«Халтура не пройдет». О примерах решения строительно-технических проблем рассказала судебный эксперт

3500
Ирина РЯБОВА. Фото: Александр ЧУГУЕВ
В жизни всякое бывает. Например, люди не могут полюбовно разделить наследуемый дом и участок, и требуется помощь специалиста. Или рабочие некачественно провели ремонт в вашей квартире, и вы думаете, как это доказать. Или вас затопили, и необходимо определить ущерб.

Во всех этих случаях на помощь придет эксперт в строительно-технической области – такой специалист работает в Бобруйском межрайоотделе Госкомитета судебных экспертиз. Мы попросили Елену Овчинникову поделиться опытом решения сложных житейских проблем.

17.02.2020. Государственный судебный эксперт сектора специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Бобруйского межрайонного отдела ГК судебных
17.02.2020. Государственный судебный эксперт сектора специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Бобруйского межрайонного отдела ГК судебных экспертиз Елена Овчинникова.
СПРАВКА. Елена Овчинникова окончила Бобруйский агроэкономический колледж и БНТУ по одной специальности: «Промышленное и гражданское строительство». Работала в НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы при Министерстве юстиции Беларуси.

«Буду пользоваться землей, как хочу»

Самым распространенным видом строительно-технической экспертизы является раздел домовладений и прилегающих к ним участков.

– К примеру, разведенные супруги через суд делят совместно нажитое имущество, – рассказывает Елена Викторовна. – Суд должен определить, какую долю недвижимости получит каждый. Например, строго по половине или – одному две трети, другому – треть. А эксперт производит этот раздел, что называется, в натуре.

Бывает, что в наследство вступает несколько наследников. Кто-то хочет жить в этом доме, а кто-то намерен продать свою долю. Если они не могут решить вопрос полюбовно, то, по определению суда, за дело берется судебный эксперт.

– Недавно был случай такого раздела, – продолжает Елена Викторовна. – Муж с женой развелись еще в советские времена. Жене досталась часть дома и земельного участка, а свою часть муж продал. Новые собственники его половины много лет пользовались землей по давно устоявшемуся порядку. Но в один прекрасный момент вдруг осознали, что по факту могли бы пользоваться гораздо большей площадью. Они обратились в землеустроительную службу, их предположения подтвердились. Но бывшая супруга заявила: «Буду пользоваться землей, как хочу». Тогда соседи обратились в суд. В результате я определила порядок пользования земельным участком, практически идентичный тому, который разработала землеустроительная служба.

Выяснилось, что ответчица много лет пользовалась восемью сотками вместо принадлежащих ей по закону шести.

Захват по-соседски

  • Типичная ситуация: соседи не могут поделить между собой участок земли. Один уверен, что забор стоит неправильно, и сосед «захватил» его территорию. Суд в этом случае непременно обратится с вопросом к эксперту: соответствует ли фактическая граница и размер земельного участка правоустанавливающим документам? К слову, пока в Бобруйске нет оборудования для установления границ земельных участков, поэтому привлекаются специалисты из Минска.

Заключал договоры на ремонт туалета, брал предоплату и исчезал

Еще одна типичная ситуация: новоселы подписывают акт приемки квартиры, но не уверены в качестве выполненных работ. В этом случае они могут заключить договор с экспертом, и последний на платной основе найдет дефекты (при их наличии) и укажет их в своем заключении. При наличии такого документа собственник квартиры имеет все права требовать устранения недоделок.

Аналогичные ситуации могут быть и в том случае, когда человек заказал какие-то строительно-монтажные работы у ИП или организации – к примеру, только отделку, штукатурку и т. д.

– Недавно организация проводила работы по утеплению чердачного перекрытия школы, – приводит еще один пример из практики Елена Овчинникова. – Заказчик был уверен, что работы проведены некачественно и не в полном объеме, и обратился в суд. Эксперт же установил, что все работы были выполнены по нормам, в соответствии с проектом.

17.02.2020. Государственный судебный эксперт сектора специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Бобруйского межрайонного отдела ГК судебных
17.02.2020. Государственный судебный эксперт сектора специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Бобруйского межрайонного отдела ГК судебных экспертиз Елена Овчинникова.

В прошлом году суд рассматривал дело мошенника-афериста в строительной сфере. Мужчина официально заключал с потребителями договоры, например, на ремонт санузла. В договоре был перечислен объем работ: облицовка плиткой, замена унитаза, подшивка потолка, зашивка стояков и т.п. Исполнитель брал предоплату в размере 50 процентов. Начинал работы и… исчезал: отключал телефон либо выходил на связь, но не появлялся. Пострадавших от его действий был не один десяток – в Бобруйске, Минске и других городах. Суд поручил эксперту определить объем выполненных по факту работ и соответствие их перечню, указанному в договоре.

Сколько стоит экспертиза?

  • Если заказчик строительно-технической экспертизы МВД, Следственный комитет, то экспертиза проводится бесплатно. В остальных случаях – по 100-процентной предоплате.
  • Если экспертизу назначает суд, то оплачивает ее тот, на кого суд возложил это обязательство.
  • В среднем один час работы эксперта стоит 22 руб. 58 коп., это без учета рентабельности, эксплуатации, амортизации оборудования и пр. В каждом случае стоимость индивидуальна. К примеру, экспертиза по физическому износу двух стен гаража обошлась заказчику в 300 рублей. А экспертиза по определению качества строительства всего жилого дома – в 1 200 рублей, и это не предел.

Во время ремонта поджег дом на соседнем участке

Определить стоимость ущерба – еще одно направление работы специалиста в области строительно-технической экспертизы. К примеру, сосед затопил соседа, или коммунальная организация проводила испытания и в результате причинила вред жильцу.

В практике Елены Викторовны было такое дело. Бобруйчанин проводил ремонтные работы у себя во дворе и, сам того не желая, поджег деревянный домик на соседнем участке. Строение уже непригодно для проживания. Сосед предъявил ему иск. «Вредитель», вроде, не спорит, что виноват, но не согласен с суммой, которую требует через суд пострадавший (он хочет построить новый аналогичный дом). Понять, насколько адекватна требуемая сумма, обязан эксперт.

Цена вопроса – камень преткновения во многих делах, замечает Елена Овчинникова. Например, у дома два собственника, один хочет выкупить у другого его часть, но они не сходятся в цене. Оба заказывают рыночную оценку в частных фирмах, но она оказывается разной! Собственники идут в суд, который назначает государственную экспертизу. Эксперт с помощью утвержденных методик определяет разницу между стоимостью объекта до пожара (залития), после пожара (залития) или посредством специальной сметной программы. Для вынесения решения судом берется сумма, которую эксперт считает наиболее объективной и адекватной.

Не во всех случаях эксперт может определить качество выполненных работ:

– Так, натяжные потолки в нашей стране пока еще не являются объектом для экспертизы, потому что в Беларуси еще нет на них норм, – поясняет Елена Викторовна. – Проблематично также установить причину затекания стыков. Потому что стены (в основном панельные дома этим «грешат») – многослойная конструкция, где вода может затекать в одном углу, а потом, по каким-то своим путям, вытекает в другом. В процессе осмотра установить, где она затекла, практически невозможно.

Две стены гаража

К счастью, редко, но все же приходится экспертам участвовать и в рассмотрении дел о несчастных случаях на строительстве.

– В прошлом году двое рабочих упали с высоты при работах на одной из школ города, – приводит пример Елена Овчинникова. – Подмости под ними «сложились». Один из мужчин получил незначительные повреждения, второй сломал руку. Я определяла соответствие этих подмостей техническим документами на них и отвечала на вопросы о возможных причинах ЧП.

Эксперта редко чем можно удивить, но… можно.

– Недавно мужчина попросил определить процент износа двух стен в гараже. Меня удивило: почему именно двух? – рассказывает Елена Овчинникова. – Выяснилось, что они смежные с другими гаражами, он их не строил. А соседи, которые строили эти две стены, выставили ему счет: ты нам должен уплатить за них столько-то. Он был не согласен с этой суммой, потому и пришел за помощью к эксперту.

17.02.2020. Государственный судебный эксперт сектора специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Бобруйского межрайонного отдела ГК судебных
17.02.2020. Государственный судебный эксперт сектора специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Бобруйского межрайонного отдела ГК судебных экспертиз Елена Овчинникова

Плюс – мама троих детей

Глядя на Елену Овчинникову, диву даешься, как молодая и красивая женщина может работать по такой «не женской» специальности. Еще больше удивляешься, когда узнаешь, что Елена Викторовна воспитывает троих детей – 12-ти, 7-ми и 4-х лет!

– Я многое умею делать сама, но считаю, что женщина не должна этим заниматься на практике. На работе я сама не ношу тяжестей, не копаю, – улыбается Елена Викторовна. – Никогда не злоупотребляю своим служебным положением, но, когда ко мне домой приходят люди класть плитку или штукатурить стены, я им сразу говорю: «Я хорошо разбираюсь в строительстве, и халтура здесь не пройдет»… Конечно, тяжело совмещать такую работу с воспитанием детей. Тем более, что муж мой работает далеко и дома бывает редко. Спасибо, помогают бабушки. И дети у меня замечательные, они достаточно самостоятельные, помогают мне. Для них мамин авторитет непререкаем.