Именем Владимира Домарада названа в нашем городе детская школа искусств, чьи ученики сегодня выставляют свои работы в одном зале с произведениями мастера и с удивлением всматриваются в живописные полотна и графические листы, рассказывающие о другой, неведомой, суровой и страстной эпохе.
Молодость и период творческого становления художника пришлись на тяжелое время послевоенного строительства советской Беларуси. Для Владимира Домарада, фронтовика, кавалера боевых орденов, возрождение родного Бобруйска из руин стало одной из главных тем в творчестве. Он с упоением пишет акварелью стрелы портовых кранов, баржи судоремонтного завода, портреты рабочих, штабеля бревен на ФанДОКе. Позже на рисунках фломастером оживают первые этапы строительства цехов шинного комбината в 70-х.
Казалось бы, приснопамятный «соцреализм» людям, его заставшим, навяз на зубах. Но сегодня, в эпоху потребления, ушедшая эстетика воспринимается совершенно иначе. И вот парадокс — сколько жизненной правды обнаруживается в ней! Поразительно, как скупыми штрихами, фактически в репортажной манере художник рисует целеустремленность своего поколения, веру современников в идеалы! Какой романтикой созидания наполнены бесхитростные сюжеты со строек, из заводских цехов!
Исследователь творчества художника искусствовед Татьяна Корчажкина признается, что индустриальные пейзажи Домарада пленяют своей внутренней динамикой и ритмом. С этим нельзя не согласиться. В подробнейшей летописи Бобруйска, созданной графиком, равелевским болеро пульсирует время великих свершений. Но одной лишь патетикой пятилеток Доморад не исчерпывается.
Во всех его работах четкому ритму аккомпанирует лирическая мелодия. И это открывает зрителю еще одну ипостась мастера. Даже в сугубо производственных сюжетах важное место отводится небу, облакам, ветру, упругой ленте реки, ее бесконечному и неостановимому течению. С рекой у Владимира Доморада особые отношения. В газетной рецензии к одной из персональных выставок его современник журналист Ефим Гейкер употребил образ Березины-труженицы, что весьма точно отражает видение самого художника.
Значительную часть творческого наследия Владимира Домарада составляют пейзажи как таковые. Есть среди них и увитые виноградом южные дворики, и горные вершины, и морские дали… Но только туманные березинские разливы наполнены какой-то особой теплотой и нежностью.
Зрителям ретроспективной выставки была представлена подробная мультимедийная презентация о творческом пути художника, подготовленная научными сотрудниками музея. В течение длительного времени Владимир Домарад возглавлял партийную организацию Бобруйской художественной мастерской Союза художников, у истоков создания которой он стоял в 1950 году. Вокруг Домарада постоянно группировались бобруйские художники, вместе они организовывали городские выставки.
С воспоминаниями о славном бобруйчанине выступили его коллеги и люди, которым посчастливилось с ним лично общаться: Валерий Колтыгин, Татьяна Корчажкина, Татьяна Арасланова, Любовь Бидюк. На встречу из Минска приехали дети Владимира Александровича. Сын художника Семен Домарад, известный белорусский живописец, сердечно поблагодарил администрацию музея за организованную экспозицию.
Ретроспективная выставка «Адлюстраванне» продлится до 26 января.