«Пришли померить давление»: как защитить своих пожилых родителей от мошенников

1107
Титульное фото: pixabay.com
Пострадать от действия аферистов может абсолютно любой человек, но особенно легкая жертва – наши старенькие родители, бабушки и дедушки, живущие отдельно. Как их защитить – советует Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска.
Пожилая женщина держит денежные купюры. Фото из архива «ВБ».
Пожилая женщина держит денежные купюры. Фото из архива «ВБ».

Способы манипуляции

Обычно для беззащитных пенсионеров мошенники используют звонки или личные визиты. Пожилые люди наслышаны о том, что незнакомцам, звонящим в дверь, не стоит доверять без тщательной проверки, но каждый раз звонящие придумывают новые уловки. Они напрашиваются в квартиру под видом сотрудников ЖЭУ, участковых, соцработников и т. д. К вашим родным могут прийти «медики из поликлиники», которые «принесли результаты анализов» или «пришли взять анализы, померить давление», а потом всучить дорогой БАД или «чудодейственные» медицинские приборы. Это могут быть люди, которые «проверяют газ, воду», после чего предлагают установку счетчиков, фильтров, часто говорят, что это государственная программа.

Пожилыми в геронтологии считаются люди в возрасте 60 лет и старше.

Товары, которые продают таким образом, как правило, низкого качества, на них нет гарантии, и, вполне возможно, они опасны для здоровья. А вот цены на них довольно высокие. Но пришедшие давят, пугают, настаивают, то есть, ведут себя таким образом, что у человека просто нет возможности отказаться.

Часто пенсионерам поступают звонки от лжемилиционеров с требованием внести залог за «арестованного внука» или родственника, который «является виновником аварии». Порой пожилые люди принимают совершенно чужой голос за родной и знакомый и самолично выдают информацию о себе: паспортные данные, дату выдачи пенсии, номер банковской карточки и ее пароль.

Почему они открывают дверь незнакомцу?

В первую очередь, мы, дети, племянники, внуки и пр., должны стать авторитетом для них, «светом» в окне и истиной в последней инстанции. Это достигается поступками, добром, любовью, вниманием, рассудительностью, спокойствием, терпением, улыбкой.

Мы должны быть не вечно недовольными и все запрещающими капризными детками, а взрослыми детьми, которые несут любовь и поддержку в родительский дом.

В Беларуси проживает чуть более 2 млн. пожилых граждан – данные на октябрь 2019 года.

И вот тогда тихо, спокойно, с улыбкой уже можно будет устанавливать свои правила: нельзя открывать дверь, нужно все проверять и звонить вам при любом подозрительном случае, нельзя никому отдавать деньги и т.д.

А запрещать, угрожать, злиться, взывать к разуму – не подходит, человек может просто закрыться и не рассказывать вам о каких-либо ситуациях, все будет происходить, но уже за вашей спиной…

Итак, начинаем общаться ежедневно – лично или по телефону. Рассказывать бабушкам и дедушкам о событиях своей жизни и слушать их рассказы. Заезжать к ним на обед, на чай, чтобы пообщаться. Это залог того, что родной человек не откроет дверь незнакомцу, чтобы перемолвиться словечком.

10 рекомендаций для родственников пожилого человека, который проживает один:

  1. Договоритесь с соседями, чтобы те присматривали за вашими отцом, матерью, бабушкой, дедушкой, например, звонили вам, если заметят что-то подозрительное или неладное.
  2. Контролируйте финансы. Если есть возможность, возьмите на себя оплату коммуналки, крупных покупок. Дома у пенсионера не должно быть больших сумм денег, ценных бумаг, украшений, медалей. Заберите на хранение к себе и все документы на недвижимость.
  3. Рассказывайте пожилому родственнику обо всех известных вам видах мошенничества, показывайте выпуски передач, где говорят о таких случаях, покупайте газеты, распечатывайте статьи.
  4. Договоритесь, что, если к нему позвонил незнакомец, он не открывает дверь, а звонит вам. Исключение составляет врач, который приехал по вызову. Но и в этом случае вам нужно быть в курсе или находиться рядом. Добейтесь, чтобы звонок вам по поводу любых визитов и обращений посторонних людей вошел у пенсионера в привычку.
  5. Подскажите пожилому человеку, как ему нужно действовать в той или иной ситуации: сантехник пришел проверить батареи, электрику нужно видеть квартирный счетчик – пусть попросит его зайти позже, сразу позвонит вам, а затем – в организацию, которая занимается техническим обслуживанием дома, для проверки.
  6. По телефону позвонили «из милиции» и просят «срочно перевести деньги», чтобы помочь попавшему в беду внуку – пусть немедленно перезвонит своему внуку или его друзьям и убедится, что тот в безопасности, а потом сделает звонок в настоящую милицию и сообщит о вымогательстве.
  7. Составьте список необходимых телефонов (только не слишком длинный) и повесьте его на стену рядом с городским телефоном, чтобы он всегда был под рукой у вашего пожилого родственника. Включите в этот список номера поликлиники, отдела соцзащиты, горгаза, энергосбыта, милиции и др.
  8. Нужно буквально внушить своему пожилому родственнику: незнакомец, который предлагает что-то купить или принять в дар (кем бы он ни представлялся) – опасен. Те, кто звонит и представляется доктором из поликлиники, сотрудником государственных организаций или еще кем-то официальным, а потом напрашивается в гости, почти наверняка не заслуживает никакого доверия. Даже если человек на том конце провода знает имя-отчество пенсионера, его адрес или другую информацию, это не значит, что он является официальным лицом. Все эти данные можно легко получить незаконными способами. А любая адресная помощь от государственного органа, будь то продукты или вещи, всегда бесплатна.
  9. Старики ничего не должны покупать, подписывать, устанавливать без вашего ведома. Убедите родственника в том, что современная жизнь полна специфических опасностей, в которых лучше разбирается молодое поколение, и поэтому все эти вопросы решаете только вы, так как знаете лучше, найдете более выгодное предложение и хотите лично все проконтролировать. Поэтому любую покупку (за исключением привычного визита за молоком и хлебом), подписание любых бумаг, общение с любым посторонним человеком должно происходить в вашем присутствии или в присутствии другого надежного родственника.
  10. Оборудуйте входную дверь цепочкой: если пенсионер не сможет рассмотреть в глазок незнакомца или его документы, она станет дополнительным барьером. Или «усильте» дверь мерами слежения и охраны.
  11. Оставайтесь всегда на связи: пусть ваши бабушки, дедушки, пожилые родители не стесняются звонить вам в различных ситуациях. На время отпуска или командировки «назначьте» другого ответственного.