Гарики от Гарика. Бобруйск 1960-х: такси и майсы

9190
Ш. ПИГЕЛЬ.
Наш рассказчик вспоминает сегодня первых таксистов Бобруйска, которые пришли на смену балаголам в 1950-е годы.
Бобруйск, конец 1960-х. Автомобиль «Волга» ГАЗ-21 на улице Интернациональной. ФОТО ИЗ АРХИВА «ВБ».
Бобруйск, конец 1960-х. Автомобиль «Волга» ГАЗ-21 на улице Интернациональной. ФОТО ИЗ АРХИВА «ВБ».

К концу 1960-х технический прогресс брал свое. В районе центрального рынка на улице Чонгарской появилась даже стоянка грузо-пассажирских такси, обслуживавших сельчан-торговцев. В базарные дни они спускались по лесенке из крытого брезентом кузова, таща за собой корзины, кошелки, мешки и торбы с товаром. После завершения базарного дня эти же «газоны» возвращали сельчан с городскими гостинцами домой – в Михалево и Бортники, Вишневку и Стасевку, Осово и Дойничево. Тогда же, по воспоминаниям питавшего с детства интерес к технике Гарика, заметно больше стало на бобруйских улицах легковых «Побед», «Москвичей», «Волг-ГАЗ-21». Примерно в 1969-м настоящий фурор в городе произвела первая темно-вишневая «Волга-ГАЗ-24». Все легковые таксомоторы, как уже упоминал собеседник, базировались в основном у рынка, а их водители кучковались в скверике с доской объявлений на входе.

– Центральная стоянка была примечательна тем, что рядом находился ресторан «Березина» – любимое место отдыха офицеров из авиагородка. Они все были с неплохими деньгами и считали за честь угостить бывавшего здесь чемпиона Советского Союза по боксу Гену Каминского. В расчете, что в случавшихся драках и прочих эксцессах боксер поможет авиаторам постоять за себя. В целом же летчиков в «Березине» любили и уважали, а те вели себя по-гусарски. И эту тонкость уловили таксисты, всегда готовые доставить пассажиров в погонах не только в авиагородок, но и в любую указанную ими на карте точку. И это не фигура речи: бобруйчане вообще, а военные в частности, нередко позволяли себе добираться на моторе, например, в Минск. Иногда снежной зимой ответная любовь авиаторов к городу проявлялась в направлении командованием мощной аэродромной техники для расчистки Социалистической и других улиц от снега. По неписанному закону, начиналась работа всегда от ресторана «Березина», – подчеркивает Гарик деталь из давно минувших дней.

Автомобиль «Волга» ГАЗ-21, также как и «Победа», давно стал легендой. Это автомобиль времен шпионских страстей и модного, но запретного рок-н-ролла. В фильме «Берегись автомобиля» главный герой Юрий Деточкин воровал именно 21-е Волги.
В 1959 году «Волга» ГАЗ-21 была представлена на Брюссельской Международной выставке, где получила прозвище «Русский танк во фраке». Дело в том, что во время движения к советскому павильону «Волга» врезалась в трамвай и перевернула его. Сам автомобиль получил при этом минимальные повреждения.
Знаменитый олень, украшавший капот «Волги» первой и вторых серий, стал настоящим магнитом для воров, которые срывали оленя с автомобилей.
В 1962 году все украшения с капота «Волги» убрали. ГАИ порой заставляло владельцев первых выпусков «Волги» снимать оленей во время прохождения техосмотра, объясняя это озабоченностью о безопасности пешеходов.

На просьбу оживить повествование именами наиболее известных тогда таксистов коренной бобруйчанин называет первым Леонида Яковлевича Аксельрода. Да, начинал он за баранкой таксомотора, а затем стал знаменитым тренером, воспитавшим таких спортсменов, как тот же Каминский, Виталий Марусов, Ричард Титов, Анатолий Березюк. Таксовали в нашем городе на Березине Василий Сябровский, ставший потом главным инженером автобусного парка; Семен Исаков, Валерий Колосов, Макс Хавкин, перебравшиеся впоследствии в Израиль, США и другие страны. Не забыл Гарик рассказать и о легенде таксомоторного парка Льве Лившице:

– Когда на «Карла Маркса» был создан таксомоторный парк, то в числе водителей первого призыва оказался и Лева. Работал старательно и добросовестно, так, что его «двадцать первая» выходила три нормативных срока и оставалась в идеальном состоянии. Чтобы поощрить бережливого таксиста, руководство пошло на беспрецедентный до того шаг – подарило ту самую, по сути, шедшую под списание «Волгу» в личную собственность Леве. Он этим очень гордился… – Гарик на несколько секунд умолкает и продолжает:

– А вот Миша Дворкин был знаменит тем, что у него первого в Бобруйске появилась «Волга» с серебристым оленем на капоте. Приехал он как-то на пляж, поставил машину в тенечке, а сам отправился купаться. А пацаны решили, как теперь говорится, приколоться: натоптали снятыми кедами пыльных следов по лаковому покрытию – от багажника, через крышу и на капот, будто всей толпой бегали. Ох и расстроился же Миша – он же даже в тон своей ласточки одевался!.. А похоронен один из первых таксистов на еврейском кладбище, недалеко от входа.

Настроившись на ностальгическую волну, Гарик долго еще вспоминает забавные и грустные эпизоды прошлой жизни и веселых бобруйских таксистов, всегда развлекавших клиентов и коротавших свои смены майсами, в которых невозможно было отличить правду от вымысла.

– Сажусь, помню, в мотор, а водитель рассказывает, как подвозил конструктора из Ульяновска – тогда как раз «УАЗики»-вездеходы новые появились. Так, говорит, инженер тот вспомнил про делегацию, побывавшую на заводе и увидевшую наш «козлик». Один из иностранцев, оценив проходимость «УАЗа», так и сказал: «Чего только эти русские не придумают, лишь бы дороги не ремонтировать»… А другой водитель такси развеселил однажды байкой про посадку одной фифочки: он подкатывает, дверь открывает, а дама так испуганно – «Товарищ шофер, у вас колесо спустило!». «Что, совсем?!. «Нет, только снизу»...

Фотопечать и реставрация старых снимков!

Мы оказываем услуги по фотопечати с любых носителей, реставрации старых снимков (устранение царапин, пятен, увеличение размера).

Приносите старые снимки в редакцию «Вечернего Бобруйска» по адресу: ул. Московская, 42, 2-й этаж. Мы работаем с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, без обеда.

Цифровые фото можно прислать на адрес редакции: vbfota@gmail.com (не забудьте указать свой номер телефона) либо на вайбер +375-25-514-94-64.

Забрать заказ можно в редакции или получить его по почте наложенным платежом.

Справки по тел. (вайбер, телеграмм): +375-25-514-94-64.