Из-за «бэушных» запчастей для KIA бобруйская фирма «попала» на авторские права и может заплатить крупный штраф (обновлено)

5991
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото pixabay.com.
Штраф до 7 650 рублей, 10 дней на таможне и конфискация купленного. С таким, в теории, может столкнуться тот, кто ввозит в Республику Беларусь б/у запчасти из-за границы. Пример тому – реальная история одной бобруйской фирмы.

ООО «Автотехномол» занимается ввозом б/у запчастей в Беларусь уже несколько лет. До октября 2019 года проблем с этим не было, утверждает заместитель директора компании Евгений Архипенко.

В октябре была очередная поставка товара: на девяти из 118 ввозимых автозапчастей был нанесен товарный знак KIA, являющийся в нашей стране объектом интеллектуальной собственности. Как оказалось, в Беларуси есть представитель обладателя этого торгового знака – минское ОДО «Лекспатент». Именно оно должно было выдать специальное разрешение «Автотехномолу» на ввоз деталей в страну. Но об этом в Бобруйске не знали.

– Большинство автокомпаний давно отменили какие-то особые условия ввоза, – поясняет Евгений. – Помнится, у нас были подобные сложности с «Фордом», однако все решилось буквально за несколько часов.

С запчастями к авто KIA Sorento вышла совсем иная история.

Вместо разрешения – штраф

При таможенном досмотре девять вышеуказанных запчастей были изъяты – на законных основаниях. Сотрудники таможни сверили товарные знаки с соответствующим реестром и вынуждены были связаться с компанией «Лекспатент», сообщив им о факте незаконного ввоза. Одновременно «Автотехномол» письменно обратился к «Лекспатенту», чтобы получить разрешение на ввоз запчастей.

По словам Евгения, ответа от минского ОДО ждали около 10 дней. Все это время товар лежал на складе временного хранения при пункте таможенного оформления в Бобруйске.

Только к 9 октября на таможню поступило уведомление от «Лекспатента» о том, что они собираются привлечь к административной ответственности бобруйскую фирму за ввоз запчастей в Республику Беларусь без разрешения компании-правообладателя (KIA Motors, Сеул). В письме, полученном от компании-правообладателя бобруйской фирмой, говорилось, что доверитель не считает возможным ввоз разрешить, а административное производство – прекратить.

– В итоге на нас составили административный протокол по статье «Нарушение авторского права», и сейчас нам грозит штраф от 100 до 300 базовых величин (от 2 550 до 7 650 руб. – прим. ред.), вероятно, с конфискацией товара, – говорит Евгений Архипенко.

На бобруйчан подали в суд

По словам Архипенко, больше всего в этой истории их возмутил непонятный подход к покупателю фирменных автозапчастей:

– В письме «Лекспатента» наряду со списком документов, который необходимо предоставлять им при ввозе, сказано, что в каждом случае они будут принимать решение индивидуально. То есть, по своему личному усмотрению будут давать или не давать такое разрешение, что ли?

По мнению Евгения, такая позиция «Лекспатента» может привести к большим проблемам с автозапчастями в Беларуси. Ведь речь идет о бэушных запчастях, к автомобилям, уже снятым с производства.

– Такие детали сейчас практически не производятся, – говорит представитель ООО «Автотехномол». – Что-то еще делают на Тайване, но далеко не все доверяют этому производителю. Получается, что людям остается только приобретать запчасти от машин уже с пробегом по РБ, либо ввозить детали на свой страх и риск.

Евгений уточняет: это касается не абсолютно всех запасных частей, а только тех, которые нужно декларировать на таможне.

Компания-правообладатель ОДО «Лекспатент» подала в суд на бобруйчан. 18 октября слушания по этому делу должны были пройти в Могилевском областном суде, однако заседание перенесли на 3 декабря.

«ВБ» позвонил в «Лекспатент», чтобы получить комментарий второй стороны этого конфликта. Патентный поверенный Вероника Владимировна Шипица вначале передала через секретаря, что не будет ничего комментировать, но при повторном звонке нам было предложено сделать в адрес ОДО письменный запрос.

«Пока в Беларуси нет никаких трудностей с автозапчастями»

Мы поинтересовались мнением об этой ситуации директоров других бобруйских фирм по торговле автозапчастями.

– Не думаю, что из-за этого в Беларуси начнутся проблемы с запчастями. Мы, например, работаем исключительно с поставщиками, и все вопросы ввоза решают они. Поставщики также не сообщали нам о проблемах с ввозом. В принципе, проблемно купить какие-то запасные части только примерно для 10 процентов автомобилей. В остальном – никаких сложностей нет, по крайней мере, пока, – заверил Александр Корбут, директор компании «ЗКА технолоджи».

– Да, мы слышали об этой ситуации, но не сталкивались с аналогичными проблемами, поскольку занимаемся только новыми автозапчастями, а «Автотехномол» – бэушными, а это – фактически два разных мира, – пояснил Сергей Селищев, директор бобруйского филиала ООО «Автоспейс». – Одно могу сказать точно – пока в Беларуси нет никаких трудностей с автозапчастями. Достать нужную деталь можно абсолютно на любой автомобиль, вопрос только в том, сколько придется ждать и сколько придется заплатить.

Как законно ввезти запчасть

Если вы собираетесь сами искать запчасти к своему авто и ввозить их в страну, примите к сведению опыт ООО «Автотехномол»:

  • Только запчасти, ввозимые для личного пользования, не нужно будет декларировать на границе.
  • Решение о том, относятся ли запчасти к товарам для личного пользования, принимает таможенный орган, исходя из информации о перемещаемых товарах, которую предоставляет человек, а также учитывая, как часто он пересекает границу и провозит такие товары.
  • Является ли запчасть объектом интеллектуальной собственности – можно свериться с Реестром интеллектуальной собственности РБ.
  • Помните о нормах ввоза: физлицо может ввозить в Беларусь товары для личного пользования, общая стоимость которых не превышает 500 евро, а масса – 25 кг. Однако эти нормы меняются, поэтому тоже уточняйте.
  • Если ввозимые автозапчасти нужно декларировать, и среди них есть те, на которых имеется товарный знак, то лучше заранее обратиться к его правообладателю в Беларуси за разрешением. При этом будьте готовы к тому, что придется ждать.

6 декабря «ВБ» получил ответ на свой запрос от ОДО «Лекспатент» . Публикуем его без изменений: