«Резко тормозить нельзя». Судебный эксперт – о своей работе, ДТП и безопасном вождении

6979
Ирина РЯБОВА. Фото: Денис СУДНИК
Автолюбители, особенно с большим стажем, наверняка знают основные правила безопасного вождения автомобиля и соблюдают их. Однако в этом деле есть такие «тонкости», о которых может не догадываться даже самый опытный водитель. Знает о них государственный судебный эксперт-автотехник Руслан Магомедов, который сегодня выступит нашим экспертом по безопасному вождению.
Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.
Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.

Для справки. Судебный эксперт-автотехник работает на месте ДТП, чтобы помочь выяснить его причины в тех случаях, когда пострадали не только автомобили, но и люди. Обстоятельства ДТП эксперт исследует методами расчета – определяет скорость автомобиля, его тормозной и остановочный пути, возможность избежать наезда на пешехода или столкновения и пр. Специалисты Бобруйского межрайотдела Государственного комитета судебных экспертиз выезжают на места ДТП в Бобруйском, Глусском и Кировском районах.

Человеческий фактор

Нельзя утверждать, что всплеск ДТП приходится на зимний период, считает Руслан Сабирович.

– К примеру, за 2019 год мы выезжали на 45 дорожно-транспортных происшествий, из них на декабрь пришелся лишь один случай.

Хотя факт, что на скользком покрытии тормозной путь больше, маневрировать сложнее, автомобиль может стать неуправляемым. К этому, по мнению эксперта, каждый водитель должен подготовиться, в первую очередь, психологически.

Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.
Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.

– В действительности чисто технические неисправности автомобиля редко становятся причиной ДТП, – говорит Руслан Магомедов. – Обычно это совокупность факторов, среди которых первый – человеческий: действие или бездействие водителя.

Эксперт приводит свежие примеры. 8 ноября прошлого года в районе дома №68 по улице Октябрьской автомобиль «Хёндэ» на нерегулируемом пешеходном переходе около 18-й школы наехал на 8-летнего мальчика. Вроде, не было никаких предпосылок для ДТП: автомобиль исправен, обзорности ничего не мешало, погодные условия были нормальные. Возможно, водитель проявил невнимательность или ребенок повел себя как-то непредсказуемо.

15 июля на перекрестке Георгиевского проспекта с улицей Володарского автомобиль «БМВ» выехал на тротуар, где сбил 50-летнюю женщину, из-под авто ее извлекали спасатели. Известно, что водитель изменил направление движения, так как помеху ему создал другой автомобиль, который поворачивал с проспекта налево.

– Экспертиза показала, что у «БМВ» техническая неисправность – износ рисунка протектора шины. Но причина аварии, как обычно, в совокупности факторов, – говорит Руслан Сабирович.

Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.
Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.

Еще одно ДТП 2019 года – на улице Пушкина, где автомобиль такси наехал на пешехода, лежавшего на проезжей части.

– Это непредсказуемая ситуация для водителя, и здесь сложно что-либо предпринять своевременно, – считает эксперт.

30 июля в Глуске на пешеходном переходе машина сбила пешехода.

– Там у авто была неисправна рабочая тормозная система, – рассказывает Руслан Магомедов. – Девушка купила такой автомобиль в силу своей неопытности.

– Я уж не говорю про пьяных водителей и пешеходов, – добавляет он. – К примеру, в Кличеве на территории мехдвора такой водитель сел за руль грузового автомобиля, не справился с управлением и наехал на стену хозпостройки, где работник ремонтировал технику. Последний получил травмы.

Что посоветует эксперт?

Мы попросили Руслана Магомедова дать несколько конкретных советов водителям и пассажирам авто, исходя из своего профессионального опыта, как действовать в той или иной непредвиденной ситуации на дороге.

Если автомобиль на скользкой дороге заносит…

– Повторю известные истины. Здесь все зависит от того, какой у автомобиля привод – передний, задний или полный. На машине с передним приводом руль необходимо плавно повернуть в сторону заноса, нажать на педаль газа и, по теории движения, автомобиль должен выровнять свою траекторию. С задним приводом, наоборот, педали нужно отпустить и поворачивать руль в сторону заноса. Для неопытных водителей поясню: в случае заноса правой стороной вперед (автомобиль разворачивает влево), руль нужно выворачивать вправо. Таким образом передние колеса устанавливаются в направлении траектории заноса, и сцепление их с дорогой увеличивается. Соответственно, в случае заноса в левую сторону (автомобиль разворачивает вправо), руль нужно выкручивать влево.

Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.
Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.

Резко тормозить нельзя, это может только усугубить положение, на скользкой дороге управлять автомобилем нужно плавно, спокойно. А вообще, не следует допускать такой ситуации, когда автомобиль становится неуправляемым. К этому могут привести как неправильные действия водителя, так и технические неисправности ходовой части автомобиля, в том числе изношенность шин, установка различных шин на колеса одной оси.

Какие автомобили более склонны к заносу…

– Попасть в занос или ДТП может любой автомобиль. Возможно, больше шансов у заднеприводных. В современных автомобилях имеются электронные помощники – системы стабилизации, курсовой устойчивости, которые помогают водителю выводить машину из заноса и не попадать в него. На старом авто водителю приходится полагаться только на себя.

Теоретически, старенькие «Жигули» 1960-70 годов более опасны, но по статистике они не чаще других попадают в ДТП. Здесь многое зависит от мастерства и опыта водителя.

Что делать пассажирам машины в момент аварии, чтобы остаться в живых…

– Нужно сгруппироваться, пригнуть голову, закрыть руками лицо и другие жизненно важные органы. Такая реакция у человека возникает сама собой — инстинкт самосохранения. Но обычно все происходит настолько быстро, что водитель и пассажиры не успевают даже понять, что происходит, а тем более вспомнить какие-то рекомендации. Мой совет: ни в коем случае не стоит пренебрегать ремнями безопасности. Если автомобиль переворачивается, то пристегнутый человек меньше травмируется.

Если нет снега и льда, не опасно ли ездить на зимней резине…

– У нас климат непредсказуемый. Сегодня солнце светит, плюс, а завтра снега по колено. Так что, лучше резину поменять с наступлением календарной зимы. Для производства зимних шин используют специальные составы резины, которые адаптированы для езды при низких температурах, на них свой рисунок протектора. И я бы не стал утверждать, что на зимних шинах при отсутствии снега и льда ездить хуже и опаснее. Какие-то изменения в процессе управления происходят, но они незначительны. У нас некоторые автомобилисты круглый год ездят на зимних шинах, и это не становится причиной ДТП. При этом не следует забывать, что зимняя резина, как правило, мягче летней и при высокой температуре на улице гораздо легче скользит по асфальту при торможении, что может привести к увеличению остановочного пути.

Государственный судебный эксперт проводит осмотр автомобиля.
Государственный судебный эксперт проводит осмотр автомобиля.

Выбирать шины с шипами или без…

– Разумеется, сцепление шипованных шин с дорожным покрытием будет лучше, чем шин без шипов, тормозной путь на скользкой дороге будет меньшим. Но на сухом асфальте, скорее, наоборот. Потому что шипы – это в основном металл, по асфальту они будут проскальзывать. Потому в наших климатических условиях, особенно нынешней зимой, это не совсем актуально.

А если поставить спереди шины с шипами, а на заднюю ось – «липучки»...

– С 1 декабря на всех колесах должна быть зимняя резина, подчеркиваю: на всех. Не должны быть установлены на одну ось шины с различным рисунком протектора либо шины радиальные совместно с диагональными. А если на передней оси авто стоят две зимние шины с одним рисунком протектора, а на задней – две с другим, такое, в принципе, возможно, поскольку это не противоречит требованиям правил. Но стоит учитывать различные сцепления с дорогой шин с шипами и без них, что может привести к заносам на поворотах.

А если поставить «всесезонные шины» и не менять…

– ПДД допускает их применение и зимой. Основные свои функции они будут выполнять, но эти универсальные шины по качеству не будут стоять в одном ряду ни с зимними, ни с летними. Они сделаны для удобства человека: люди стремятся все упростить и подстроить под себя. Я бы советовал использовать шины по сезону: летом – летние, зимой – зимние. Понятно, что менять их затратно. Знаю, что многие водители нашли такой выход: у них есть комплект колес зимней резины в сборе и комплект колес с летними шинами, при необходимости они просто переставляют колеса.

Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.
Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.

Не опасно ли ездить, если передние шины новые, а задние старые…

– Если шины соответствуют определенным требованиям, на них можно ездить, сколько угодно, и неважно, когда вы меняли передние или задние шины. Они не должны иметь каких-то проколов, порезов, разрывов с обнажением нити корда, растрескивания резины, то есть повреждений важных элементов, отвечающих за безопасность. Что касается высоты рисунка протектора, она, согласно ПДД, не может быть менее 1,6 мм для легковых авто, а в зимний период при движении на заснеженном и обледенелом покрытии – не менее 4 мм. Если меньше – необходимо поменять. Кроме того, при использовании на одной оси новых шин, а на второй – старых, при движении на поворотах также может возникать занос.

Как правильно тормозить при наличии и отсутствии АБС…

– Многое будет зависеть от состояния дорожного покрытия. На сухом асфальте разница в технике торможения будет наименее существенна. Если же покрытие скользкое, то на автомобиле, не оборудованном антиблокировочной системой, необходимо тормозить рывками, то есть циклично нажимать и отпускать педаль, ловить момент, когда колеса начинают скользить, чтобы не отпустить автомобиль в неуправляемый занос. Для этого нужен соответствующий опыт. На автомобиле же с АБС все это выполняет электроника – водителю достаточно просто нажать педаль и непрерывно ее удерживать до остановки автомобиля.

Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.
Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.

Основное отличие автомобиля с АБС и без нее заключается в том, что в первом случае при экстренном торможении колеса блокируются прерывисто, что сохраняет их сцепление с дорогой и позволяет эффективно изменять траекторию движения машины. А автомобиль, не оборудованный АБС, при экстренном торможении может стать неуправляемым.

Если на дорогу внезапно выбежали животное или «неадекват»…

– Согласно правилам, водитель должен применять все меры к снижению скорости, вплоть до остановки. Если дорожная ситуация позволяет маневрировать, можно попытаться объехать препятствие. На опасных участках дороги стоят предупреждающие знаки, и водитель обязан выбирать соответствующую скорость, тогда шансов остановить автомобиль у него больше. Главное – внимание на дорогах. То же самое касается реакции водителя на появление пешехода с неадекватным поведением. Хочется обратиться к водителям: если вы сбили человека, ни в коем случае не скрывайтесь с места ДТП и не оставляйте его в опасности.

Чем опасно ездить без техосмотра…

– Я считаю, что многое зависит от уровня ответственности автовладельца. Чем внимательнее он следит за своим авто, тем больше уверен в его технической исправности. Однако нарушать закон не следует. Тем более что при прохождении техосмотра может выявиться какая-то неисправность, которую сам водитель не заметил.

Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.
Государственный судебный эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ Республики Беларусь Руслан Сабирович Магомедов проводит осмотр автомобиля.

Может, неопытному водителю стоит поставить свое авто на зиму на прикол – от беды подальше…

– Мое мнение: невозможно получить нормальный опыт вождения, если вы автомобиль поставите в гараж и будете ездить на нем только три месяца в году. Ходить зимой тоже опасно: человек может поскользнуться, упасть, сломать себе что-нибудь и оказаться в больнице. Так что ж не выходить на улицу? Просто в зимний период всем нам надо проявлять повышенную осторожность и аккуратность. То же самое касается и автомобилистов: главное соответствующим образом подготовить свой автомобиль и помнить, что приемы управления авто зимой отличаются от тех, что были летом.