Почему они уезжают. Истории бобруйских трудовых мигрантов

7650
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Инфографика автора.
По официальным данным, в 2019 году на работу за границу уехали 8 940 граждан Беларуси. Большую часть из этого числа составили мужчины (6 369 человек).

Штукатур Никита

Никите Аврамчику 24 года, он штукатур и плиточник-облицовщик. Последние два года работал вахтовым методом в России.

Ездить на заработки за границу Никита стал для того, чтобы купить для своей семьи квартиру в Бобруйске. Отсутствовать дома приходилось по месяцу-полтора. Печальный парадокс – именно из-за этих «вахт», из-за того, что стал меньше времени проводить с женой и сыном, в семье начался разлад, и, в итоге, Никита развелся. Из-за этого, говорит, многие «вахтовики» остаются одни:

– Я знаю, что некоторые, кто уезжает на заработки, изменяют там своим женам. Фактически начинают жить на две семьи.

Наиболее популярные страны у Белорусов для выезда на работу (по официальной статистике МВД). В статистике МВД учтены только граждане, выезжающие на работу за границу
Наиболее популярные страны у Белорусов для выезда на работу (по официальной статистике МВД). В статистике МВД учтены только граждане, выезжающие на работу за границу через организации, имеющие лицензию на трудоустройство за пределами РБ.

Квартиру Никита все-таки купил, но живет в ней один.

– В Беларуси я на квартиру заработать бы не смог, – считает он. – На заводе у нас зарплата была 250 долларов, а я за 15 дней в России зарабатывал 500. А водитель на «Роснефти», например, за вахту может заработать около 100 тысяч российских (3 480 бел. руб. – прим. ред.), но это не учитывая расходов на жилье и еду.

Первый раз выезжать в Россию было страшно, признается Никита:

– Понимаешь, что там ты – чужой, и никто тебе, в случае чего, не поможет. Боялся, что могут обмануть, не заплатить.

И такие случаи были, правда, с другими:

– Один белорус отработал 30 дней, ему завтра уезжать, а его сегодня застают выпившим в общежитии, дают 15 тысяч и отправляют домой. Все по закону: мы не имеем права пить спиртное в общежитии.

Еще один знакомый Никиты шел из Москвы в Бобруйск пешком – ему работодатель не заплатил вообще. Повезло, что на трассе попадались водители из Бобруйска.

Иногда люди рискуют не только деньгами. К примеру, Никита был свидетелем того, как на одном из предприятий «Роснефти» трое белорусов умерли от отравления парами бензина из-за несоблюдения техники безопасности.

Ездить на работу в Россию Никита предпочитает от организаций с лицензией. Считает, что так надежнее. Например, на Орловском мясокомбинате, куда он ездил много раз, работодатель представлял вполне нормальные условия проживания (в общежитии) и даже двухразовое питание в столовой. Туда он поехал в качестве подсобного рабочего, а на деле выполнял разные функции – от обвальщика до экспедитора.

В Рязани пришлось хуже – работал полтора месяца вместо заявленного одного, да и условия оставляли желать лучшего:

– Это был настоящий клоповник. Серьезно, у меня под подушкой жили клопы.

Неудачной была и попытка трудоустройства в Москве – приехал, а на месте оказалось, что наниматель не платит работникам зарплату уже восемь месяцев. Пришлось срочно отказываться и снова ехать на хороший Орловский мясокомбинат.

– Мы – дешевая рабсила, при одинаковых навыках, – рассуждает Никита. – Российский строитель может и отказаться работать за 40 тысяч в месяц (1 390 бел. руб. – прим. ред.), а для белоруса это хорошая зарплата.

Относятся к «понаехавшим» в России по-разному. Например, в Москве Никиту с первого дня стали называть «гастрабайтером» и почему-то «хохлом». А от города Орла у него остались самые прекрасные воспоминания.

Сейчас Никита временно не ездит на заработки в Россию – решил заняться тем, к чему душа давно лежала – музыкой, пишет песни.

Дальнобойщик Николай

30-летний Николай по профессии экономист, и до того, как стать водителем-международником, руководил бобруйским филиалом фирмы-производителя дверей и домофонных систем. После того как дела на фирме пошли хуже, мужчина решил сменить сферу деятельности, и вот уже 8,5 лет крутит баранку. Как и его отец, который всю жизнь водит большегрузы. Начинал Николай с белорусской фирмой-перевозчиком, а сейчас трудится на литовскую. Вместе с ним там работает еще около ста белорусов, и – удивительно, но факт: 80 процентов из них – бобруйчане.

Зимняя дорога в России. Фото из кабины Николая
Зимняя дорога в России. Фото из кабины Николая

Отправил в дорогу Николая тоже жилищный вопрос, а еще желание жить, не экономя.

– Как можно человеку, работающему в две смены на заводе, платить 600 рублей? – задает он вопрос. – Труд обесценивается. Я работал на государственных предприятиях, знаю.

Рабочий график бобруйско-литовского дальнобойщика такой: шесть недель на работе – три недели дома. Правда, однажды пришлось провести в дороге аж три месяца кряду. А когда работал еще на белорусскую фирму, раз простоял на пограничной таможне... 32 дня! Учитывая, что тогда работодатель платил водителю просто за километраж, это была жесть.

Сейчас же у Николая оплата посуточная. В среднем в Литве дальнобойщикам, по его словам, платят 60-70 евро в сутки.

Европейцы в целом нормально относятся к гастарбайтерам, считает Николай:

– В первую очередь, важно, какой ты человек. И только потом, кто ты по национальности.

Специально учить языки водителю большегруза тоже не пришлось: хватило базового уровня английского.

Жена поначалу переживала, особенно когда муж уезжал в рейс по непростым дорогам СНГ. Сейчас уже привыкла, тем более что Николай ездит исключительно по Европе, где почти на каждой стоянке есть душ и стиральная машинка, везде есть связь, да и дороги не в пример российской глубинке. А на время отдыха (по европейским стандартам, раз в неделю дальнобойщик должен отдыхать 24-45 часов) компания снимает для водителя номер в отеле.

– Больше не хватает домашней атмосферы и жены, – признается Николай. – А еще тяжело – узнать в рейсе, что кого-то из твоих близких не стало... В таком случае у нас водителю ищут замену, а сам он едет в ближайший аэропорт.

топ-3 регионов Беларуси по количеству эмигрантов (по официальной статистике МВД). В статистике МВД учтены только граждане, выезжающие на работу за границу через
топ-3 регионов Беларуси по количеству эмигрантов (по официальной статистике МВД). В статистике МВД учтены только граждане, выезжающие на работу за границу через организации, имеющие лицензию на трудоустройство за пределами РБ.

Водитель погрузчика Александр

Работу водителя погрузчика на складе крепежной продукции в Москве Александр нашел через знакомых, ездит туда уже около пяти лет.

Рабочие смены у белоруса – исключительно ночные (днем работают россияне), с семи вечера до восьми утра. Одна вахта длится 2,5 недели с выходными субботой и воскресеньем, потом столько же – дома и снова на вахту.

– Как только время подходит уезжать на работу, мой организм уже сам перестраивается в «ночной режим», – шутит Саша.

Он признается, что, работая за границей, вдали от семьи, устает больше морально:

– Нам снимают трехкомнатную квартиру на десять человек, и с этими людьми ты, по сути, постоянно рядом. Как моряки на корабле. К концу вахты напряжение растет. До драк не доходит, но ругаемся.

Решение работать за границей Саша принял потому, что хочет купить свою квартиру.

– Вот, скажите, с нашими зарплатами можно себе построить или купить квартиру? – риторически вопрошает он. – Нет. А в России можно хоть как-то заработать и что-то отложить.

Где работают мигранты из Беларуси (по официальной статистике МВД). В статистике МВД учтены только граждане, выезжающие на работу за границу через организации, имеющие
Где работают мигранты из Беларуси (по официальной статистике МВД). В статистике МВД учтены только граждане, выезжающие на работу за границу через организации, имеющие лицензию на трудоустройство за пределами РБ.

Например, Александр за две с половиной недели ночных смен получает «столько, сколько в Бобруйске на аналогичной должности заработал бы за месяц-полтора». В среднем за одну поездку выходит 30 тысяч российских рублей (1 044 бел. руб. – прим. ред.). Из-за этого он готов терпеть и нелицеприятное отношение к приезжим в столице России: «В Москве люди злые».

На вахту в Москву Александр везет с собой и самые основные продукты – крупы, макароны, мясо. Это позволяет экономить деньги, поскольку в столице России продукты дороже.

Правда, иногда зарплату водителю погрузчика выдают не сразу всю, а частями. Особенно после пожара, который был на складе несколько лет назад, когда сгорела большая часть дорогого товара.

Да и здоровье после таких вахт уже начинает пошаливать: склады не отапливаются, работают в постоянном холоде, в пыли.

Александр уверен: отчасти в том, что в свои 36 он все еще без семьи, тоже виновата работа за границей.

– Не каждая женщина готова постоянно ждать мужа с вахты. Уверен, что такие долгие разлуки ни к чему хорошему не приведут.

В тему

Ирина Синкевич, директор кадрового агентства «ПрестижПерсонал», специализирующегося на трудоустройстве в России:

– На опыте нашего агентства могу сказать, что в последние два года в Россию стало выезжать чуть меньше людей. Но это не связано с тем, что люди перестали хотеть зарабатывать. Скорее, изменилось направление заработка, гастарбайтеры стали осваивать новые регионы – Литву, Польшу, Чехию.

В то же время многие боятся ехать работать в Европу – языковой барьер, менталитет, виза. Есть и те, кто съездил в Европу и вернулся в Россию.

Светлана Мацкевич, пиар-менеджер «Ла Страда Беларусь» (программы по безопасной миграции):

– Вопрос трудовой миграции актуален всегда. У нас есть собственный рейтинг стран. Чаще всего люди обращаются по вопросам трудоустройства в Польше, на втором месте у белорусов – Германия, на третьем – Россия.

К примеру, по данным Министерства статистики Польши, в 2018 году более 100 тысяч белорусов получило разрешение на работу в этой стране.

Пройдите тест, чтобы узнать, получится ли у вас без проблем трудоустроится в другой стране: