В Нидерландах начался суд по делу о сбитом в 2014-м над Украиной самолете (прямой эфир)

2758
Артём ЛУКЬЯНОВИЧ. Фото AFP
«Боинг-777» рейса MH17 «Малайзийских авиалиний», следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области Украины. Погибли 298 человек – граждане 10 государств. Объединенная следственная группа пришла к выводу, что самолет сбили сепаратистские боевики Донбасса из привезенной для них из России установки БУК.

Судебный процесс открытый, но фото и видеозапись из зала суда запрещена, будет позволено снимать только некоторые моменты с разрешения судьи. «Настоящее время» вело прямой эфир из Гааги и интервью с различными экспертами.

Следствие в 2019 году пришло к выводу, что самолёт рейса MH17 был сбит ракетой из пусковой зенитно-ракетной установки «Бук», принадлежавшей 53-й зенитной ракетной бригаде Вооружённых сил РФ, размещенной в Курске. Установка была доставлена из Курской области РФ на окуппированную часть Донбасса, откуда с места около поселка Снежное был осуществлен пуск ракеты, а после сбития авиалайнера ЗРК вернули в Россию. Отмечается, что такая операция была бы невозможна без прямого разрешения и участия высших военных чинов РФ.

Обвиняемые – трое россиян: бывший «министр обороны ДНР» Игорь Гиркин (Стрелков), генерал-майор Сергей Дубинский (по кличке Хмурый), полковник Олег Пулатов (Гюрза), и один гражданин Украины Леонид Харченко (Крот). Они объявлены в международный розыск, скрываются на территории России, на суде их будут представлять их адвокаты.

Отмечается, что есть три уровня подозреваемых: те, кто непосредственно нажимал на кнопку запуска ракеты и направил ее на пассажирский самолет (их имена пока не известны), те, кто был ответственен за доставку российского ЗРК в Украину (они и являются сейчас первыми обвиняемыми), и те, кто разрабатывал эту операцию, давал команду на перемещение оружия на территорию Украины и его использование – и это могут быть вплоть до министра обороны и президента РФ.

Важным свидетелем по делу сбитого самолета является «начальник ПВО Славянской бригады ДНР» Владимир Цемах, задержанный спецслужбами Украины в Снежном и вывезенный в Киев. Он был гражданином Украины, но Россия требовала его выдачи. Расследователь Bellingcat Христо Грозев собщал, что «из Москвы поступил ультиматум – если не будет внесен в списки господин Цемах, то никто из 33 осужденных (в России) не будет освобожден». Главный прокурор Нидерландов призвал Украину не передавать России Цемаха, но 7 сентября в рамках обмена пленными Украина его выдала России.

Прокуратура Нидерландов объявляет имена первых обвиняемых по делу катастрофы рейса MH17 Malaysia Airlines. 19.06.2019
Прокуратура Нидерландов объявляет имена первых обвиняемых по делу катастрофы рейса MH17 Malaysia Airlines. 19.06.2019

Россия все эти пять с половиной лет категорически отвергает свою причастность к преступлению, выдвинув за это время множество самых разноообразных версий – то Боинг сбили из украинского БУКа, а хотели сбить самолет с Путиным, то украинские истребители, которых якобы видел испанский диспетчер киевского аэропорта Борисполь (весной 2018-го журналисты румынского RISE Project нашли того «диспетчера Карлоса» – Хосе Карлоса Бариос Санчеса, который за пару месяцев до этой катастрофы уже фигурировал в сюжете телеканала Russia Today как «житель Украины», которому будто бы пришлось уехать «из-за угроз со стороны сторонников Евромайдана». Хосе Карлос Бариос Санчес заявил журналистам, что получил 48 тысяч долларов от представителей Москвы за роль «испанского диспетчера».

А в день катастрофы российские телеканалы со ссылкой на «ополченцев ДНР» сообщили об «успехе ополченцев» , что те сбили украинский военный транспортный самолет. Когда оказалось, что это пассажирский международный рейс, эти сообщения были удалены, и стали появляться различные версии вины Украины.

Воздушное пространство над зоной конфликта было закрыто украинскими властями для полётов гражданской авиации с 14 июля 2014 до эшелона FL320 (9750 метров). Европейская организация по безопасности воздушной навигации указывает, что на маршруте следования лайнера пространство было закрыто украинскими властями до эшелона FL320, а самолет следовал на эшелоне FL330 (10 050 метров), где полёты были разрешены. В ночь на 17 июля, за 17 часов до катастрофы, Россия ввела ограничения для полетов гражданской авиации в сопредельном с Украиной российском воздушном пространстве до высоты более 16 км (до эшелона FL530), что сопоставимо с максимальной высотой поражения зенитного ракетного комплекса «Бук» (около 18 км). Forbes напоминает, что до 17 июля Россия никак не реагировала на введения Украиной всё новых запретов на полеты, над своей территорией летать не запрещала, а как только запретила - на высоте, простреливаемой БУКом, так сразу на этой высоте был сбит самолет. На вопрос голландских экспертов DSB о причине введения Россией запрета выше украинского, и именно до высоты более 16 километров, Россия так ничего и не ответила.

Пророссийские боевики на месте падения останков сбитого самолета 17.07.2014
Пророссийские боевики на месте падения останков сбитого самолета 17.07.2014

Суд проходит в Гааге, но это не Международный трибунал ООН, который также обычно проходит в Гааге. Несколько стран, чьи граждане погибли в сбитом самолете, требовали именно международного трибунала. Но Россия заблокировала эту инициативу, воспользовавшись своим правом вето в Совете Безопасности ООН. Тогда власти Нидерландов решили провести процесс в рамках национального законодательства, поскольку большинство погибших – граждане Нидерландов. Ожидается, что процесс будет идти больше года. Суд зарезервировал для слушаний 25 недель, ближайшие: 9–13 и 23–27 марта.

В связи с повышенным общественным интересом место слушаний перенесено из здания Окружного суда Гааги в Юридический комплекс у аэропорта Схипхолл. Именно их этого аэропорта 17 июля 2014 года взлетел авиалайнер рейса МН17...

Пустые кресла перед посольством РФ в Нидерландах. Акция родственников жертв перед началом судебного процесса.
Пустые кресла перед посольством РФ в Нидерландах. Акция родственников жертв перед началом судебного процесса.