«Учитель во все времена был эталоном...». Бобруйский педагог – о том, почему ушла из профессии после 15 лет работы

47.5k
Записала Екатерина НОВИЦКАЯ. Фото: Александр ЧУГУЕВ, из архива «ВБ», использовано в качестве иллюстрации.
После нескольких громких конфликтов «учитель-ученик» в белорусских школах Министерство образования разработало и представило примерный свод этических правил для педагогов. Высказать свое мнение об этике профессии мы попросили бобруйского педагога. По ее просьбе мы не называем ни ее имени, ни школы, в которой она до недавнего времени работала – наша героиня призналась, что до сих пор боится последствий своей откровенности.
02.09.2019. Торжественная линейка в честь начала учебного года в городской гимназии №3 г.Бобруйска. Иллюстративное фото.
02.09.2019. Торжественная линейка в честь начала учебного года в городской гимназии №3 г.Бобруйска. Иллюстративное фото.
Дебаты по проекту этического кодекса длились на сайте ведомства по 1 марта.
– Обсуждение закончено, предложений и замечаний в наш адрес поступило много, – сообщила «ВБ» пресс-секретарь Министерства образования Беларуси Людмила Высоцкая. – Что касается официального опубликования окончательной версии этического кодекса – пока об этом говорить рано. Нужно обработать все поступившие мнения и внести соответствующие изменения в проект.

«Так получилось, что я уже не работаю в образовании, но педстаж у меня более 15 лет, 1-я квалификационная категория. Скажу честно, когда-то я пришла в эту профессию, даже не думая в ней остаться, решила: отработаю и все. И влюбилась. В детей – сложных, эмоциональных, веселых, разных. В коллег – талантливых, на уроках которых хотелось самой поднять руку. Много лет, сначала в Могилеве и других городах, потом в Бобруйске, работала с полной самоотдачей. За это время было разное: те самые неадекватные родители, которые распахивали двери буквально ногой, дети, которые кусали товарищей, матерными словами подписывали тетради и рисовали в них непотребные рисунки, кричали: «Ничего вы мне не сделаете, права не имеете!», и кого приходилось ночью искать с милицией... Но ни разу за эти годы не возникло желания оскорбить или ударить ребенка. Чем спасалась? Юмором, иронией, где-то простым человеческим участием. Запомнился случай: класс серьезно подвел, на классном часу стали это обсуждать, и тут поняла, что я так обижена на них, что вот-вот заплачу, поэтому просто спокойно попросила всех уйти, потому что слишком расстроена. С тех пор дети ни разу больше так не поступали.

А весь негатив увлеченному учителю сполна перекрывает радостная легкость, которая появляется, когда заходишь в класс, смеешься, шутишь, начинаешь урок, радуешься успехам вместе со своими учениками. Чувствуешь неподдельное движение, живое и настоящее общение, своими глазами видишь развитие. Этого мне будет всегда не хватать.

Моя знакомая, в молодости недолго преподававшая в Бобруйском районе иностранный язык, а сейчас работающая в солидной минской фирме переводчиком, до сих пор хранит открытки тех самых ковалевских и новиковских ребят и помнит их поименно. Это о призвании.

Профессия учителя очень сложна во многих смыслах. Читаю комментарии, мол, в литейном цеху тяжелее. Но вы забываете, что, отработав в цеху, вы возвращаетесь домой и не вспоминаете о работе, а учитель существует в своей реальности в формате 24/7, переживает, волнуется, все «пропускает через себя». Наверное, мастер литейного цеха не должен регулярно водить в субботу своих рабочих на хоккей или в кино, чаще всего против их воли, каждые пару лет изменять планирование своей работы и привыкать к новым условиям, кодексам и санпинам, каждый день готовиться к следующему, не теряя запала и творческого подхода, и не должен следить, чтобы у стаканчиков для питьевой воды не вышел срок годности, а цветок на окне не превысил максимально допустимой высоты... И при этом каждый день быть сияющим, бодрым и компетентным.

Тем более странным кажется этический кодекс для учителя. Люди, вы серьезно? Сама профессия Учитель подразумевает все это априори. А бумага так и будет еще одной бумагой, вроде правил внутреннего распорядка, в которые заглядывают раз в несколько лет, а в худшем случае – источником формулировок для наказаний.

Знаете, почему я ушла из профессии, когда предложили? Не за длинным рублем. Присутствовала в очередной раз при «разборе полетов» в школе: на глазах огромного количества коллег и чиновников заслуженную учительницу, директора, распекали, как школьницу. Причем, за чужой «косяк». Стоя перед всеми. Знаете, что видела я? Не злодейку и плохого руководителя, а чью-то мать и жену, чьего-то педагога, которая не смела и слова сказать в свою защиту. И ее дрожащие пальцы, вцепившиеся в столешницу. И во мне что-то хрустнуло.

Говорите, этический кодекс? Быть учителем сложно, но если чувствуете призвание и силы идти по этой дороге – замечательно, низкий поклон вам от меня в лице нынешних и бывших коллег и ваших учеников.

Хватает, как и везде, людей случайных или выгоревших под этим прессом, увы, есть и такие, кто на уроке может попивать кофе, пока дети самостоятельно читают учебник, или, походя, унизить коллегу.

Кто-то, не выдержав стресса, срывается, давая «информационный повод» еще раз «пройтись по образованию», а многие уходят, как ушла я. Уходят по самым разным причинам: от усталости или спасая семью, или в поисках более легкой и менее ответственной работы. Мы все живые люди: и педагог крутейшей гимназии, и глубокая пенсионерка в Богом забытой сельской школе. Тем более нужно сплотиться всем миром и помочь, где можете: родителю – адекватно оценить ситуацию, а не рубить с плеча, где-то в тысячный раз объяснить ребенку прописные истины об уважении и достоинстве, уставшему учителю – дать передышку от бумажек, сбора вторсырья и сочинений об охране труда на производстве. Наверное, ответственнее подойти к отбору кандидатов в педвузы. И своевременно попросить о помощи, если это необходимо. А главное, просто вспомнить всем, от самой «верхушки», о человечности, о взаимоуважении, о праве на ошибку.

О чем проект «Примерных этических правил педагогических работников»?
Документ состоит из четырех пунктов: 1. Общие требования к личности педагога. 2. Взаимоотношения педагога с учениками. 3. Взаимоотношения между педагогами. 4. Взаимоотношения педагогов с законными представителями учеников.
Среди требований, например, такие: педагог должен спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки, стремиться к бесконфликтному разрешению любых спорных вопросов. Он не имеет права размещать в интернете информацию, которая может навредить ребенку, быть тенденциозным, публично критиковать ребенка и его семью. Неприемлемо никакое насилие, включая моральное. Нельзя унижать коллег в присутствии учеников и других лиц или обсуждать их недостатки. Одеваться рекомендуется в деловом стиле.
Прочитать полный текст можно на сайте Министерства образования.

Многие посмеиваются из-за ажиотажа с зарплатами, а я вижу другое: издерганных, измученных всевозможными угрозами и проверками учителей, которым часто некогда учить из-за множества «должна/должен», в семьи которых из-за любимой работы нередко приходит разлад и которые готовы испугаться заранее, потому что в большинстве ситуаций, увы, виноватыми и наказанными остаются именно они. Лично я твердо уверена, что в Бобруйске отличные дети и учителя, и у нашего образования есть будущее, но и общество должно внести свою лепту. Дети чутко улавливают все плохое и хорошее. Приведу еще пару случаев из своего опыта.

Парень, 11-й класс, отличник и всеобщий любимец, пинает ногами кусок хлеба по коридору. Знаете, что ответил на замечание?

– Его ж завались в магазинах, уважать хлеб – за что, что за бред?!

Нет, он не задумывается о том, откуда берется хлеб или деньги на его покупку, а тем более о том, что в мире до сих пор умирают от голода. И да, дома у них принято недоеденный хлеб каждый день выбрасывать в мусорку. Предложите своему ребенку простой тест – это к слову о вечных ценностях – понаблюдайте, как он поступит с остатками хлеба.

Другая ситуация. Мальчишки-восьмиклассники, завзятые хулиганы, «довели» новую учительницу, а когда она решила их наказать, просто сбежали. На мой вопрос, почему, ответили, что она кричит.

– Но ведь не только она на вас кричит, вы же мертвого способны довести!

– А вы по-разному кричите: все вы – для нашей пользы, а она – зло, язвительно, чтобы унизить. За это мы ее не уважаем.

Устами младенца... Многие ностальгируют по советскому образованию, а вы помните, как мы уважали учителя? Часто резкого, строгого, от которого дрожь в коленках? Не массовика-затейника для инфантильных детишек-акселератов, которого, кажется, многие хотят видеть у доски, а требовательного профессионала своего дела?

Хорошо там, где нас нет – легко судить издалека. Учитель во все времена был эталоном, поэтому недопустимо опускать эту высокую планку. В конечном итоге, это реальный вклад в тех, кто будет ходить по улицам рядом с нами в скором будущем, как бы банально это ни звучало. И помнить об этом должны все: и семья, и солидное начальство, и сам учитель».