С бобруйским театром Станислав знаком с 2017 года – тогда они совместно с режиссером Татьяной Троянович, художником Валентиной Правдиной и хореографом Валерием Султановым ставили «Точки на временной оси», впоследствии «Два старых краба...» и «Сиртаки».
– Я был режиссером по работе с артистами, – рассказал Станислав. – Задача такого режиссера – вытащить артиста из зоны комфорта, научить его чему-то новому и показать зрителям в самом удивительном и непривычном виде. И у нас тогда все получилось. Первый спектакль стал обладателем пяти главных наград из восьми, на фестивале в Бобруйске, и лауреатом национальной театральной премии.
Станислав поставил для Павла Ходжаева моноспектакль «Фестиваль тишины»:
– К сожалению, Павел ушел из театра в конце 2019 года, и теперь его роль буду играть я.
Как рассказал Станислав, занять вакантное место режиссера предложил сам:
– У меня есть потребность отдавать опыт, знания, умения, и желание сделать большое дело для людей. Вдобавок к этому – соответствующее образование. Поэтому я предложит Веронике Александровне свою кандидатуру. Уверен, мы с ней хорошо сработаемся, потому что думаем в одном направлении и хорошо друг друга понимаем.
Надо воспитывать своих актеров
Одна из проблем, с которыми столкнулся Станислав – неукомплектованность труппы. В возрастных категориях от 20 до 30, от 30 до 40, например, по одному-два актера, это очень мало. Молодых актрис возраста 20-ти лет вообще нет. И актеры чаще всего используют типаж:
– А я хочу, чтоб артист менялся, вылезал из зоны комфорта, постоянно учился.
Решением проблемы могли бы стать изменения в труппе, которые уже понемногу происходят. К актерскому составу присоединился выпускник Могилевского государственного колледжа искусств Дима Тужаков, еще одного выпускника ждут в мае.
– Мы постоянно отправляем заявки, но я думаю, мало кто из молодых приедет сюда, – рассуждает Станислав.– Как им кажется, там, в столице кипит жизнь и возможности совсем другие. Значит надо воспитывать своих.
Главная цель, которую ставит перед театром и в первую очередь перед собой Станислав – стать лучшим театром в стране:
– Цель надо ставить очень большую, тогда и пятьдесят процентов от ожидаемого будет огромным результатом, – уверен он. – Конечно, это произойдет не за год и не за два, но я буду стараться. Работы много, прихожу в театр к девяти, хотя рабочий день начинается с одиннадцати, а по ночам учу заново «Фестиваль тишины». Понятно, что будем улучшать показатели по посещаемости и занятости труппы. Но основная цель – сделать атмосферу театра, который все считают своим домом.
Хорошая постановка – недешевое удовольствие
Один режиссер не может постоянно ставить все спектакли – нужно приглашать постановщиков из других городов и даже стран.
– Нужно, чтобы труппа развивалась в разных направлениях, – комментирует такую необходимость Станислав. – Но существует большая проблема – театр никак не финансируется государством в постановочном плане. А хорошие декорации, костюмы, не говоря уже об оборудовании, стоят не мало. Так же как и классные режиссеры и художники. Поэтому приходится зарабатывать самостоятельно, но, несмотря на перевыполнение планов, средств все равно не хватает.
Хороший спектакль будет стоит 15 тысяч долларов, где только на профессионального и поэтому дорогого художника уйдет 2-2,5 тысяч долларов. А еще нужно оплатить труд режиссера, балетмейстера, композитора, если музыка оригинальная.
– Мы ежегодно делаем запросы на финансовую поддержку в Минкульт, но пока не получается. Будем пытаться еще, – подытожил Станислав.
В планах детективная постановка и цикл литературных вечеров
Станислав запускает цикл литературных вечеров, первый пройдет уже 1 февраля в 18.00 на малой сцене, посвящен будет творчеству Иосифа Бродского.
– Уже сейчас в комментариях в соцсетях зрители пишут: «Мы уже учим стихи!». Ведь многие любят поэзию, знают стихи наизусть и хотят поделиться этой любовью. Я планирую делать уютный домашний квартирник со свободным микрофоном в зале, чтобы каждый зритель смог тоже присоединиться к чтению стихов. Таких спектаклей можно выпустить до 20-ти в год – на подготовку не нужны деньги и поставить его можно за неделю.
Станислав отмечает, что глубокие, вдумчивые спектакли не всегда популярны у зрителей. Например, «Точки на временной оси» – тяжелая, грустная постановка, которая заставляет задуматься об актуальных проблемах и наших жизнях, а зрителю, уставшему от работы и бытовых проблем, не хочется погружаться в глубокие размышления.
– Поэтому даже те, кто посмотрел и полюбил постановку, вряд ли станут советовать ее друзьям. И зритель охотнее идет на легкие, веселые спектакли, но мы должны прививать любовь и умение понимать зрителю разнообразный репертуар, ставить не только простые комедии
Главный режиссер считает, что «раз уж мы имени Дунина-Марцинкевича, обязательно должен быть спектакль по его пьесе, «Ідылія» или «Пінская шляхта». И хоть белорусский зритель не всегда охотно идет на постановки на белорусском языке, в планах, возможно, постановка по творчеству Владимира Короткевича.
Но только на режиссуре Станислав не зацикливается, и продолжает играть, и не только в театре. В феврале будет сниматься в продолжении телефильма «Следы апостолов» – играть одного из элитных французских бойцов 1812-го года, которые вывозят награбленные ценности из Беларуси. И первый, и второй фильмы, кстати, частично снимали в Бобруйске.