«У нас в коллективе 15 человек. Разница в возрасте 15-20 лет. Временами случаются разногласия, как и везде, но конфликты быстро гаснут. Сейчас же ситуация изменилась: появились трое, которые «заводят» всех остальных, раздражают своим отношением к работе, к остальному коллективу. Нарастает напряжение, появляется озлобленность и т.д. Как правильно себя вести в такой ситуации, чтобы не дождаться «взрыва»?» – спрашивает Лариса.
Консультирует психолог Мария Капустина:
– Любой коллектив – это маленький социум, и конфликты в нем неизбежны. В редких случаях конфликты могут даже «двигать прогресс».
Исходя из описанного вами можно предположить, что у вас в коллективе «зреет взрыв» накопленных и нерешенных недовольств. В идеале, конечно, лучше, чтобы решением проблемы занялся руководитель. Попробуйте к нему обратиться, но спокойно, никого не обвиняя и не скандаля. Объясните, что так работать тяжело, расскажите о своих переживаниях и ощущениях, попросите помощи.
Конечно разница в возрасте – существенный фактор, но только тогда, когда мы сами стесняемся своего возраста или нетерпимо относимся к взглядам и поведению человека моложе или старше нас. Попробуйте начать с себя и научиться принимать человека таким, какой он есть.
Возможно также, настало время открыто поговорить с коллегами. Только соблюдайте правила «откровенного разговора» – спокойная обстановка, никаких обвинений, никакого повышения голоса. Говорите о своих чувствах, мыслях, выслушивайте собеседников, не перебивая.
Многие недооценивают значимость корпоративных вечеринок, совместных вылазок на природу, «посиделок». Чаще в коллективе с конфликтами люди рассуждают наоборот: «я с ним за один стол не сяду» или «это же змеи – сначала меня обсуждают за спиной на работе, а потом мне, что, улыбаться им на вечеринке?». Это как раз самое большое заблуждение, которое лишь усугубляет ситуацию. Если вы действительно хотите наладить отношения с коллегами, сплотиться, то корпоративы – отличный вариант. Того, кто так не считает, на самом деле устраивает жизнь в конфликте. Часто таких людей именно конфликтные ситуации стимулируют на продуктивную работу.
Но важно помнить, корпоратив не должен превращаться в коллективное чрезмерное употребление алкоголя. На сплочение коллектива хорошо работают застольные игры, музыкальные сказки (поищите в интернете – очень много вариантов), совместная творческая деятельность и даже приготовление шашлыка. Неформальная обстановка -- отличный повод поговорить «по душам». Люди, которые вас обижали на работе и казались агрессивными, могут открыться совсем с другой стороны, и с помощью разговора конфликт будет улажен.
И если хотите действительно решить конфликт, то сразу оставьте мысли: «я-то готов, коллега на это не пойдет». Раз вы решили действовать, проявите инициативу!
Задать свой вопрос психологe вы можете на редакционный адрес: red-vb@yandex.ru