По ту сторону воды. Туристы клуба «Родина» шли в поход, а попали в иную реальность

10.1k
Александр ЧУГУЕВ, фото автора
В минувшие выходные (28-29 марта) туристы клуба «Родина» открыли водный сезон 2020 года походом по реке Вирь.
Река Вирь вблизи озера Усох
Река Вирь вблизи озера Усох

Не смотря на близость к городу эта малая река нечасто привлекает к себе внимание в качестве туристического маршрута, хоть первый поход по Вири бобруйские водники совершили еще два десятка лет назад. Тому есть несколько причин, и главная — сложное прохождение из-за множества препятствий: упавших деревьев, бобровых плотин, зарослей водной растительности, лабиринтов камыша и рогоза.

Вирь течет с севера на юг и соединяет в единый каскад озера Дрогичин, Усох, Плавун и Вяхово. Исток реки обнаруживается в болоте южнее железнодорожной ветки Бобруйск — Жлобин, а устье располагается ниже деревни Углы по течению Березины. Длина Вири — около 20 км.

Озеро Дрогичин
Озеро Дрогичин

В советское время весь Дубовский каскад озер находился на территории военного полигона. Здесь, в лесной глуши, оттачивали свое мастерство танкисты. Благодаря тому, что хозяйственная деятельность в этом месте не велась, Вирь осталась единственной рекой в Бобруйском районе, не подвергшейся мелиорации, и сохранила первозданный облик. Сегодня здесь создан ландшафтный заказник местного значения «Дубовский каскад озер», уникальный для Могилевской области.

Сборка каркасной байдарки
Сборка каркасной байдарки

Всякий, кто отважится сунуться в это дикое царство уток и бобров, должен быть готов к приключениям. Погожим субботним утром 28 марта команда из девяти туристов на четырех байдарках и одном каяке после недолгих сборов отчалила от берега озера Дрогичин и под руководством председателя клуба Владимира Позняка отправилась в путь. И приключения не заставили себя ждать.

От озера Дрогичин к озеру Усох
От озера Дрогичин к озеру Усох

Уже через несколько сот метров река застенчиво спряталась в зарослях камышей, оставив лишь узкую извилистую протоку. Лавировать в таком лабиринте пятиметровой байдарке совсем непросто. Нос то и дело утыкается в траву, капитану приходится табанить, а матросу налегать на весло то справа, то слева. Под напором лодок трещит сухой камыш. Гулкое лесное эхо разносит звук по округе. Из зарослей выпархивает потревоженная птица.

Мало-помалу байдарки гуськом пробиваются к «чистой» воде. Здесь можно перевести дух и оглядеться. Вокруг высится молчаливый осиновый лес. Тонкие черные силуэты дрожат на темной глади. Небо опрокинулось вниз. Солнце разбивается бриллиантовыми брызгами под взмахом весла. Слышно, как тяжелые капли срываются в воду, а о дно лодки шуршат всплывшие корни кувшинок, похожие на экзотических змей. Покой. Тишина. Умиротворение.

Многие, впервые попавшие сюда, сравнивают это место с амазонскими джунглями или мангровыми лесами. Сходство усиливается к середине весны, когда деревья одеваются зеленью. Осины смыкают кроны над головой, а река образует коридор среди непроходимых топей. Стволы деревьев высятся торжественно, как колонны нерукотворного храма. Зрелище завораживает.

По берегам в уютных заводях обосновались бобры. Из обгрызенных веток, сучьев, травы, ила, грязи они строят плотины, поднимают уровень воды и образуют запруды для защиты от хищников и прокорма зимой. Бобровые хаты напоминают гигантские водяные муравейники и достигают высоты полутора метров. А еще ниже по течению попадаются и двухметровые «коттеджи». Как и на многих малых реках, бобры здесь — истинные хозяева.

Бобровая хата
Бобровая хата
Бобровая плотина
Бобровая плотина

Вирь — река для неспешных и созерцательных. Каждый поворот русла может подарить увлекательный сюжет фотографу. Тем более удивительно, что всё это буйство дикой природы находится всего в четырех километрах по прямой от бобруйского Форштадта и в полутора километрах от станции Бабино.

Озеро Усох
Озеро Усох

Изрядно перемешав веслами плотные «щи» из кувшинок, роголистника и элодеи, байдарки выходят в озеро Усох. После камышовой «теснины» здесь чувствуется раздолье. Над озерной гладью гуляет свежий ветерок, солнце дразнит бликами на волнах. Лодки радостно летят вперед. По берегам мелькают рыбацкие мостки.

Переправа через насыпь дороги на озере Усох
Переправа через насыпь дороги на озере Усох

На горизонте водную гладь перегораживает насыпь дороги с военного полигона в деревню Дубовка. Речка ныряет в бетонную трубу, а туристам приходится чалиться и переносить лодки на другую сторону насыпи. Наверху происходит радостная встреча с коллегой-туристом Виктором Бородиным, который с товарищами прошел этим же маршрутом неделей раньше (в самую лютую мартовскую непогодь!), а сегодня решил поддержать группу и приехал на велосипеде.

Виктор Бородин приехал на велосипеде, чтобы поддержать участников похода
Виктор Бородин приехал на велосипеде, чтобы поддержать участников похода

За насыпью, на южной оконечности Усоха снова затор. Сужающееся к востоку русло плотно заросло тростником. Вирь превратилась в тонкий ручеек меньше ширины байдарки. Маневренный пластмассовый каяк буквально на «брюхе» проползает по травяному лабиринту, а остальные экипажи совершают обнос в полторы сотни метров до мостика над очередной бобровой плотиной. Здесь команда останавливается на отдых, разводит костер, готовит обед.

Обнос на южной оконечности озера Усох
Обнос на южной оконечности озера Усох
29.03.2020. Поход выходного дня по реке Вирь туристов клуба «Родина» ОАО «Белшина». Второй день
29.03.2020. Поход выходного дня по реке Вирь туристов клуба «Родина» ОАО «Белшина». Второй день

Между озерами Усох и Плавун Вирь течет по заболоченной пойме. В некоторых местах найти русло — непростая задача, в межень, пожалуй, и вовсе невыполнимая. Поэтому лучшее время для сплава — весной и осенью, по высокой воде.

В этой части реки настоящее царство камыша и рогоза. Пушистые початки от малейшего прикосновения разлетаются облаками семян, упавшие клочья бурой «ваты» плывут по течению. Два цвета спорят в единой гамме: синее отражение неба в воде да золотистая охра сухой травы. Лишь иногда приглушенные пастельные тона взрываются морковно-кровавыми акцентами погрызенных осиновых стволов. Бабочка крапивница садится на сочащуюся соком рану и довершает собой величественную картину природы.

Перекрикиваясь в камышах, «флотилия» выходит на простор Плавуна. Это третье озеро в каскаде. Длинное и узкое с высокими облесенными берегами, оно скорее напоминает канал. И действительно, на отрезке четыре с половиной километра так и тянет разогнаться. Весла ритмично отталкиваются о воду, нос лодки, словно замок застежки-молнии, надвое рассекает водную гладь, а за кормой кипит бурунчиками высокое небо с белыми облаками.

Меж тем, время близится к закату, и лодки причаливают к берегу на самой южной оконечности Плавуна. Здесь хорошее место под соснами, подсвеченными заходящим солнцем. Горит костер, в котлах солидно пыхтит перловка. Позже, когда горячий чай разливается по кружкам, заводятся неизменные туристические разговоры, а то и целые философские дискуссии. До утренней зорьки над спящим лагерем разносится нескончаемое кряканье уток.

Стоянка на озере Плавун
Стоянка на озере Плавун

Утром 29 марта, после завтрака и сборов, команда бодро преодолевает небольшой заросший отрезок до Вяхово. Это озеро единственное во всей цепочке имеет округлую форму и напоминает перевернутый медальон. Отсюда начинается двухчасовой переход по тростниковым лабиринтам до автомобильного моста у деревни Углы.

Второй день. Озеро Вяхово
Второй день. Озеро Вяхово

За автодорогой группа останавливается на обед. Маршрут практически пройден, осталось преодолеть пару сотен метров пойменного разлива и выйти на Березинский простор, а затем подняться вверх по течению до Стасевки.

Финал в Стасевке
Финал в Стасевке

Позади осталась трудная но удивительно красивая река Вирь.