Куда-нибудь «рвануть»
– Несколько слов о себе: зовут меня Андрей Новицкий, мне 40 лет. Образование высшее экономическое, по специальности – финансист, не женат, – представляется мой собеседник. – В Беларуси осталась мама. Сейчас живу в Чикаго. Сразу оговорюсь, на данный момент США для меня – трудовая вахта. Моя жизнь тут проходит в очень узком, субъективном коридоре обозрения. Не претендую выдать полную, целостную картину, как говорят, «срез американского общества». Охотно допускаю наличие других мнений и опыта.
Андрей уехал в США в 2017 году, выиграл грин-карту, в розыгрыше участвовал около семи лет. Навязчивая идея «куда-нибудь рвануть», говорит, наконец, чудесным образом совпала с возможностью. Андрей был уверен: на новом месте все будет по-другому, ужасно интересно, а главное – прекрасно.
Подготовка к переезду
Подготовка к переезду (за исключением сбора необходимых документов) в основном, состояла из:
- аврального окончания строительства коробки дома, начатого задолго «до». Перед отъездом нужно было достроить второй этаж и накрыться крышей,
- продажи автомобиля,
- изыскания иных средств на дорогу,
- изучения «с нуля» английского языка.
Параллельно забронировал через контакт в вайбере койко-место на первые три дня в хостеле («страшной убитой трехкомнатной американской квартире»).
Что вам желательно взять с собой (советы Андрея):
- «Оптимизм – это самое важное, чтобы не опускать голову, столкнувшись с трудностями. Конфузов и проблем, естественно, будет предостаточно. Ко всем вопросам, в зависимости от сложности, как всегда, относимся с юмором, если не помогает – философски, в крайних случаях – включаем пофигизм».
- «Умение или хотя бы желание что-то делать. Со спецами везде напряженно, США – не исключение. Ваши профессиональные навыки – ваша востребованность в системе».
- «Знание английского. Вы не пропадете, даже будучи глухонемым, но способность изъясняться, а главное – понимать, серьезно облегчит вам жизнь».
- «Деньги. Их мало не бывает. На первоначальное обустройство достаточно нескольких тысяч, не помешает такая же заначка – на страховой случай».
- «Аптечку (я вез килограмма три лекарств, «на всякий пожарный», таможня дала «добро»)».
Прибытие
– По прибытии на место первый встречный таксист ознакомил меня со всеми реалиями гораздо быстрее и наглядней.
Местом высадки выбрал Нью-Йорк, поскольку в городе большая русскоговорящая диаспора, значит, если с «инглишем» не срастется совсем, можно будет найти хоть какую-то работу, чтобы удержаться на плаву. Сомнений в правильности решения не было тогда, нет их и сейчас.
Работа
– Искал работу через сайт газеты «Русская реклама». Рассматривал вакансии, не требующие квалификации и знания языка, их там достаточно. Устроился, в итоге, через знакомого знакомых моей мамы. Главная трудность – неимение какого-либо серьезного опыта в какой-либо трудовой профессии (всю жизнь занимался торговлей). За время пребывания в США работал в четырех местах (три строительные компании, одна – транспортная).
Начинал с 15 долларов в час, быстро дорос до 20 долларов (38-40 часов в неделю) – на стройке устанавливали системы кондиционирования воздуха. Сначала был разнорабочим, потом чуть поднабрался полезных навыков и уже дальше – в других компаниях – шел как человек с опытом. Параллельно учился на водителя фуры, разумеется, с тех пор заработная плата увеличилась в разы, но и работа свелась к графику 24/7.
Для того, чтобы работать легально, нужно разрешение на работу, в моем случае оно было. Плохо знаю, с какими трудностями сталкиваются люди без документов, но, как минимум, работодатель, ссылаясь на это обстоятельство, может опустить планку стартовой зарплаты на пару долларов. Совет: шлите такого к черту. Во всех бригадах половина коллег была без статуса, и получали мы одинаково. Про диплом и портфолио меня, по понятным причинам, не спрашивали. Иностранное водительское удостоверение действует шесть месяцев, и то – только для легкового автомобиля. Русскоговорящие наниматели к белорусам относятся хорошо. Чтобы не заплатили за работу – в моем случае такого не было, но со знакомыми, к сожалению, случалось.
Две особенности в работе в США, которые бросились в глаза сразу:
- Режим труда и отдыха – святое, вообще, пунктуальность во времени – норма.
- Удивительно толерантные надзорные органы: у нас бы такие стройки закрыли на второй день.
Ожидания столкнуться с какой-то особо эффективной организацией труда, экономией ресурсов, отсутствием халтуры, праздности, разгильдяйства не оправдались: все, как у нас, только вместо спиртного – каннабис.
Но работать здесь легче. К качеству сильно придираться не принято. Если не понравится, в следующий раз вам не позвонят, этого достаточно. Соотношение заработанные деньги/затраченная энергия – в пользу США однозначно. Приятным открытием стало, что белорусы – не ленивые, не тупые и не криворукие, еще и фору дадим другим.
Расходы
– Приведу несколько примеров ежемесячных статей расходов, в долларах, разумеется.
Аренда жилья – $500 (за эти деньги я снимал полкомнаты в Бруклине, небольшую квартирку в полуподвале в Нью-Джерси-сити и половину небольшого дома на двоих в Чикаго).
Связь – $50-100 (в зависимости от оператора и услуг).
Питание – $1 200 (готовил еду сам, с редкими перекусами фастфудом и кофе, сюда включены также сладости, фрукты, сигареты и виски).
Транспорт – $200 (метро, автобус + пару поездок на Uber).
Развлечения разные бывают: одни в кино ходят, другие на охоту в горы летают. Уровень даже минимальных зарплат позволит вам провести выходные, где и как вы хотите, вопрос в наличии свободного времени. Хорошо любителям музеев, зоо- и ботанических садов – доступно, часто совсем бесплатно. Средняя цена на бродвейский мюзикл – 90 долларов.
Одежда, электроника стоят примерно белорусских денег. Достаточно дороги натуральные вкусные продукты питания и очень дороги любые услуги.
Андрей советует:
- «С сервисом лучше не связываться (автомеханики, сантехники, электрики и т.д.). Причем, заплатив нормальные деньги, на выходе получите результат, хорошо если на «троечку».
- «Про адаптацию и ностальгию – очень индивидуально. Интернет и открытые границы, по-моему, свели эти проблемы к минимуму. Но Беларусь издалека покажется еще милее, еще роднее – это точно, не сомневайтесь. Я люблю иногда немного погрустить о Родине, считаю это приятным бонусом, голова только утром побаливает».
- «С коммуникацией проблема одна – язык: мне, например, адски тяжело решать текущие вопросы по телефону с банками, страховыми и другими учреждениями. Но и эту сложность, во всяком случае на низшем уровне, не стоит переоценивать, в нью-йоркских отделениях часто есть наши, в Чикаго – поляки».
Люди
– Люди – везде люди, ситуации между ними типовые, и решаются примерно одинаково.
Из хорошего не могу не отметить тотальную доброжелательность, пускай и формальную, по мне лучше так, чем чистосердечное хамство с порога. И низкая агрессия, даже на дорогах.
Вы даже не представляете, сколько жизненных сил можно сэкономить, не тратя их впустую на крики, надувание щек, не говоря уже о рукоприкладстве. Здесь «коники» – признак неадекватного человека, а значит – опасности, и последствия могут быть самыми серьезными.
История, которую знаю с чужих слов. Работал дальнобойщиком наш парнишка, очень дерзкий и шустрый, нахрапом и «распальцовкой» ускорявший решение некоторых рабочих моментов в свою пользу. Его чуть быстрее грузили, еще быстрее выгружали, уступали место на паркинге. Местные к такой модели поведения не привыкли и часто пасовали. Все шло замечательно, пока он не наехал на какую-то кладовщицу, та испугалась и вызвала полицию. Они просмотрели камеры наблюдения и забрали дебошира с формулировкой «агрессивное поведение», закрыли на пару дней в клетку, там выяснилось, что не все миграционные документы в порядке, отправили его этапом в миграционную тюрьму, там еще «промурыжили»... Короче, он умер, от нервов. Не могу ручаться за каждое слово, но история очень правдоподобная.
Именно в Америке понял, что белорусы – красивые, умные люди, живущие в краю с замечательной природой и климатом, отличной национальной кухней, но с огромным комплексом неполноценности.
С натуральными американцами я контактирую по работе, снимал нижний этаж у семейной пары. Что сказать? Хорошие люди, как все мы, когда у нас все хорошо. По моим наблюдениям, для них белорусы – это те же русские, нас всех «палит» какой-то дикий славянский акцент (такой же у поляков, югославов и чехов). Чего там Бобруйск или Брест, про город Минск мало кто слышал, но из вежливости скажут: «Minsk!? Way! Cool!»
К чем там трудно привыкнуть белорусу
– Я лично не смог привыкнуть к местной еде: все жареное, с усилителями вкуса, с неимоверным количеством соли, перцев и сахара. Что-то подобрать для себя удается только в больших супермаркетах.
В малых городах почти полностью отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, все передвижение только на машине.
Эстетически угнетает низкий процент красивых женщин, и чем дальше от больших городов, тем ситуация хуже.
Америка как есть
– Нью-Йорк – город современный, одна плотность воздушного движения чего стоит. Город удивляет национальным многообразием, кого тут только нет: от кварталов Старой Европы (Франция, Голландия, Италия) до ребят, которые еще вчера стояли в поле индийского Пенджаба или Африки, причем, вот в чем стояли, в том и приехали.
Удивительно, но Америка, даже в городах, кишит дикой живностью. Олени и косули ходят по промышленным зонам. Орлы и утки в небе. Еноты, огромные суслики, броненосцы затаились в палисадниках частного сектора. На каждой ветке – две белки, минимум, а бобры делают дамбы прямо в сточной канаве.
Из негатива: обилие мусора, тараканы, крысы. Яркий пример – метро: загаженное, с бомжами и попрошайками. В Беларуси от таких попутчиков человеческой жизнедеятельности уже поотвыкли.
Вместо резюме
– Возвращаться на Родину я планирую, и часто. Тем, кто хочет поехать, скажу – езжайте обязательно, посмотрите, попробуйте, может, ваше, а может, и нет, не понравится – вернетесь назад. Наука установила: пространство – штука относительная, зачем так зацикливаться на кем-то нарисованных границах и флажках? Птички летают туда-сюда и не парятся, а человек чем хуже птах?
В целом, меня Америка приняла хорошо, можно сказать, пригрела и сильно «по голове» не била... Пока, во всяком случае.