Как появляются Х-образные и О-образные ноги. Рассказ детского хирурга и его рекомендации родителям

62.3k
Екатерина НОВИЦКАЯ, ведущая рубрики «Мама в декрете». Фото на титуле: pixabay.com
Ортопедические проблемы у малышей довольно распространены. О том, стоит ли их бояться и что делать, если они обнаружены, рассказала врач медицинского консультативного кабинета, детский хирург с 25-летним стажем Ольга Каминская.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Мой второй малыш родился с помощью кесарева сечения. Первый осмотр у невролога был в три месяца, врач заподозрила кривошею и направила к хирургу.

Осмотр на приеме у специалиста занял секунд 15, в результате были поставлены два диагноза: «кривошея» и «дисплазия тазобедренных суставов», оба – под вопросом. Доктор прописал рентген конечностей и до года – жесткий самодельный фиксирующий воротник на шею ребенку, круглосуточно!

Будь я прежней молодой и впечатлительной мамочкой, я бы точно запаниковала и, не задумываясь, выполнила все указания. Вместо этого я обратилась к другому специалисту, сделала УЗИ тазобедренных суставов, и ни один из диагнозов, слава богу, не подтвердился.

Небольшая проблема с шеей снялась сеансом массажа и частой сменой положения в кроватке. Сейчас (в 10 месяцев) у моего малыша нет никаких проблем (тьфу-тьфу).

Поэтому сразу совет молодым родителям от автора: если вашему малышу ставят какой-то диагноз, не паникуйте раньше времени. Мы живем в век доступной информации, хотя бы поверхностно ознакомьтесь с вопросом. И проверьтесь у другого доктора, на всякий случай.

Чем опасен вес новорожденного более 4 кг

Первичный ортопедический осмотр ребенка должен провести педиатр, говорит детский хирург с 25-летним стажем, сотрудник городского медицинского консультативного кабинета Ольга Каминская. При сложных патологиях, например, с врожденной косолапостью, у бобруйских пациентов есть возможность попасть к узким специалистам областного и республиканского уровня.

Ольга Каминская. Фото из архива «ВБ».
Ольга Каминская. Фото из архива «ВБ».

– Покидая роддом, родители получают на руки выписку, в которой указаны группы риска по развитию определенных заболеваний, если они есть, – говорит Ольга Анатольевна. – В идеале участковый педиатр должен объяснить это маме при первом осмотре. Ребенка каждой группы риска наблюдают по конкретному алгоритму. Например, если он родился с весом более 4 кг или находился у мамы в животике в ягодичном предлежании, могут быть определенные клинические симптомы: избыточная подвижность в суставах или, наоборот, «тугие» суставы, ассиметрия паховых, ягодичных складок. Такой ребенок находится в группе риска по развитию дисплазии тазобедренных суставов (подвывихов, вывиха, недоразвития сустава).

Дети-«кесарята» и дети, перенесшие гипоксию, обвитие пуповины, входят в группу риска по неврологическим заболеваниям, их должен осмотреть невролог в 1, 3, 6 месяцев. Если все в порядке, в полгода группу риска снимают.

В три месяца опытный врач уже видит, нужен ли повторный осмотр до года.

Какие проблемы могут быть

– Например, видимые деформации скелета, нарушения формы черепа. Они очень заметны у детей в раннем возрасте. Причинами этого могут быть родовая опухоль (проходит обычно за 2-3 дня), кефалогематома, возникающая из-за попадания крови в надкостницу в процессе родов. Такие виды ассиметрии головы могут приводить к развитию кривошеи (ребенок клонит голову к одному плечу).

Кстати, кривошея как симптом встречается при многих заболеваниях, даже, по новейшим исследованиям, мигрени (в таком случае ребенок наклоняет голову попеременно то к одному, то к другому плечу). У большинства же маленьких пациентов кривошея – результат слабого мышечного тонуса. Вот почему так важно чередовать положение ребенка в кроватке то в одну сторону головой, то в другую.

По той же причине важно ежедневно выполнять с детьми упражнения и массаж. Когда ребенок не спит, он должен находиться на твердой ровной поверхности, а спать – в своей кроватке. Опытному врачу легко определить «ручных» детей: любая нагрузка вызывает у них раздражение и крик. Такие малыши не привыкли «работать» и могут медленнее развиваться.

Существуют специальные ортопедические шлемы для коррекции неправильной формы головы у младенцев. Но их эффективность вызывает сомнения у большинства врачей.

Довольно часто родители замечают ассиметрию туловища. Ребенок лежа изгибается дугой в одну из сторон. Бывает это, например, при маловодии во время беременности, когда ребенку тесно. Рекомендации те же, что и при кривошее. Если же домашние занятия не дают эффекта, с трех месяцев назначается медицинский массаж.

У новорожденных часто встречаются деформации стоп. В выписке может стоять: косолапость, варусная деформация, деформация неясного происхождения и прочее. Паниковать не стоит. Маме важно посмотреть ребенка в динамике – обычно ко второму приему все приходит в норму. Если же причина – во врожденном заболевании, могут назначаться гипсовые повязки, хирургическое лечение.

Плакат о плоскостопии в детской поликлинике. Фото автора.
Плакат о плоскостопии в детской поликлинике. Фото автора.

Врожденные деформации стоп могут быть достаточно серьезными. Очень редко, но встречается врожденное плоскостопие, связанное с нарушением анатомической структуры кости или ее смещением. В таких случаях показано хирургическое лечение, ортезирование.

Пики ростадетей:
2-3 года,
5-6 лет,
11-12 лет,
14-17 лет.

Дети с ортопедическими проблемами наблюдаются до 18 лет. Очень важны плановые осмотры в пики роста, когда происходят «скачки» развития ребенка. В эти периоды могут проявляться скрытые деформации. Приведу пример. У ребенка с рождения могут быть скрытые изменения структуры позвонков: их расщепление, сращение. Впоследствии может возникнуть сколиоз – искривление позвоночника. Такие изменения могут быть незаметны в первые месяцы жизни.

Что касается дисплазии тазобедренных суставов, раньше ее диагностировали исключительно с помощью рентгена. Сейчас четко определены новые подходы: детям до шести месяцев проводят только ультразвуковую диагностику и лишь по медицинским показаниям, в тяжелых случаях показан рентген в возрасте старше полугода.

На что обратить внимание, когда ребенок начинает ходить

– Сейчас принято на всех подряд надевать ортопедическую обувь, – говорит Ольга Каминская. – Это категорически неправильно. Например, в стране-прародительнице подологии (науки о стопах) – Новой Зеландии дети на уроках сидят без обуви, в носках.

Сигналом для беспокойства должно стать нарушение походки, появление жалоб, заметного дискомфорта. Когда ребенок ходит, можно заметить, «заваливается» ли стопа или пяточка. В большинстве случаев для коррекции достаточно качественной магазинной обуви: с небольшим скошенным каблучком, чтобы отклонить стопу наружу, и мягким супинатором для большей нагрузки внешней части стопы.

Плакат о плоскостопии в детской поликлинике. Фото автора.
Плакат о плоскостопии в детской поликлинике. Фото автора.

Случается, что дети начинают ходить очень поздно, хотя все индивидуально. Ни в коем случае не нужно родителям присаживать или ставить ребенка на ноги раньше времени, пока он еще не проявляет желания ходить. Избыточная нагрузка на стопы может вызвать их изменения, отклонение внутрь или наружу (так появляются Х-образные и О-образные ноги).

В Европе, например, уже не производят ходунки, так как они тоже приводят к неправильному распределению нагрузки при ходьбе, а еще весьма травматичны. Помочь ребенку освоить ходьбу мама может, организуя правильные занятия, подвижные игры.

Стоит ли приобретать подушки-бабочки и круги для купания

– Подушка-бабочка – это лечебно-профилактический товар медицинского назначения, соответственно, имеет противопоказания и требует предварительной консультации специалиста. Она должна иметь сертификат соответствия. Детям до года в норме подушка не нужна, то есть, «бабочка» должна быть назначена врачом! Нужна она для того, чтобы устанавливать голову в правильном положении при таких состояниях, как установочная кривошея, слабость мышц шеи и т.д. Важно использовать ее правильно: применять только на время дневного сна, прогулки, как вспомогательные элемент при занятиях гимнастикой и лечебной физкультурой, не оставлять на ночь. При правильном использовании такая подушка дает хороший эффект.

Что касается кругов для плавания для младенцев – их могут использовать только абсолютно здоровые дети после стабилизации шейного отдела позвоночника: когда они уверенно держат голову, приподнимаются на предплечьях. Круг при купании разгружает маму и стимулирует двигательную активность малыша. У здорового ребенка использование круга вызывает только положительные эмоции.

Бонус от доктора: упражнения для малышей 1,5-3 месяцев

  • Массаж рук. Исходное положение – на спине. Вложить большой палец в правую рука ребенка и, так придерживая ее, поглаживать внутреннюю и наружную поверхность руки ребенка от кисти к плечу, повторяя 8-10 раз с каждой конечностью.
  • Массаж живота. Ладонью правой руки по часовой стрелке поглаживать живот ребенка, избегая области печени. Повтор 8-10 раз. Правой рукой сверху вниз поглаживать левую половину живота, одновременно левой рукой поглаживать правую половину живота снизу вверх, повторять 6-8 раз.
  • Массаж ног. Одной рукой поддерживать ребенка за нижнюю часть голени и стопу, ладонью другой руки поглаживать наружную и заднюю стороны голени и бедра по направлению к паху, повторять 8-10 раз.
  • Упражнение на сосредоточение. Небольшой игрушкой или колокольчиком стимулировать лежащего на животе или на спине ребенка к активному повороту головы вслед за объектом.
  • Массаж стопы. Придерживая ногу ребенка за голень одной рукой, тыльной стороной пальцев другой руки поглаживать подошву от пальцев к пятке и обратно, повторять 10-12 раз.
  • Массаж спины. Двумя руками тыльной стороной поглаживать длинные мышцы спины от ягодиц к голове.
  • Рефлекторное разгибание позвоночного столба. Ребенок лежит на боку. Слегка нажимая, двумя пальцами проводить вдоль позвоночного столба от крестца к шее. В ответ ребенок рефлекторно прогибает спину. Повторять то на одном боку, то на другом.

– Для детей такого возраста движения рук мамы должны быть поглаживающими, – напоминает Ольга Каминская.

Упражнения для ребенка.
Упражнения для ребенка.