В январе 1965 года Гарик получил диплом Бобруйского автотранспортного техникума, а буквально через месяц прямо в родном городе стал студентом-заочником Калининского политехнического института. Случиться подобное могло только в Бобруйске! Во-первых, какое поступление зимой? Во-вторых, почему экзамены в российский вуз принимали в нашем городе? «А все благодаря директору школы № 4 Устину Константиновичу Бондарчуку. Это он договорился с другом по партизанской борьбе в годы войны, ставшим то ли ректором, то ли проректором в Калинине, и все чудесным образом устроилось», – с нескрываемым чувством ностальгии на лице вспоминает выпускник факультета технологий машиностроения, металлорежущих станков и инструмента того самого института Гарик.
Областной центр Калинин и сегодня находится где-то посередине между Москвой и Санкт-Петербургом. Неудивительно, что тогда все юноши и девушки из него уезжали поступать то ли в столицу, то ли в Ленинград. В вузах города ощущался недобор местных студентов. Вот тогда и проявили партизанскую смекалку два друга, в результате чего приемная комиссия стала выезжать в наш город на Березине и работать в школе № 4. По утверждению Гарика, на сессии в Калинин бобруйские студенты отправлялись целым автобусом, который, кстати, регулярно ходил из Бобруйска в Москву три (!) раза в день. Машины на этом маршруте никогда не пустовали – об этом собеседник рассказывает со знанием дела, так как уже после окончания техникума работал на автотранспортных предприятиях.
Начал же свою карьеру слесарем на автобазе № 11 нашего города, откуда в 1966-м был переведен в автобусный парк. Там после громкого дела «химиков», выразившегося в шулерстве с билетами на междугородные рейсы, радикально освежили руководство и коллектив. Работал с директором Исааком Борисовичем Шером, главным инженером Романом Романовичем Лепешкиным, начальником отдела кадров Алексеем Евсеевичем Водягиным. Заочника и дипломированного механика назначили диспетчером автовокзала, который тогда ютился в комнатке на железнодорожном вокзале станции Бобруйск, имел общий с ним зал ожидания и две кассы. Директором автовокзала была Маргарита Густавовна Копейкина – дама насколько серьезная, настолько и любвеобильная. Через год примерно Гарик был переведен в центральную диспетчерскую службу автобусного парка.
Пожалуй, «парк» – это громко сказано. Ни боксов, ни мойки, ни ремзоны в нынешнем понимании просто не было. Пара дощатых построек и непролазная грязь, более сотни «ЗИЛов», «ЛАЗов», «ЛиАЗов» и «ПАЗов» и неунывающая шоферская братия составляли главное достояние предприятия. «В дождливый день ждали, пока по территории проедет машина и шли по ее колее, чтобы не набрать грязи в туфли. В штате были специальные прогревальщики, которые не давали замерзнуть системам отопления салонов, заводя дизельные двигатели в ночные часы. Одним из диспетчеров работал у нас более чем семидесятилетний господин Пейсахович, так его молодежь любила разыграть: опоздал как-то веселый парень Писарик отметиться, диспетчер и спрашивает о причине, а водитель ссылается на задержку из-за похоронной процессии – начальник ставит отметку, и лишь потом до него доходит, что похорон в девять вечера не бывает… », – Гарик вспоминает, будто со смены вернулся…
Кондукторы – особая статья автобусного движения в нашем городе. « У них были свои любимые маршруты и крепкая профессиональная спайка с водителями. Женя Марголина – между прочим, мать-героиня – любила работать на шестом, в Назаровку, где ее уважали все цыгане как многодетную; Мария Тумаровская могла на своем тринадцатом форштадтском невзирая на возраст пройти через набитый пассажирами салон и найти для каждого нужные слова – о ней говорили, что она могла обилетить даже собаку, бежавшую за автобусом,; ну, и у нас на маршруте в Киселевичи работала кондуктором легендарная мадам Динабургская – та самая, что торговала сельдями у рынка», – с теплотой и любовью в голосе говорит бывший старший диспетчер о каждом из своего войска, бывшего в подчинении у 20-летнего командира . И еще бобруйский ветеран приводит свое наблюдение о прогрессе и регрессе в деле обилечивания пассажиров: кондукторов к концу 1960-х сменили кассы-копилки, работавшие исключительно на доверии; затем появились аппараты-автоматы; потом в практику вошли талоны, возвратившие нас, в конце концов, к кондукторам. Достигнет ли новая волна прогресса нашего города – пока вопрос, хотя в столицах действуют сегодня соответствующие электронные устройства.
Ни один город не был так связан с Москвой, как наш Бобруйск – пассажиропоток деловых людей, родственников в Белокаменную не иссякал, а также вояжей за колбасой (нередко бобруйской!), апельсинами и прочими деликатесами. Ходили автобусы во все областные центры и крупные города Беларуси. Королями трасс, конечно, были парни и мужики, крутившие баранку: Дмитрий Кузякин, Павел Самарский, несколько Вольфсонов и Гореликов и даже зять цыганского барона из Назаровки Вася Тимченко… Однако наиболее памятным событием в поднятой теме Гарик назвал реконструкцию автобусного парка в феврале 1969-го, когда его оборудовали по типовому проекту и он приобрел практически сегодняшний вид. Так что с юбилеем, бобруйчане!
Фотопечать и реставрация старых снимков!
Мы оказываем услуги по фотопечати с любых носителей, реставрации старых снимков (устранение царапин, пятен, увеличение размера).
Приносите старые снимки в редакцию «Вечернего Бобруйска» по адресу: ул. Московская, 42, 2-й этаж. Мы работаем с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, без обеда.
Цифровые фото можно прислать на адрес редакции: vbfota@gmail.com (не забудьте указать свой номер телефона) либо на вайбер +375-25-514-94-64.
Забрать заказ можно в редакции или получить его по почте наложенным платежом.
Справки по тел. (вайбер, телеграмм): +375-25-514-94-64.