«Я интересуюсь любительским кино еще с советских времен и вот уже почти десять лет жду от фестиваля прорыва и выхода на уровень хотя бы могилевских «Словаў», но этого, увы, не случается. Мероприятие остается скучным, заорганизованным, не интересным ни зрителям, ни самим юным режиссерам.
Главная причина, на мой взгляд, — отсутствие творческой свободы. Детям навязывают идеологический симулякр: любовь к родному городу — да еще «в рамках года Малой родины». Тема благородная, но для детей не близкая и не понятная. Чтобы говорить о таких тонких материях, как патриотизм, нужно слегка пожить, и эту самую любовь испытать. В самых разных ее проявлениях.
Школьники же идут по пути наименьшего сопротивления — лезут в интернет, качают фоточки и видосики. В лучшем случае, используют собственный инстаграм. Послушно следуют слоганам социальной рекламы на уличных билбордах. В итоге на экране наблюдаем унылое слайдшоу из бобруйских достопримечательностей под разухабистый рокопопс в стиле Ксении Дегелько. Крепость, ледовый дворец, гостиница Незабытовского, кирпичная застройка Социалки… Рукалицо!
Я совсем уж было приуныл, но, к счастью, сидевшая впереди девчушка зажигательно отплясывала в кресле под псевдопатриотические речитативы. Это было забавно и по-настоящему живо. Собственно, именно таким и должно быть детское самодеятельное кино — веселым, дурашливым, задорным. Пусть несовершенным по форме, но рассказывающим о детской жизни: о первой любви, о друзьях, о семье, об увлечениях. Главное, никакого пафоса и лицемерия.
Ситуацию спас последний фильм «Однажды в музейной комнате». Вполне себе игровая картина о школьниках, обнаруживших таинственное послание в школьном музее — в духе «Кортика» и «Бронзовой птицы» Николая Калинина. Чтобы разгадать загадку, мальчишкам пришлось пройти целый краеведческий квест, изучить музейные экспонаты и воспользоваться помощью учителей. Как выяснилось в финале всей этой загадочной истории, это был хитрый способ педагогов заинтересовать ребят историей.
И вот случилось чудо! Зал перестал хрустеть попкорном и стал с интересом следить за происходящим на экране. Еще бы! У фильма был сюжет! Наличествовали классические завязка, кульминация и развязка. Была пусть и несовершенная игра актеров и массовки. А самое главное, было заметно, что сами школьники всё это снимали с удовольствием и интересом. Одним словом, молодцы!
Режиссером этого школьного детектива как раз и оказалась моя веселая соседка — Анна Хмелёва из 6 «В», средней школы №32. В итоге она вместе с соавторами и стала победительницей ІХ Бобруйского кинофестиваля короткометражных фильмов «Юный режиссер».
Второе место занял фильм «Дзяўчынка і мара» Марины Вежновец из гимназия №1. Этот трехминутный ролик также выгодно отличается от остальных. Главным образом, грамотной операторской работой, вниманием к мелочам и продуманным монтажом. Очень взрослая работа, на мой взгляд.
Сюжет фильма инспирирован Бессоновским «Леоном». Подобно персонажу Жана Рено главная героиня вместе с фикусом в горшке путешествует по Бобруйску в поисках места, где «стоит пустить корни». Это смелая режиссерская метафора, но подростки трактуют ее слишком буквально, в лоб. В «Леоне» финальная сцена, где Матильда сажает фикус в парке, символизирует исполнение мечты мятущейся души о покое и одновременно гимн чистой любви. В фильме «Дзяўчынка і мара» те же образы вкупе в трогательной «Shape Of My Heart» Стинга использованы по-другому, сильно упрощенно.
Зритель неизбежно задается вопросом, зачем вообще девочка пересаживает фикус из уютного горшка на пустырь за новостройками? Метафора взросления, приобретения свободы? Ответ дается уже в начале: «Чтобы человек ощущал себя человеком, ему нужно пространство для самореализации. Именно его дает нам родной дом, за стенами которого мы видим сотни дорог, которые ведут нас к заветной мечте…». Красивая фраза, но противоречивая в своей сути.
Диплом третьей степени достался фильму «Мой родны кут» Валерия Иванова из средней школы №27.