Основательница тайм-клуба «13:87», перед окнами которого те деревья стоят, организовала встречу с биологом Игорем Куталовским, и вместе с ним во время лекции-прогулки по городу инициативные горожане разбирались, что не так у нас с обрезкой. Оказалось, не все случаи на самом деле страшны, но системы по уходу за деревьями городу не хватает.
Игорь Куталовский – биолог по образованию, сейчас эксперт экологического товарищества «Зеленая сеть», а в начале 2000-х работал ландшафтным архитектором Бобруйска. На встрече с инициативной группой защитников бобруйских деревьев он быстро доказал, что знает, о чем говорит. Напомнил о значимости зеленых насаждений для городов: это не только чистый воздух и защита от пыли и шума, еще это ионизация воздуха. Количество аэроионов в городах на 10-15% меньше природного, естественного для организма. Вся промышленность оставляет после себя положительно заряженные молекулы, а нам для здоровья нужно побольше отрицательного заряда. Его поставляют грозы (вот поэтому после них легко дышится), морской ветер или деревья. Моря у нас нет, а деревья есть, их надо беречь. Поэтому лекция быстро перешла на животрепещущую тему их обрезки.
Обрезка деревьев в городе часто нужна – или для удобства жителей и коммуникаций, или на пользу самому дереву. И она бывает трех типов:
- санитарная – обрезка сухих, аварийных ветвей;
- омолаживающая – для стимуляции роста, когда старая крона не растет, а ветви стареют (тогда может срезаться даже вся старая крона);
- формовочная – для придания красивой и удобной для города формы кроны (но стричь крону можно не больше чем на 1/3 длины ветвей).
Эксперт отмечает: проблема в том, что очень часто там, где достаточно было сделать санитарную и формовочную обрезку, в Бобруйске под видом омолаживающей срезают все начисто, оставляя уродливые столбы, которые если и обрастают, то не скоро. А некоторые деревья – например каштан, клен, береза – и формовочную обрезку воспринимают плохо.
– Вскоре может появиться большая проблема на улице Пушкина, где много берез, – предупреждает Игорь Куталовский. – При неправильных обрезке и уходе можем потерять их, как потеряли отличные каштаны на Минской от бани до почтамта. Там можно было слегка подстричь, а срезали ужасно, непонятно. И кроны подняли очень высоко, хотя там зеленая зона широкая, ветки проходу не мешали – а теперь между машинами и людьми нет никакого барьера.
Где легко – там все рубят, а в стороне все омелой заросло.
И естественно, для аккуратной формовочной обрезки нужен другой инструмент, напоминает эксперт: сучкорезы, кусторезы, а не бензопила. Конечно, это дольше. Но и надежней, да и трудоемкость давно просчитана. Еще в 1996-м году приняты «Правила по организации и ведению зеленого хозяйства в городах», и если им следовать, всё будет в порядке и для деревьев и для ответственных организаций. Хороший пример – столичный «Зеленстрой», в Минске и деревья ухоженные, и бюджет не перерасходуется.
С другой стороны, и со «столбами», оказывается, есть исключения. В редких случаях, но такая обрезка допустима для тополей – они ее нормально переносят, и вскоре активно пускают вверх новые побеги. Главное, оставлять сам ствол повыше, чтобы было больше места для новых веток. И не допускать появления на обрезанной вершине ствола, между новыми побегами, «гнезда», в котором скапливается мусор и ускоряет гниение. Случай с двумя большими тополями на Чонгарской напротив тайм-клуба тут неплохой пример – эксперт уверяет, что их обрезка проведена вполне безвредно, даже оставлено широкое разветвление, и все может быть хорошо.
– Лучше б чуть больше оставили, но и так неплохо. На Чонгарской тут голый участок, но эти два дерева при правильном уходе создадут вид улице.
Нужно понимать, как поведет себя дерево в ответ на действия с ним, иначе можно и деревьям вред нанести, и работа окажется бессмысленной.
Основная проблема с уходом за деревьями и любыми зелеными насаждениями, по мнению эксперта – в отсутствии системного подхода:
– Режут то, что легко режется, максимально убирают кроны, при этом оставляют сучки, а в стороне всё омелой заросло. Спрашиваешь у рабочего: «Что ж ты делаешь?» – а в ответ: «Сказали порядок навести». Только «наводят порядок» по своему разумению, и как быстрей. И к рабочему тут в последнюю очередь претензия. Должны быть специалисты из числа непосредственных начальников, кто точно знает, как именно надо наводить порядок. Все порезать и надолго забыть – не подход.
Нужно понимать, как поведет себя дерево в ответ на действия с ним, настаивает эксперт, иначе можно и деревьям вред нанести, и работа окажется бессмысленной, переделывать придется, или высаживать новые.
Активное обсуждение проблем обрезки в этот раз началось с того, что 8 января на Московской улице спилили три сгнивших дерева, которые ранее были обрезаны.
– Конечно, рано говорить, что эти деревья погибли в результате обрезки, – говорит основательница тайм-клуба «13:87» Наталья Халанская, – но факт остается фактом. А сейчас рядом другие деревья обрезали. На горячей линии администрации Ленинского района мне ответили, что обрезка плановая, ее проводят квалифицированные специалисты с соблюдением технологии. Но если есть сомнения, можно написать обращение в администрацию, они будут изучать этот вопрос.
Обращение Наталья составит, но решила и сама начать изучать вопрос, и помочь разобраться всем, кого экология города волнует. Для этого и организовала первую лекцию-прогулку с приглашенным экспертом, чтобы бобруйчане услышали, как надо, и увидели, как есть:
– Надо формировать отношение граждан к проблеме, это ведь понятие городской культуры.
Во время небольшой прогулки по центру города эксперт сделал несколько замечаний по проведенной в разное время обрезке. Самое частое и заметное: слишком много срезают ветвей снизу, поднимая кроны очень высоко, и даже в этом случае нижние ветки обрезают слишком коротко. В результате как на Минской исчезла зеленая стена между улицей и тротуаром, так на Московской открылся вид на голую серую стену многоэтажки. Но сами эти кроны – на примере лип на Чонгарской и Московской – пусть сейчас и задранные так высоко, могут стать красивыми, если за ними не забывать правильно следить.
Также встречаются грубые спилы, с раненой корой ствола, оставленные большие сучья, которые вскоре засохнут, сколы внизу стволов от наездов дорожной техники, например, при уборке снега.
– Вы заметили, что рядом со многими остановками общественного транспорта в городе нет деревьев? – спрашивает Игорь Куталовский. – А это потому что зимой именно на краях остановок сваливают соляные кучи, и так губят то, за чем должны ухаживать.
Еще эксперт заметил, что в Бобруйске зачем-то вернулись к практике побелки деревьев, от которой уже было повсеместно отказались. Такая побелка защищает кору от солнечных ожогов зимой, когда в феврале мороз, но ярко светит солнце. Однако нужна она только для молодых деревьев, а взрослые справляются сами. И конечно же натуральный ствол смотрится лучше покрашенного.
Нет стремления наказать виновных, нужно менять структуру работ.
– За работой, за освоением бюджета должен быть системный контроль, – говорит Игорь Куталовский. – Системность хорошо достигается, когда работой занимается специальное предприятие. Раньше в Бобруйске был «Зеленхоз», в отличие от многих городов был даже свой ландшафтный архитектор, тогда работы с озеленением контролировал я. Но после прихода нового городского руководства после «Дожинок» я не стал продлевать контракт, и должность ландшафтного архитектора сократили, вскоре и «Зеленхоз» ликвидировали. Сейчас пусть это будет БУКДДЭП, но нужен спецотдел самостоятельный.
Во время обсуждений в инициативной группе созрело общее решение: не нужно наказывать виновных, нужно менять структуру работ. И было бы хорошо, если б соответствующее начальство согласилось, чтобы со стороны гражданской инициативы пришли специалисты и провели мастер-класс.
Ведь и кроме обрезки есть множество других вопросов, которые можно решать совместно. Даже ненавистные многим торговые центры на месте парков можно строить по современному, «зеленым» строительством, с использованием вертикального озеленения и посадками на крышах. А на месте пней и сколов внизу деревьев можно устраивать арт-объекты. Обработать внутренности антисептиком и вместо склада окурков посадить мох.
– Люди создают города, города создают людей. – подводит философский итог Игорь Куталовский. – И если мы создаем неопрятную, депрессивную среду, она будет выталкивать, и умные, понятливые, «с горящими глазами» будут уезжать.