
– Начав работать простым слесарем на машиностроительном заводе еще до войны, мой отец достиг в своем мастерстве самого высокого разряда слесаря-инструментальщика еще в те времена, когда предприятие носило имя И.В.Сталина, – мой 73-летний собеседник как бы отрекомендовывает самого родного ему человека. – А завод выпускал в то время прессовое оборудование для производства кирпича. В стране же принято было в каждом трудовом коллективе готовить ко дню рождения вождя подарки – как досрочное выполнение и перевыполнение плановых заданий, так и какие-то оригинальные сувениры. Отцу всегда поручали сделать действующий макет того или иного образца выпускавшейся продукции. И он с филигранной точностью воспроизводил миниатюрные копии порой громадных машин. Так было и в том случае, о котором я вспоминаю: папа сделал маленький кирпичный пресс, который отправили в Москву. Он всегда мечтал побывать в столице и посмотреть в музее подарков Сталину на свои изделия. Но, увы, этому не суждено было сбыться…
Зато осуществилась другая мечта Николая Ивановича Огура – его сын Виталий пошел не только по отцовскому, но и материнскому пути, который в октябре 1962 года привел именно в инструментальный цех Бобруйского машиностроительного. Для этого, правда, пришлось воспользоваться «блатом» – отец «для надежности» к директору Югову сходил, но тот лишь спросил, умеет ли юноша напильник в руках держать. Так был принят на работу вчерашний школьник и под пристальным вниманием родителей (мама тоже кладовщицей в цехе работала) начал осваивать азы рабочей специальности. А перед Днем Победы 1963-го торжественно вступил в комсомол и так увлекся организацией молодежи на всякие интересные дела, что заводское юношество избрало его своим вожаком.
– Мы тогда были просто заряжены, как теперь принято говорить, на разные полезные малые и большие свершения. Главное было бросить клич – и всегда находились единомышленники, не болтавшие языками, а засучивавшие рукава. Да-а… – Виталий Николаевич как бы и верит и не верит самому себе. – Это же тогда мы провели конкурс эскизных проектов на лучший знак-памятник в честь заводчан, не вернувшихся с войны, и позже установили его на территории… И волейбольная площадка под окнами цеха не пустовала – с нее буквально вышли в люди такие известные сегодня Анатолий Петрович Буевский, Николай Мазур и другие… Что нас тогда отличало от нынешних парней и девушек, так это уважение к старшим, желание брать с них пример – ведь рядом работали бывшие фронтовики, партизаны, подпольщики. Мы всех их считали героями.
И действительно за станками и у верстаков стояли солдаты Великой Отечественной, дававшие продукцию невзирая на окопные ревматизмы и радикулиты, ноющие раны и контузии, не дравшие глотку и не писавшие кляуз по поводу зарплаты, которая могла бы быть больше. Как хотелось сверстникам молодого Огура быть похожими на этих кремень-людей!.. А еще на заводе работал контролером ОТК самый что ни на есть настоящий Герой Советского Союза – Василий Иванович Кузьминов, проявивший уже в предпобедном Берлине такие бесстрашие, храбрость и презрение к смерти, что грудь командира разведроты просто не могла не украсить золотая Звезда Героя.
– И вдруг по заводу пронеслась весть, что Звезда пропала. – Виталий Николаевич на мгновение печалится и бодро продолжает: – Мы объявили всеобщий поиск и розыск. А отец по-своему отреагировал на происшествие – за пару дней изготовил точнейшую копию награды то ли из латуни, то ли из бронзы… Но вскоре звездочка отыскалась дома у Героя, а папин дубликат он еще долго носил на рабочем пиджаке.
Вспомнив о Звезде Героя, коренной бобруйчанин признался, что отцовских высот мастерства не достиг – ведь тот изготавливал не только гознаковского качества клейма, которыми маркировали бобруйскую машиностроительную продукцию, но и … медицинский инструмент, которым отоларинголог Гельфанд оперировал больных. И совсем по секрету сообщил, что юношеский максимализм подсказывал ему, что пора самому получать свою зарплату в кассе, а не маме, бывшей по совместительству кассиром в ней. Это и подвигло перейти на ступеньки другой карьерной лестницы.
«Вечерний Бобруйск» оказывает услуги по фотопечати и реставрации старых снимков
Вам нужно распечатать или отреставрировать старые снимки (устранить царапины, пятна, увеличить размер) – приносите фото в редакцию «Вечернего Бобруйска» по адресу: Бобруйск, ул. Московская, 42, 2-й этаж. Мы работаем с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, без обеда.
Цифровые фото можно также прислать на адрес редакции: vbfota@gmail.com (не забудьте указать свой номер телефона) либо на вайбер +375-25-514-94-64.
Забрать заказ можно в редакции или получить его по почте наложенным платежом.
Справки по тел. (вайбер, телеграмм): +375-25-514-94-64.