Собственно, с инициативы самих инвалидов всё и началось. Больше месяца назад координатор проектов ООИ «Особый мир» Марина Абазовик обратилась в Бобруйский горисполком с идеей внедрения информационной системы, ориентированной на инвалидов по зрению. Ведь в Бобруйске таковых более пятисот человек.
Одна из многочисленных проблем, с которыми слепые люди сталкиваются в повседневной жизни — перемещение по городу. И если пешком худо-бедно они научились передвигаться по знакомым маршрутам, то с общественным транспортом всё сложнее: какой автобус подъехал, на какой остановке выходить, где сделать пересадку — тут без посторонней помощи не обойтись.
Помочь в этом деле могут компьютерные технологии. Сегодня смартфон есть в кармане практически у каждого, а в нем — приложения для разных нужд. Одно из таких — «Bustime: Время Автобуса» от разработчиков из российского Новосибирска. Программа позволяет в реальном времени отслеживать движение городского транспорта, узнавать расписание, время ожидания автобуса или троллейбуса.
Казалось бы, в наше время этим уже никого не удивишь. Такой же функционал предлагают и аналоги, в том числе приложения от известного информационного гиганта. Но Bustime имеет особенность. Программа полностью адаптирована для людей с проблемами зрения. Все действия пользователя проговариваются, интерфейсные сообщения дублируются голосом. Так называемое «изучение касанием» позволяет листать программы на экране без автоматического запуска. В итоге незрячий человек получает в помощь весьма информированного «говорящего гида», который знает расписание автобусов, поможет найти остановку и понять, какой автобус приближается.
Сегодня программа успешно работает в 110 российских городах, ежедневно ею пользуются около 20 тысяч инвалидов. Бобруйск стал первым городом в Беларуси, который включился в этот технологический и социальный проект. Роль первопроходца и координатора в этом этом деле сыграл Бобруйский исполнительный комитет. Ведь мало иметь хорошую программу, нужно наполнить ее реальными и, главное, точными данными. Но где их взять?
Такие услуги в интересах ОАО «Могилевоблавтотранс» оказывает предприятие ООО «Тэкинсофт», разработчик электронных систем и программного обеспечения в области автоматизации промышленности Республики Беларусь. Именно его программный комплекс «Азимут» собирает и обрабатывает данные GPS-мониторинга общественного транспорта.
Как рассказал заместитель директора ООО «Тэкинсофт» Владимир Шалатонин, путь от идеи до реализации в тесном сотрудничестве с разработчиком Bustime Остапом Остащенко оказался чрезвычайно коротким — всего неделя. И всё благодаря тому, что многочисленные согласования и разрешения городские власти взяли на себя. При этом и специалист, и представители городских властей отмечают безвозмездную основу инициативы: «Здесь деньги не зарабатывают, это полностью социальный проект».
По случаю запуска нового приложения состоялась пресс-конференция с участием начальника отдела идеологической работы и по делам молодежи Бобруйского городского исполнительного комитета Татьяны Горбачевой, депутата Бобруйского городского Совета депутатов, главного врача Бобруйской городской поликлиники №7 Ирины Нецветаевой, главного редактора медиахолдинга «Бабруйскае жыццё» Виталия Авсеенко, координатора проектов ООИ «Особый мир» Марины Абазовик, заместителя директора ООО «Тэкинсофт» Владимира Шалатонина. Также посредством видеосвязи в мероприятии приняли участие разработчик Bustime Остап Остащенко и незрячий тестировщик программы Илья Лебедев — сотрудник проектного офиса стратегии развития Нижегородской области.
В настоящее время приложение «Bustime: Время Автобуса» уже имеет более 1 миллиона скачиваний только для платформы Android. Также имеется версия под iOS и веб-версия приложения. Средняя оценка на основе 26 тысяч отзывов на PlayMarket — 4,2. Программа мониторинга городского транспорта подойдет и обычным пользователям, поскольку именно для них она изначально и разрабатывалась. Поддержка голосового управления является важной социальной опцией, но при этом лишь дополнительной.
Между тем сотрудничество IT-специалистов и общественных активистов продолжается. В ближайших планах — дополнить функционал приложения информацией о расписании низкопольных автобусов, то есть таких, воспользоваться которыми могут без затруднений мамы с колясками и инвалиды-колясочники. А разработчики планируют продвигать полезный сервис и в других городах республики.