Бобруйск 1970-80-х: как на заводе им. Ленина внедряли новые стандарты

10.4k
Леонид Раскин, проживающий ныне в США, вспоминает о жизни в советские годы и трудовой деятельности на Бобруйском машиностроительном заводе им. Ленина.

Воспоминания Леонида Раскина – это «взгляд изнутри» на целую эпоху, в которой многие из нас родились и жили. Автор, несомненно, обладает даром вдумчивого публициста с умением глубоко и критически анализировать события, всесторонне интерпретировать факты и явления, с которыми ему пришлось столкнуться в Бобруйске периода 1960-1980-х.

Ранее были опубликованы части воспоминаний: «Как молодежь искала работу», «Как на заводе им. Ленина рыбу насосом качали», «Халтурные проекты и «светская жизнь», «Деньги – рабочим, или как на заводе им. Ленина кассу ограбили», «Молодой специалист и дама в сталелитейном», «Какие были зарплаты и цены».

Завод им. Ленина, 1970-е годы. Фото архива предприятия.
Завод им. Ленина, 1970-е годы. Фото архива предприятия.

От количества к качеству

Первые 15-20 послевоенных лет стали для стран-участниц 2-ой Мировой Войны, у которых экономика была разрушена, этапом экстенсивного развития. Важно было наполнить магазины товарами, пусть и не первоклассного качества, но на тот момент нужными. Это касалось всего: продуктов питания, одежды, мебели. Характерный пример – программа жилищного строительства генсека Никиты Хрущева, по которой в СССР построили миллионы квартир, пусть неказистых (позже в народе их стали называть «хрущобы»), но которые позволили миллионам людей вылезти из бараков и землянок.

Однако в начале 1960-х на Западе начал совершаться разворот от роста количества продукции в сторону повышения качества жизни. В СССР, пусть и позже, такое время тоже пришло. Десятая пятилетка (1976-80-ые годы) была объявлена на ХХV съезде КПСС «пятилеткой эффективности и качества».

Вся страна встала на вахту и началась битва за качество; главным инструментом в этой битве выбрали разработанную в середине 70-х г. на предприятиях г. Львова - КСУКП. «Комплексную Систему Управления Качеством Продукции». В ней были использованы принципы и отдельные элементы существующих в западной экономике системы, в т.ч. «TQM», «Zero Defects», «Just in Time» и др. Эта система получила одобрение ЦК КПСС и в Августе 1975 г. появилось Постановление "О повышении роли стандартов в улучшении качества продукции" Вскоре на предприятиях стали создаваться подразделения по разработке и внедрению этой системы. Понятно, что и наш завод включился в это дело.

Смена власти

В начале ноября 1976 года на заводе им. Ленина произошла смена власти. Г.С. Югова с почетом отправили на пенсию, директором завода стал В. Е. Нестеренко, ему тогда только исполнился 41 год. Так уж повелось, что обычно с приходом нового руководителя, он создает свою команду, как говорится «новая метла по-новому метет». И действительно, было сделано несколько перестановок в руководстве и структуре управления, и очередь подходила к среднему звену…

Это случилось в первый день начала моего 32 года жизни-то есть 3-го января 1977 года. В понедельник, где-то около 11 часов, меня вдруг вызвали к директору завода, там уже были его заместители – главный инженер Э. Ю. Проказов и зам. по качеству А.П. Вашукевич. Вот этот короткий диалог, ставший для моей карьеры трамплином: Директор: «Леонид Владимирович, мы знаем ваши пособности и отношение к работе и поэтому пригласили для того чтобы предложить вам очень ответственное дело – разработку и внедрение КСУКП, я думаю Вы слышали, об этом. Приказом на заводе создается новое подразделение, и мы решили назначить вас его начальником. Сколько вам нужно времени чтобы дать ответ?» Я: «Да, я уже читал об этой системе. Я готов немедленно приступить к работе». Директор: «Будем считать вопрос решенным. Завтра же и приступайте».

Завод им. Ленина, 1970-е годы. Фото архива предприятия.
Завод им. Ленина, 1970-е годы. Фото архива предприятия.

Новые стандарты

Статус моего подразделения был приравнен к отделу, его решили назвать «Координационная группа по разработке и внедрению КСУКП». Формально она была в составе ОТК (отдел технического контроля) завода и должность моя была зам. начальника ОТК, начальник КГ КСУКП. Как говориться, «пристегнули» к ОТК. Но фактически наша группа была совершенно самостоятельным структурным подразделением. В штате группы, кроме меня, три сотрудника, а моя зарплата и статус был, как у других руководителей отделов.

За два с половиной года наша координационная группа проделала большую работу. Сама по себе КСУКП – это многоуровневая система, состоящая из десятков подсистем, которая должна была упорядочить и синхронизировать все основные функции управления сложного заводского механизма. Сердцевиной системы был СТП (стандарт предприятия). Его разработка была трудоемкой научной-практической работой, но самым трудным было убедить людей в необходимости изменений. Сопровождалось это часто как скрытым, так и открытым сопротивлением, что и естественно – люди не любят перемен.

Однако у многих руководителей, измученных многолетней нервотрепкой и выяснения, кто прав, кто виноват в срыве какого-либо приказа или графика, установленная система контроля быстро получила их одобрение.

Я быстро доработал уже действующий СТП, внес в него несколько принципиальных положений по которым, вводилась материальная ответственность за срывы сроков выполнения приказов и т.п. До 30% всех премий для руководителей подразделений на заводе были поставлены в прямую зависимость от уровня их исполнительской дисциплины.

За все годы совместной работы с В.Е.Нестеренко, а это около 12 лет, я не встречал такой поддержки с его стороны – он немедленно согласился на такое нововведение, увеличил мой штат и добавил мне оклад.

Заводской «писатель»

В разработку и внедрение КСУКП на заводе было вложено немало сил, и в итоге это имело свои положительные результаты. Так, в областном конкурсе наша разработка системы были отмечены призовым местом и премией. Нашим опытом заинтересовалось министерство в Москве. И с этого началась моя карьера заводского «писателя»: в одну из проверок начальник управления информации Минхиммаша Соболевская Алла Леонидовна предложила мне написать серию научных статей о внедрении КСУКП на заводе.

В течение 1978-80 мною было написано, а в Москве было опубликовано, насколько я помню, семь брошюр, по 6-8 страничек, каждая из которых стоила где-то от 5 до 10 копеек. В общем-то символическая цена, а их общий тираж, я запомнил, составил около 5.000 экземпляров, что совсем немало, это значило, что по крайней мере 5-6 тысяч специалистов читали их и использовали в своей работе. Сумма авторских гонораров за мой научно-литературный труд была около 150 рублей, но деньги имели третьестепенное значение – главное в этом было признание и оценка моей профессиональной компетентности!

Подводя как бы промежуточный итог в моей карьере, связанный с КСУКП, я могу лишь благодарить судьбу за возможность быть в центре событий и заниматься интересным делом. К началу 1980 года вся нормативная база завода – более 100 СТП была разработана.

При желании я бы еще мог достаточно долгое время не выпускать из-под своего контроля хода внедрения системы, ее совершенствования, и такая работа могла бы превратиться в «теплое местечко», но это было не для меня. Мне нужно было двигаться вперед.

Продолжение следует.

Фотопечать и реставрация старых снимков!

Уважаемые читатели! «Вечерний Бобруйск» оказывает услуги по фотопечати с любых носителей, реставрации старых снимков (устранение царапин, пятен, увеличение размера).

Приносите свои старые снимки в редакцию по адресу: ул. Московская, 42, 2-й этаж. Мы работаем с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, без обеда.

Цифровые фото можно прислать на адрес редакции: red-vb@yandex.ru (не забудьте указать свой номер телефона) либо на вайбер +375-25-514-94-64.

Забрать заказ можно в редакции или получить его по почте наложенным платежом.

Справки по тел. (вайбер, телеграмм): +375-25-514-94-64.