«Мы стоим на пороге очень серьезного кризиса»: как коронавирус разоряет мировую экономику

3520
Ирина ГОРОВЦОВА, по материалам BBC.com
Из-за каратнтина по всему миру замерла не только жизнь, но и экономика. Окончательно судить об убытках сейчас нельзя. Возвращение к норме может обойтись дороже, чем послевоенный кризис.

Страны Запада вносят предоплату за лечение и реабилитацию экономики — и счет идет на триллионы долларов. Пандемия на Западе еще не достигла пика, Европа пока отложила полтриллиона, но собирает намного больше, передает BBC.

Антикризисные пакеты ЕС и США

США одобрили антикризисный пакет стоимостью 2 трлн долларов, плюс каждый американец получит до 1200 долларов наличными. Американцам наличными выдадут 300 млрд долларов, и еще примерно столько же пойдет на выплату пособий тем, кто из-за вируса потерял работу.

Страны «Большой двадцатки» к концу марта уже пообещали потратить около 5 трлн долларов денег налогоплательщиков на борьбу с нынешним кризисом — это примерно 6% годового объема мировой экономики.

Германия выделила более 150 млрд евро, или 4,5% ВВП, и пообещала в случае необходимости увеличить антикризисный пакет до 800 млрд евро, что составляет четвертую часть немецкой экономики.

Из наиболее пострадавших от коронавируса стран ЕС Франция оказалась щедрее всех: она готова раскошелиться на 350 млрд евро (15% ВВП). Италия отложила 25 млрд евро, Испания — не больше 10 млрд. Это не больше пары процентов их годового выпуска, и никто не верит, что этого хватит.

Нидерланды собираются потратить до 20 млрд евро, или 2% ВПП только в ближайшие три месяца. Примерно столько же уже выделили Дания, Польша, Португалия, Ирландия и Чехия. Другие, вроде Австрии, Греции, Швеции и Эстонии, решили не рассчитывать на лучшее, а сразу готовиться к худшему: они отписали от 5% до 10% ВВП на борьбу с новым кризисом.

Аналогичным образом поступили другие развитые страны, включая Австралию, Канаду и Израиль. Некоторые, вроде Японии, пока подсчитывают убытки и оформляют компенсации.

Спад и волна банкротств

– Теперь уже ясно, что мир погружается в рецессию, — предрекла спад мировой экономики глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева. — Она будет не меньше, а то и хуже той, что мы пережили в 2009 году.

Глава МВФ не исключила отскок в 2021 году, но только в том случае, если пандемию удастся обуздать, а порожденные ею перекосы исправить. Для этого нужно «предотвратить волну банкротств и увольнений, угрожающих не только восстановлению экономики, но и общественному согласию».

GETTY IMAGES

Малый бизнес принял на себя главный удар карантина. Рынок Бокерия в центре Барселоны
GETTY IMAGES Малый бизнес принял на себя главный удар карантина. Рынок Бокерия в центре Барселоны

Проблемы бизнеса и народа

Коронавирус выявил огрехи в системе здравоохранения одних стран и полный крах в других.

Почти все страны начали с помощи парикмахерам, таксистам, дизайнерам и рестораторам – обещают безвозмездные гранты и льготные кредиты малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям и самозанятым.

Многие страны идут на налоговые каникулы: отсрочка платежей и социальных сборов с компаний и индивидуальных предпринимателей. В Чехии, Нидерландах и Великобритании власти обещали взять на себя 80−90% платежной ведомости частного бизнеса на несколько месяцев.

Увеличились пособия по безработице и смягчили требования для его получения. Ирландия, например, обещает всем потерявшим заработок из-за Covid-19 пособие в 350 евро в неделю.

Оплачиваемый отпуск по уходу за детьми, чтобы родители не спешили выходить на работу, пока школы закрыты. Во Франции — до двух недель за счет бюджета.

Некоторые (например, Швейцария) даже компенсируют потери от срыва конференций и других мероприятий.

– Нынешний кризис — стопроцентно самый серьезный и масштабный на нашей памяти, — сказала Би-би-си главный экономист клуба богатых стран ОЭСР Лоранс Бун. — На этот раз проблема не в недостатке ликвидности. На этот раз главная проблема — вирус.

Она отметила, что «мы стоим на пороге очень серьезного кризиса», добавив, что, если эпидемию не удастся обуздать за пару месяцев и она вернется следующей зимой, ни один экономист в мире не возьмется предсказать, чем это обернется.