Принципиально-критические, сатирически-острые, неугомонно-веселые... Партийные вожаки Бобруйщины

6771
Александр КАЗАК, фото из архива автора
В своей «Повести из времен заката КПБ-КПСС на Бобруйщине» известный журналист Александр Казак вспоминает работу в Бобруйском райкоме КПБ и людей, с которыми свела его жизнь в те годы.

Как замполиты и политруки…

Не уходят из памяти интересные и достойные люди, с которыми довелось познакомиться и работать. Многие из них занимали экзотические для нынешних современников должности секретарей первичных партийных организаций, без которых в 1980-х не обходился ни один трудовой коллектив. Среди так называемых «городских» партийцев не могу не упомянуть о двоих.

По-настоящему легендарным и светлым человеком был Юрий Васильевич Бобков из «ПМК Бацевицкого» – один из немногих к тому времени среди коллег непосредственный участник Великой Отечественной войны, никогда не унывавший и жизнерадостный. Мало того, что до весьма солидного возраста он, как политрук по траншеям передовой линии, мотался по строительным объектам своей организации, так еще всегда был активен на пленумах РК КПБ, различных совещаниях. Он был одновременно принципиально-критическим и сатирически-острым на язык, воюя за справедливость и правду, и неугомонно-веселым, подначивающе-шутливым на отдыхе. После развала СССР, расформирования ПМК Юрий Васильевич еще работал несколько сезонов в районном оздоровительном лагере «Колосок», затем переехал к дочери и зятю в Заславль под Минском. Всю любовь своего сердца он на моих глазах отдавал внуку, выросшему сегодня в известного ученого, писателя и блогера Игоря Мельникова.

Не стареет душой Валерий Владимирович Лемешонок.
Не стареет душой Валерий Владимирович Лемешонок.

До того, как возглавить межрайонную торговую базу, Валерий Владимирович Лемешонок был секретарем первички этого коллектива. Пройдя путь от водителя до руководителя, он хорошо знал все запросы и проблемы тогдашней торговли, особенно на селе. Вспоминаю факт, засевший в голове на долгие годы: на базе колхоза имени Пушкина проводился областной семинар по торговому обслуживанию сельчан в период посевной кампании; могилевское начальство распорядилось завести в одну из отдаленных деревень, возле которой показывали подготовку почвы, даже бананы; Лемешонок с базы доставил продукты попроще – гречку, рыбу; и вот у магазина сельпо собрались местные женщины, на крыльцо вышел сам председатель облпотребсоюза Г.А. Скриба: «Милости прошу, дорогие труженики села, покупайте бананы, какао…», а в ответ: «Дзякуй, старшынька, няхай іх абязьяны ядуць, нам лепш круп ды селядцоў прадайце» – Лемешонок со Скрибой только переглянулись…

Встретились с приехавшим из белорусской столицы Валерием Владимировичем через много лет в Бобруйске, с ностальгией и благодарностью вспомнили прошлое.

Партком не давал катиться кувырком

По популярности обращений, парткомы и партбюро в районе можно было сравнить с нынешней службой спасения. К их секретарям люди шли по любым вопросам. А уж там грамотный партийный вожак направлял жаловавшихся, советовавшихся или просивших что-нибудь по принадлежности: кого в профком, кого в сельсовет, кого в соответствующую структуру в райцентре. Но если дело касалось члена КПСС или реноме партийной организации, всего трудового коллектива, секретари, что называется, впрягались в решение проблем сами. Это было их основной обязанностью. И этим они были полезны людям. Попробую эскизно изобразить несколько портретов лидеров сельских первичных парторганизаций Бобруйщины конца 1980-х, перебросив мостики к их личностям в позднейшее и наше время.

Бессменный секретарь парткома колхоза «Гигант» Николай Александрович Сакун.
Бессменный секретарь парткома колхоза «Гигант» Николай Александрович Сакун.

Сын легендарного председателя колхоза «Гигант» Николай Александрович Сакун не изменил делу отца и посвятил свою жизнь работе на земле. Все годы, что знал его, он возглавлял партком крупнейшего хозяйства Бобруйщины, обеспечивал в дуэте с председателем М.П. Леваковым передовые позиции его не только в районе и области, но и в стране. Николай категорически не любил носить галстуки. И хотя словом «дресс-код» тогда не пользовались, этот элемент одежды был обязателен для партработников и чуть ли не для всех членов КПСС. И когда однажды партийный секретарь «Гиганта» прибыл на заседание бюро райкома без такового, в ироничной форме от кого-то прозвучало предложение сброситься на галстук для Сакуна. При этом его объяснения, что прибыл в райком он прямо «от комбайнов, что убирают возле Бирчи» во внимание приняты не были… Позднее по журналистским делам не раз я бывал в «Гиганте», всегда встречался с Николаем. Он, как заядлый болельщик, посещал Ледовый дворец в городе, где иногда тоже пересекались. А потом его подкосила коварная болезнь, сведшая наши контакты лишь к телефонному общению. Держись, Николай Александрович – мы еще напишем книгу о твоем родном «Гиганте»!

Коллегой, оставившим след в моей жизни, стал и Станислав Мечиславович Осипович. Воспитанник Павла Петровича Лапухина, он начинал с ним в колхозе имени Невского. Как состоявшегося секретаря из крепкого хозяйства его выдвинули на усиление партийной организации совхоза «Бобруйский», с перспективой дальнейшего роста. Работал он с директором Олегом Алексеевичем Леоновым. А время было непростое – с дефицитом товаров, расчетами по бартеру и прочими подарками «перестройки». В один из моих приездов С.М. Осипович упомянул о нераспроданном «бартере» с фабрики имени Халтурина. Я посмотрел, понравилась мебельная стенка, и мне ее уступили по сходной цене. До сих пор гарнитур в квартире стоит напоминанием о начале 1990-х и хорошем человеке Станиславе Мечиславовиче. До выхода на пенсию он возглавлял тот самый совхоз «Бобруйский», был крепким хозяйственником. Иногда видимся в городе.

Не зря говорят, что мир тесен. Район наш в этом смысле еще более компактен. Написал о «Бобруйском» и вспомнил, что им, ставшим уже агрокомбинатом, еще не так давно руководил Александр Иванович Шек. Он тоже из партийных секретарей, начинал в колхозе «Прогресс» с Николаем Семеновичем Фурмановым, работал в колхозе имени Мичурина с Павлом Дмитриевичем Федотьевым, директорствовал в совхозе «Дойничево». А затем, в пору оптимизации, возглавил целый комбинат, объединивший четыре (!) прежних самостоятельных хозяйства… Сегодня Александр работает в бизнесе, не связанном с сельским хозяйством. К сожалению, встретились раза два за последние пять лет лишь на похоронах общих друзей.

И женская партийная линия выдерживалась

Сегодня как о достижении пишут о более чем трети женщин в депутатском корпусе белорусского парламента. И это правильно. Но вот представительниц прекрасного пола в руководстве сельхозпредприятий Бобруйщины не осталось, насколько знаю, совсем. Раньше курс на гендерное равенство выдерживался неформально, о чем я упоминал, говоря о председателе колхоза Марии Устиновне Каранкевич и директоре совхоза Тамаре Николаевне Рудой. А сколько было в районе вдумчивых и по-настоящему боевитых секретарей парторганизаций «противуположного полу»! Яркими представителями этого поистине надежного резерва партии следует назвать, в первую очередь, Ларису Александровну Васильеву, Антонину Ивановну Заяц, Чинару Васильевну Морозову и Екатерину Григорьевну Михлюк. Знал их, что называется, «по совместной работе в районной партийной организации» не один год. И каждой восхищался в целом и в частности.

Дочь Екатерины Григорьевны Михлюк – Лилия Анатольевна, учитель Брожской средней школы.
Дочь Екатерины Григорьевны Михлюк – Лилия Анатольевна, учитель Брожской средней школы.

Лариса Александровна, например, запомнилась не только решительными речами на партсобраниях, разумными экономическими выкладками в решении тех или иных задач, полным взаимопониманием с председателем колхоза имени ХХІІ съезда КПСС А.Ф. Тыторовым, но и звонким голосом певуньи в выступлениях на колхозной и районной сцене – что вкупе не могло не повлиять затем на ее назначение заведующим райсобесом, а потом и заместителем председателя райисполкома.

Не менее активной и способной была и Антонина Ивановна, пришедшая на должность заведующего отделом пропаганды и агитации райкома КПБ с поста секретаря парткома колхоза «Путь Ленина» и работавшая потом до заслуженного отдыха в городском военкомате, где и мне приходилось прибегать к ее помощи в розыске необходимых архивных документов героев газетных публикаций.

А вот Чинара Васильевна – партийный вожак последовательно колхозов «Путь Ленина» и имени Дзержинского – до сих пор заряжает окружающих своими энергией и оптимизмом, а также калориями чрезвычайно вкусных и питательных блюд: на 80-летнем юбилее М.Ф. Пальчика коллеги убедились в этом, попробовав приготовленные ею колдуны.

О скромности и настойчивости в работе Екатерины Григорьевны, которая нередко на велосипеде добиралась до дальних ферм и бригад совхоза имени Ленинского комсомола, напомнила встреча в Брожской средней школе с учителем, как две капли воды похожим на нее – оказалось, дочь, такая же принципиальная и целеустремленная…

Продолжение следует.

Предыдущие публикации автора:

«Райком закрыт, все ушли…». Повесть из времен заката КПБ-КПСС на Бобруйщине

Шапка из крысы. Как менялись в 1980-х головные уборы работника Бобруйского райкома компартии

Это трудное слово «плюрализм». Как в Бобруйском райкоме изучали «перестроечную» лексику и спасали архивы ВЧК

Что веселило народ на скучных партлекциях

Ироничный Пальчик, «энерджайзер» Рудая... «Цепкие и крепкие» люди из Бобруйского райкома

Массаж в кабинете райпо и афоризмы от председателя колхоза

«Австралийская охота» в «Гороховском» и Гёте в Химах

Теннис под шурпу: как «релаксировали» в Глуше наши руководители

«Дело Пальчика» и «карающие мечи» парткомиссии Бобруйского райкома

Как милиция нас берегла, а доктора лечили: Бобруйщина 1980-х

Как бобруйчане путешествовали в эпоху «железного занавеса»