных мира сего затмили остатки разума, ослепили главного в мире «перестройщика» Горби.
… В моих записных книжках 1991 года можно проследить определенную хронику партийной жизни района, настроений его жителей. Вот один фрагмент от 29 января:
«К-з им. ХХІІ съезда КПСС. … т. Казаченко Н.И.: – Если так и дальше будут руководить, то надо на сто процентов менять ЦК. Но и мы на местах пассивно себя ведем. Фабрики не остановились, а прилавки пустые. Мы продукции меньше не даем – с кого спросить?
т. Кулага Ф.Г.: – Коммунисты не противостоят ни в Советах, ни в жизни. Верхушка не понимает крестьян, кричит о продаже земли. Кто руководит нами? А ведь мы платим взносы…».
А 18 августа 1991 года я, как обычно в уборочную страду, находился в подшефном «Пути Ленина». Мотались с председателем Казаковым от поля к полю, от комбайна к комбайну, заезжали то на ток, то в мастерские. К вечеру запылились и вспомнили, что еще не обедали. Дорофеевич на полном серьезе, показав на дозиметр в «уазике», предложил совместить прием пищи с профилактикой сидевшего уже пять лет в наших головах «синдрома Чернобыля». Заехав домой, он вынес завернутую в газеты кастрюльку с чем-то горячим от Людмилы Степановны, и мы направились в лес. Без удовольствия пропустив по рюмке профилактического средства из согревшейся в машине бутылки, с аппетитом стали есть вкусные котлеты с картошкой.
Присылайте фото на наш адрес: vbfota@gmail.com (указав свой номер телефона) либо на вайбер: +375-25-514-94-64.
Как вдруг легкая музыка, доносившаяся из радиоприемника в машине, оборвалась, и мы, стоявшие за капотом, услышали странные слова: «В связи с невозможностью, по состоянию здоровья, исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей президента СССР вступил в обязанности президента СССР вице-президент Янаев…». Буквально поперхнувшись и остолбенев, мы замерли, слушая каждое слово звучавшего заявления советского руководства. Уяснив, что на всей территории страны вводится чрезвычайное положение в связи с необходимостью преодоления глубокого кризиса и угрозы безопасности и жизни граждан, суверенитету и независимости государства и на основании результатов референдума о сохранении Союза ССР, мы поспешили к рабочим местам, а точнее, к телефонам, так как мобильных тогда не было…
И уже на следующий день в здании райкома появились вооруженные автоматами милиционеры. Они ничего не делали, и мы ничего не делали. Они охраняли нас, а мы перебирали документы, звонили на предприятия, в хозяйства. Выезжать никуда не разрешалось, мы приходили, отсиживали рабочий день и уходили. Так закончилась моя партийная жизнь. Вспоминая ее, думаю: в отличие от многих моих более молодых коллег, состояние здоровья и сегодня позволяет жить Горбачеву-Горби. Правда, за пределами разрушенной им страны. Грустно…
Предыдущие публикации автора по теме:
- «Райком закрыт, все ушли…». Повесть из времен заката КПБ-КПСС на Бобруйщине
- Шапка из крысы. Как менялись в 1980-х головные уборы работника Бобруйского райкома компартии
- Это трудное слово «плюрализм». Как в Бобруйском райкоме изучали «перестроечную» лексику и спасали архивы ВЧК
- Что веселило народ на скучных партлекциях
- Ироничный Пальчик, «энерджайзер» Рудая... «Цепкие и крепкие» люди из Бобруйского райкома
- Массаж в кабинете райпо и афоризмы от председателя колхоза
- «Австралийская охота» в «Гороховском» и Гёте в Химах
- Теннис под шурпу: как «релаксировали» в Глуше наши руководители
- «Дело Пальчика» и «карающие мечи» парткомиссии Бобруйского райкома
- Как милиция нас берегла, а доктора лечили: Бобруйщина 1980-х
- Как бобруйчане путешествовали в эпоху «железного занавеса»
- Принципиально-критические, сатирически-острые, неугомонно-веселые... Партийные вожаки Бобруйщины