«Самое действенное средство от вируса – мы сами». Знаменитая речь Ангелы Меркель и как ее восприняли в Германии

5994
Артём ЛУКЬЯНОВИЧ. Фото Reuters
Канцлер ФРГ 19 марта обратилась с посланием к народу Германии в связи с эпидемией коронавируса. Ее серьезная и честная речь вмиг стала знаменитой по всему миру. «ВБ» приводит текст почти полностью.
19.03.2020. Жители Германии слушают противовирусное обращение канцлера Ангелы Меркель к народу. Фото Reuters
19.03.2020. Жители Германии слушают противовирусное обращение канцлера Ангелы Меркель к народу. Фото Reuters

Полностью видео выступления Ангелы Меркель с субтитрами можно посмотреть на странице телеканала OstWest. «ВБ» публикует ее речь с минимальными и незначительными сокращениями.

Уже сам факт прямого обращения федерального канцлера к нации всех поразил. Потому что это редчайший случай, первый за 15 лет, которые она на посту. Конечно, Ангела Меркель выступает на заседаниях парламента, на пресс-конференциях по итогам международных переговоров, но прямых личных обращений к народу ни разу не было. Поэтому транслировали ее выступление все ведущие телеканалы страны, и смотрели очень многие, или почти все. Сама тема, конечно, серьезная, но и выступление Меркель оказалось, мягко говоря, очень впечатляющим.

«Так не говорят вожди, национальные лидеры, бюрократы, – отмечает обозреватель «Новой газеты» Алексей Поликовский. – Так говорит обеспокоенный человек, обращаясь к дорогим и близким ему людям. Канцлер одной из крупнейших и мощнейших стран Европы обращается к согражданам с просьбой мыть руки. И это не смешно, это значит, что все мы в опасности».

Глава правительства с отсылкой на консультации с учеными честно признала все трудности и опасности, объяснила, почему не стоит слишком надеяться даже на самую передовую медицину, по человечески показала, с какими трудностями придется столкнуться. При этом похвалила тех, кого можно было ожидать, и даже тех, чье упоминание стало неожиданностью. И призвала к конкретным общим действиям, объяснив, для чего они нужны.

Поэтому немцы очень серьёзно отнеслись к ее словам.

Солидарность людей была уже, и быстро выросла в огромных масштабах. Отовсюду сообщается, что множество людей пошли помогать старикам и больным, как соцработники или бесплатные волонтеры. Пошли люди шить маски. «МакДональдсы» и многие рестораны закрылись, а их сотрудники пошли работать в обычные продуктовые магазины, в основном в самую дешевую сеть Aldi, которая сейчас и самая забитая покупателями, там не хватает людей для раскладки товаров.

Телевидение изменило программы и поставило много образовательных передач, видеоуроков, раз школы и институты закрыты.

А с сегодняшнего утра (23 марта) в Берлине введен полицейский режим – без дела и группами по городу ходить нельзя. Германия федеративная, земли имеют большую самостоятельность и свои законы, и такие меры тоже принимаются по отдельности. Сначала карантин ввели в Баварии, где были первые очаги заболевания, потом в некоторых других землях, и вот в Берлине.

Добавим, что вчера, 22 марта, сама канцлер ФРГ Ангела Меркель перешла на домашний карантин. Как сообщил официальный представитель правительства ФРГ, канцлер приняла такое решение, узнав, что врач, который делал ей прививку от пневмококовой инфекции, оказался зараженным коронавирусом. Меркель была у этого врача два дня назад. В течение нескольких следующих дней Ангела Меркель будет регулярно проходить тесты на коронавирус.

А вы почитайте ту ее громкую речь, и подумайте, как бы поступили на месте немцев.

«Дорогие сограждане! Коронавирус очень серьезно меняет жизнь в нашей стране. Наше представление о привычном, об общественной жизни, о социальном взаимодействии – всё это подвергается испытанию, как никогда раньше. Миллионы из вас не могут ходить на работу, ваши дети не ходят в школы и детские сады, театры, кино и магазины закрыты, и, что, наверное, труднее всего – всем нам не хватает личных встреч, которые мы воспринимали в других обстоятельствах как данность.

Конечно, в такой ситуации каждый из нас озабочен, мы задаемся вопросом, что будет дальше. Сегодня я таким необычным образом обращаюсь к вам, потому что хочу рассказать, чем я как канцлер, а также мои коллеги в правительстве руководствуемся в этой ситуации. Это и есть открытая демократия: мы принимаем политические решения прозрачно и объясняем их. Мы стараемся объяснять наши действия максимально тщательно и информировать о них, чтобы внести ясность. Я твердо верю, что мы справимся с этой задачей, если действительно все граждане поймут ее как свою задачу.

Поэтому позволю себе высказаться так: всё серьезно. И вы тоже отнеситесь к этому серьезно.

19.03.2020. Обращение канцлера Германии Ангелы Меркель к народу.
19.03.2020. Обращение канцлера Германии Ангелы Меркель к народу.

Со времен воссоединения Германии, нет, со времен Второй мировой войны не было большего вызова нашей стране, при котором так много зависело бы от наших совместных солидарных действий.

Я хочу объяснить вам, на каком этапе развития сейчас находится эпидемия в стране, рассказать, что делают федеральное правительство и государственные структуры, чтобы защитить всех в нашем обществе и уменьшить экономический, социальный и культурный вред. Но еще я хотела бы донести, почему для этого нам нужны вы, и что может сделать каждый из вас.

Об эпидемии – всё, что я скажу вам, основано на постоянных консультациях федерального правительства с экспертами института Роберта Коха (федеральный институт Германии по изучению инфекционных заболеваний и непереносимых болезней – прим. ВБ) и другими учеными и вирусологами: во всем мире ведутся интенсивные исследования, но до сих пор нет ни терапии против коронавируса, ни вакцины.

Пока это так, можно сделать только одно, главное: замедлить распространение вируса, растянуть его на месяцы и таким образом выиграть время. Время для того, чтобы ученые могли разработать лекарства и вакцину. Но прежде всего время для того, чтобы мы могли позаботиться наилучшим образом о тех, кто заболел.

В Германии отличная система здравоохранения, возможно, одна из лучших в мире. Но даже наши госпитали будут полностью перегружены, если в самое короткое время в них будет доставлено много пациентов, у которых коронавирусная инфекция протекает тяжело. Это не просто абстрактные цифры статистики, это чьи-то отец или дед, мать или бабушка, это люди. Мы – общество, в котором важна каждая жизнь, каждый человек.

Прежде всего в этой ситуации я бы хотела обратиться к врачам, медсестрам и медбратьям, ко всем работникам наших больниц и системы здравоохранения в целом. Вы боретесь за нас на передовой. Вы первыми встречаетесь с больными, видите, как трудно протекают некоторые случаи инфекции. И каждый день вы снова беретесь за работу и помогаете людям. Вы делаете большое дело, и я благодарю вас за это от всего сердца.

Итак: задача состоит в том, чтобы замедлить продвижение вируса. Выполняя эту задачу, мы должны – и это жизненно важно – сосредоточиться на следующем: по возможности ограничить общественную жизнь. Конечно, в разумных пределах, потому что государство должно функционировать и дальше, естественно, мы сохраним обеспечение населения и сохраним экономическую деятельность по мере возможностей.

Но всё, что может угрожать людям, всё, что может повредить человеку или обществу, мы должны сейчас свести к минимуму. Мы должны уменьшить риск заражения одного человека другим, как только можем.

Я знаю, насколько серьезными оказались эти ограничения уже сейчас: отменены мероприятия, ярмарки, концерты, нет занятий в школах и университетах, закрыты детские сады, нельзя играть на детских площадках. Я знаю, насколько жестки ограничения, о которых договорились федеральное и земельные правительства, насколько они влияют на нашу жизнь и на наше представление о демократии. Подобных ограничений в ФРГ никогда еще не было.

Позвольте вас заверить: человек вроде меня, которому свобода перемещения досталась в тяжелой борьбе, может найти оправдание подобным ограничениям только в крайней необходимости (Ангела Меркель (Каснер) родилась в ГДР, в качестве заместителя пресс-секретаря правительства ГДР участвовала в переговорах по объединению Германии – прим. ВБ). В демократической стране они могут быть введены только на очень серьезном основании и лишь временно – но сейчас они необходимы, чтобы сохранить жизни.

Экономике – крупным и мелким предприятиям, магазинам, ресторанам, самозанятым уже сейчас очень трудно. Следующие недели будут еще тяжелее. Уверяю вас: федеральное правительство делает все, что может, чтобы смягчить экономические последствия, и, прежде всего, сохранить рабочие места. Мы можем сделать все необходимое, чтобы помочь нашим предпринимателям и работодателям выдержать это тяжелое испытание, и мы сделаем это.

Каждый может быть уверен – обеспечение продуктами будет гарантировано всегда. И если в какой-то момент полки опустели, значит, они будут заполнены вновь. Каждому, кто сейчас идет в супермаркет, я бы хотела сказать: делать запасы имеет смысл, так было всегда. Но в меру. Лихорадочная скупка продуктов, как будто их больше не будет, бессмысленна и, в конечном счете, говорит об отсутствии солидарности с другими людьми.

И позвольте мне сегодня выразить благодарность тем людям, которых слишком редко благодарят. Те люди, которые в эти дни сидят за кассой супермаркета или наполняют полки, делают одну из тяжелейших работ на сегодняшний день. Спасибо, что остаетесь на посту ради сограждан, работоспособность магазинов буквально держится на вас.

Теперь о самом необходимом: все государственные меры будут бессмысленны, если мы не будем использовать наиболее действенное средство против слишком быстрого распространения вируса – нас самих. Вирус коснулся каждого из нас без разбора, и теперь точно так же без разбора мы должны помогать друг другу. Прежде всего тем, что примем проблему всерьез. Нельзя впадать в панику, но так же ни на минуту нельзя допускать мысли, что от вас ничего не зависит. Каждый на счету. Нужны наши общие усилия.

Эпидемия показала нам, насколько мы все уязвимы и как зависимы от чуткого поведения других. Но кроме этого – как совместными действиями мы можем защитить и поддержать друг друга.

Это зависит от каждого. Мы не осуждены и не должны отстраненно наблюдать, как распространяется вирус. У нас есть против него средства: мы должны беречь друг друга и сохранять дистанцию. Советы вирусологов однозначны: больше никаких рукопожатий, основательно и часто мыть руки, соблюдать дистанцию ​​от других людей, по крайней мере, полтора метра, и лучше всего прекратить контакты с людьми преклонного возраста, потому что именно они находятся в наибольшей опасности.

Я знаю, как трудно выполнять эти требования. Как раз в трудные времена мы хотим быть ближе друг к другу. Забота для нас всегда проявлялась в плотном контакте и прикосновения. Но, к сожалению, сейчас правильнее следовать обратному. И мы все должны понять: сейчас именно дистанция – проявление заботы. Зайти к кому-то с хорошими намерениями, необязательное путешествия – всё это может означать заражение, и от этого сейчас нужно отказаться. Эксперты обоснованно говорят: внуки не должны сейчас встречаться с бабушками и дедушками.

Те, кто избегают ненужных встреч, помогают всем, кто сейчас в больницах заботится о пациентах, количество которых только растет. Так мы спасаем жизни. Это для многих будет трудно, и поэтому сейчас мы никого не должны оставлять в одиночестве, мы должны позаботиться о тех, кому нужны сочувствие и поддержка. Мы – семьи и общество – найдем другой способ поддержать друг друга. Уже сейчас возникло множество креативных способов противостоять вирусу и его социальным последствиям. Уже сейчас внуки записывают подкасты для бабушек и дедушек, чтобы те не чувствовали себя одинокими.

Мы все должны найти способ показать дружественный жест и понимание: скайп, телефонные разговоры, электронная почта, может, вообще снова начать писать письма. Ведь почта работает. Мы слышим о замечательных примерах помощи соседям пожилого возраста, которые не могут сами ходить за покупками. Я уверена, возникнет еще много нового, и мы, как общество, покажем, что мы никого не оставляем в беде.

Я обращаюсь к вам: придерживайтесь правил, определенных на ближайшее время. Мы, как правительство, постоянно будем проверять, что можно исправить, что еще необходимо сделать. Ситуация развивается, и, оставаясь в ней, мы должны учиться, чтобы в любой момент изменить решение и реагировать другими способами. И все наши действия мы будем объяснять.

Мы – демократия. Мы живем не по принуждению, а общими знаниями и солидарностью. Это историческая задача, и с ней можно справиться только совместно.

Я абсолютно уверена, что мы преодолеем этот кризис, но насколько велики будут жертвы? Сколько любимых людей мы потеряем? Это во многом зависит от нас. Мы можем действовать решительно и солидарно. Мы можем принять ограничения и поддерживать друг друга.

Ситуация серьезная, ее финал открыт. То есть, он будет зависеть, в частности, от того, как дисциплинированно каждый из нас выполняет правила.

Даже если мы еще никогда не переживали ничего подобного, мы должны показать, насколько искренне и разумно мы можем себя вести и этим спасать жизни. Это зависит от каждого из нас без исключения и, таким образом, от нас всех».

Публикация в рамках специальной рубрики 

Посольство Федеративной Республики Германия в Беларуси

УНП 101166185